Дело № 2-1533/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда
В составе: председательствующего судьи Музраевой В.И.,
при секретаре судебного заседания Смакотиной И.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> – Цепелевой К.О., представителей ответчиков Шевченко В.В., Калмыкова С.М., Золина Е.В., представителя третьего лица Резниковой Е.А.,
27 июля 2023 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету здравоохранения <адрес>, ГУЗ «Клиническая больница №» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету здравоохранения <адрес>, ГУЗ «Клиническая больница №» о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка требований законодательства о противодействии терроризма в деятельности ГУЗ «Клиническая больница №»
На момент проверки в ГУЗ «Клиническая больница №» безопасные условия не обеспечены, поскольку периметральное ограждение учреждения имеет разрывы по западной части периметра, граничащей с структурным подразделением № Областного клинического противотуберкулезного диспансера, расположенного по адресу: <адрес>.
Периметральное ограждение территории ГУЗ «Клиническая больница №», имеющее незакрытые участки не может обеспечивать защиту от беспрепятственного доступа на территорию учреждения посторонних лиц и создает возможность совершения террористического акта.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ГУЗ «Клиническая больница №» внесено представление об устранении допущенных нарушений, по состоянию на март 2023 года нарушения не устранены.
В мае 2022 года, январе 2021 года ГУЗ «Клиническая больница №» в адрес Комитета здравоохранения <адрес> направлены письма с требованием обеспечить финансирование, однако до настоящего времени финансирование не произведено.
По указанным основаниям, истец просит суд возложить обязанность на Комитет здравоохранения <адрес> в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ГУЗ «Клиническая больница №» для восстановления целостности периметрального ограждения, принадлежащего ГУЗ «Клиническая больница №» по западной части периметра напротив <адрес> по ул. им. Генерала Штеменко <адрес>, возложить обязанность на ГУЗ «Клиническая больница №» в течение двенадцати месяцев с момента выделения бюджетных денежных средств восстановить целостность периметрального ограждения по западной части периметра напротив <адрес> по ул. им. Генерала Штеменко <адрес>.
Представитель истца помощник прокурора <адрес> – Цепелева К.О. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Комитета здравоохранения <адрес> Золин Е.В. в судебном заседании возражал удовлетворению исковых требований.
Представитель ответчика ГУЗ «Клиническая больница №» Шевченко В.В. в судебном заседании не возражала удовлетворению исковых требований, суду пояснила, что требования прокурора будут выполнены при наличии финансирования.
Представитель ответчика ГУЗ «Клиническая больница №» Калмыков С.М. в судебном заседании не возражал удовлетворению исковых требований.
Представитель третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> Резникова Е.А. в судебном заседании по вопросу вынесения решения полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Комитета финансов <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ТФОМС <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, представил отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГБУЗ "<адрес> клинический противотуберкулезный диспансер" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ГБУЗ "<адрес> клинический наркологический диспансер" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как следует из ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно п. 15 Требований, антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В пункте 16 Требований установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории); обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством: установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению; обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения; своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ); поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму; своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории); разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении; обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении; проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений); своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации; разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.
Согласно п.16(1) Требований, на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются следующие мероприятия: организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию); своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера; обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений; создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка требований законодательства о противодействии терроризма в деятельности ШГУЗ «Клиническая больница №».
На момент проверки в ГУЗ «Клиническая больница №» безопасные условия не обеспечены, поскольку периметральное ограждение учреждения имеет разрывы по западной части периметра, граничащей с структурным подразделением № Областного клинического противотуберкулезного диспансера, расположенного по адресу: <адрес>.
