Решение по делу № 2-160/2019 от 05.06.2019

Дело

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Большесолдатское

Большесолдатский районный суд Курской области в составе:

председательствующего - судьи Верёвкина С.В.,

при секретаре Андреевой А.М.,

с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской области Толстой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесолдатского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Большесолдатская средняя общеобразовательная школа» и администрации Большесолдатского района Курской области об обязании оборудования системой экстренного оповещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском и просит обязать МКОУ «Большесолдатская СОШ» оборудовать системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и обязать администрацию района обеспечить финансирование данных работ.

Прокурор ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения в МКОУ «Большесолдатская средняя общеобразовательная школа» законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.

Прокурор считает, что на основании п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 6, ч.7, п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 и п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, к основным принципам в сфере образования, помимо прочего, относится приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение определенных требований, в том числе в зданиях образовательных должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение требований ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3 п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, п.22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, здание МКОУ «Большесолдатская СОШ» Большесолдатского района Курской области, расположенное по адресу: <адрес>, не оснащено системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при отсутствии вышеуказанной системы экстренного оповещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Ввиду того, что на указанном объекте социального значения отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), то в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился с данным иском в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Толстая В.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчиков – МКОУ «Большесолдатская СОШ» и администрации Большесолдатского района Курской области - в судебном заседании отсутствовали. О месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Директор МКОУ «Большесолдатская СОШ» Фёдорова Г.В.. в заявлении направленном в суд, просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие их представителя. Исковые требования признала в полном объеме.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснение помощника прокурора, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), к основным принципам в сфере образования, помимо прочего, относится приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии с п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.п. 1, 3 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон №35-ФЗ), одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой, установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года №1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с п.п.21,22 Требований, минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются, среди прочих, мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона №273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона №35-ФЗ, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Судом установлено, что прокуратурой Большесолдатского района Курской области при проведении проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в МКОУ «Большесолдатская СОШ» Большесолдатского района Курской области, установлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере.    

В паспорте безопасности МКОУ «Большесолдатская СОШ» изложены определённые требования, одним из которых является оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновений чрезвычайных ситуаций.

Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечить оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории, об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными техническими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории) (л.д. -).

Как следует из ответа МКОУ «Большесолдатская СОШ» на запрос прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, в здании школы находится кабинет ОБЖ с следующим материально-техническим оснащением: классификация ЧС природного и техногенного характера - 1 комплект, типы терроризма и элементы террористической акции – 1 комплект, как выйти из задымленного помещения - 1 штука, правила безопасного поведения при угрозе взрыва - 1 штука, что делать, если при пожаре невозможно покинуть помещение - 1 штука, безопасное расстояние до взрывоопасных предметов - 1 штука, стенд настенный Государственная символика РФ – 1 штука, стенд настенный ГО и ЧС - 1 штука, стенд настенный ЧС природного и техногенного характера - 1 штука, стенд настенный Первая доврачебная помощь - 1 штука, стенд настенный Пожарной безопасности - 1 штука, уголок пожарной безопасности - 1 штука. уголок ЗОЖ, макет автомата Калашникова - 1 штука, винтовка воздушная - 1 штука, макет светофора - 1штука. дорожные знаки - комплект, ватно-марлевые повязки - 70 штук, веревка основная (диаметр 10-12мм, длина 40м) - 1 штука, карабины с муфтами - 12 штук, страховочная система - 6 штук, палатка - 1 штука, компас - 1 штука, медицинская аптечка - 1 комплект.

Однако требование оборудования территории (объектов) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, не выполнено (л.д.).

Таким образом, требования нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта, МКОУ «Большесолдатская СОШ» в полной мере не исполняются. Поэтому осуществление деятельности указанного общеобразовательного учреждения при отсутствии системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Согласно п.п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, среди прочих: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Муниципальное учреждение может быть казенным.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, МКОУ «Большесолдатская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.-).

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание закреплено за МКОУ «Большесолдатская СОШ» Большесолдатского района Курской области на праве оперативного управления и имеет кадастровый номер (л.д.)

В соответствии с Уставом МКОУ «Большесолдатская СОШ» (пунктами 1.3,1.6,4.8), учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальный район «Большесолдатский район Курской области». Функции и полномочия учредителя, а также собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация Большесолдатского района.

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Управления Федерального казначейства, печать со своим наименованием, бланки, штамп. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется из бюджета Большесолдатского района.

С учётом изложенного, суд считает, что обязанность по оборудованию здания МКОУ «Большесолдатская СОШ» Большесолдатского района Курской области системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, возложена как на органы местного самоуправления муниципального района «Большесолдатский район Курской области», так и на МКОУ «Большесолдатская СОШ».

При таких обстоятельствах в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Большесолдатского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Большесолдатская СОШ» Большесолдатского района Курской области и к администрации Большесолдатского района Курской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора Большесолдатского района Курской области – удовлетворить и обязать МКОУ «Большесолдатская СОШ» Большесолдатского района Курской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а администрацию Большесолдатского района Курской области обязать в тот же срок обеспечить финансирование данных работ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме - с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

С.В. Верёвкин

2-160/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Артур Германович
Ответчики
МКОУ " Большесолдатская СОШ"
Администрация Большесолдатского района Курской области
Суд
Большесолдатский районный суд Курской области
Судья
Веревкин Сергей Викторович
Дело на странице суда
bolshesoldatsky.krs.sudrf.ru
05.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Подготовка дела (собеседование)
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2019Судебное заседание
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Подготовка дела (собеседование)
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее