Дело № 2-5162/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
19 ноября 2018 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Верияловой Н.В.,
при секретаре Умаровой В.Р., Москальоновой А.Е.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Ульяновска Причалова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вирясова Н.Н. к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Вирясов Н.Н. обратился в суд с иском к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о восстановлении на работе.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ №-тр/д работал в должности главного специалиста в отделе охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
20.08.2018 истец был уведомлен о предстоящем увольнении по сокращению штатов. 24.09.2018 на основании приказа №-рк от 19.09.2018 года истец