Периметральное ограждение территории ГУЗ «Клиническая больница №», имеющее незакрытые участки не может обеспечивать защиту от беспрепятственного доступа на территорию учреждения посторонних лиц и создает возможность совершения террористического акта.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками в ходе судебного разбирательства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУЗ «Клиническая больница 12» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Комитета здравоохранения <адрес> направлено письмо с просьбой об оказании дополнительного финансирования с целью устранения нарушений, выявленных при проведении прокурорской проверки, которые были отражены в представлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению Комитета здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения представления установлено, что на западной части периметра, ограждение отсутствует не только на территории учреждения больницы, но и на территории структурного подразделения ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер», а также на территории принадлежащей структурному подразделению ГБУЗ «<адрес> клинический противотуберкулезный диспансер», в связи с чем ГУЗ «Клиническая больница №» не может осуществить монтаж ограждения на не принадлежащей ей территории. По вопросу исполнения представления в адрес комитета здравоохранения <адрес> направлено обращение с просьбой оказать содействие в приобретении перицентрального ограждения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Клиническая больница №» не имеет возможности выполнить представление по причине отсутствия денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Клиническая больница №» в адрес Комитета здравоохранения направлено письмо с просьбой об оказании помощи и содействия приобретении оборудования и проведения капитального ремонта в стационаре.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ГУЗ «Клиническая больница №» направлен запрос о предоставлении сведений об устранении выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений.
Согласно сообщению ГУЗ «Клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ, разрыв периметрального ограждения на территории ГУЗ «Клиническая больница №» ликвидирован не был. В 2022 году в адрес комитета здравоохранения <адрес> было направлено письмо, обосновывающее необходимость осуществления финансирования. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ на письмо получен не был, дополнительное финансирование до учреждения доведено не было. В 2023 года в адрес Комитета здравоохранения <адрес> повторно направлено обращение о финансировании ГУЗ «Клиническая больница №» с целью его благоустройства.
Как усматривается из приложения к проекту бюджета на 2021-2023 года на строительство пропускного пункта на въезде на территорию больницы с оборудованным шлагбаумом необходимо 400 000 рублей, период исполнения 2021 года, восстановление и ремонт ограждения территории больницы необходимо 1 500 000 рублей, период исполнения 2022 год.
ДД.ММ.ГГГГ ТФОМС <адрес> был согласован план финансово-хозяйственной деятельности ГУЗ «Клиническая больница №»
Согласно сообщению ГУЗ «Клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ, акт осмотра земельного участка учреждения с приложением схемы, фотографий, с отражением координат и метража разрыва периметрального ограждения по западной части периметра напротив <адрес> граничащей с структурным подразделением № Областного клинического противотуберкулезного диспансера, расположенного по адресу: <адрес>, по причине отсутствия финансирования.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Клиническая больница №» сообщило заместителю прокурора <адрес> Волгограда об отсутствии метража разрыва периметрального ограждения по западной части периметра граничащей с структурным подразделением № Областного клинического противотуберкулезного диспансера, расположенного по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что территория объекта здравоохранения ГУЗ «Клиническая больница №» до настоящего времени не оборудована периметральным ограждением по западной части периметра напротив <адрес> граничащей с структурным подразделением № Областного клинического противотуберкулезного диспансера, расположенного по адресу: <адрес>, что свидетельствует о непринятии должных мер к финансированию в области противодействия терроризму.
В то же время в связи с принятием на законодательном уровне требований к антитеррористической защищенности и существа выявленного нарушения, на устранение которого требуются значительные финансовые затраты, следует, что нарушение возникло не одномоментно, а на протяжении значительного периода времени перед проведением проверки.
Согласно п.1.4 Устава ГУЗ «Клиническая больница №» функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Комитет здравоохранения <адрес>.
В силу п.1.6 Устава учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке.
Согласно п.1.8 Устава Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Как усматривается из пп. «р» п.3.2 Устава к компетенции учредителя в отношении учреждения относятся, в том числе осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Комитете здравоохранения <адрес>.
В силу п.1 Положения Комитет является органом исполнительной власти <адрес>, который, в том числе, принимает участие в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму в пределах своей компетенции (п.п.ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Положения Комитет обладает функциями и полномочиями учредителя в отношении подведомственных ему государственных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с п.п.ДД.ММ.ГГГГ Положения, Комитет обладает функциями главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению.
Таким образом, объем ответственности комитета здравоохранения <адрес> за выявленные в ГУЗ «Клиническая больница №» нарушения требований антитеррористической защищенности объектов определяется тем, что Комитет по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету здравоохранения <адрес>, ГУЗ «Клиническая больница №» о возложении обязанности удовлетворить, возложить обязанность на Комитет здравоохранения <адрес> в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ГУЗ «Клиническая больница №» для восстановления целостности периметрального ограждения, принадлежащего ГУЗ «Клиническая больница №» по западной части периметра напротив <адрес> по ул. им. Генерала Штеменко <адрес>, возложить обязанность на ГУЗ «Клиническая больница №» в течение двенадцати месяцев с момента выделения бюджетных денежных средств восстановить целостность периметрального ограждения по западной части периметра напротив <адрес> по ул. им. Генерала Штеменко <адрес>.
При принятии решения об удовлетворении иска, суд учитывает, что отсутствие периметрального ограждения по западной части периметра, напротив <адрес> отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих на территории объекта здравоохранения, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, что в свою очередь может способствовать совершению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц.
Требования прокурора <адрес> направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов граждан, их жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, поскольку это будет отвечать требованиям антитеррористической открепленности, способствовать созданию условий, гарантирующих охрану укрепления здоровья граждан.
Учитывая, что требования прокурора касаются сферы антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей важного объекта инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также с учетом того, что исковые требования прокурора Краснооктябрьского районного суда <адрес> к Комитету здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по финансированию мероприятий по установке периметрального ограждения удовлетворены, суд полагает, что 12 месяцев с момента вступления решения суда, а для ГУЗ «Клиническая больница №» 12 месяцев с момента поступления финансирования для выполнения мероприятий антитеррористической защищенности разумным и достаточным для исполнения решения суда.
При этом, доводы представителя ответчика Комитета здравоохранения <адрес> о том, что установка ограждения подлежит финансированию за счет средств ТФОМС <адрес> и Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу судом отклоняются.
Комитет здравоохранения <адрес>, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Как следует из статьи 160.2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Принимая во внимание, что устранение выявленных нарушений требует финансовых затрат, при отсутствии необходимых средств у бюджетного учреждения, суд приходит к выводу о том, что именно на комитет здравоохранения <адрес>, как на учредителя, подлежит возложению обязанность по финансированию вышеуказанных работ для восстановления целостности периметрального ограждения. Обстоятельства наличия или недостатка у больницы собственных доходов, позволяющих исполнить решение суда, должны быть учтены комитетом здравоохранения <адрес> при определении размера предоставляемой субсидии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании).
Частью 2 статьи 35 названного Закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе, структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
В силу положений части 7 статьи 35 названного Закона структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно подпункту 1 пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона.
В силу п.192 указанных Правил, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Из разъяснений, содержащихся в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ № в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Таким образом, расходы медицинских организаций на содержание объектов недвижимого имущества, не эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской помощи), не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Расходы на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта здравоохранения не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Кроме того, осуществление ГУЗ «Клиническая больница №» платных медицинских услуг, не может являться основаниям для освобождения Комитета здравоохранения <адрес> от обязанностей, возложенных на него законом.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету здравоохранения <адрес>, ГУЗ «Клиническая больница №» о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить обязанность на Комитет здравоохранения <адрес> в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ГУЗ «Клиническая больница №» для восстановления целостности периметрального ограждения, принадлежащего ГУЗ «Клиническая больница №» по западной части периметра напротив <адрес> по ул. им. Генерала Штеменко <адрес>.
Возложить обязанность на ГУЗ «Клиническая больница №» в течение двенадцати месяцев с момента выделения бюджетных денежных средств восстановить целостность периметрального ограждения по западной части периметра напротив <адрес> по ул. им. Генерала Штеменко <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств 03 августа 2023 года.
Председательствующий В.И. Музраева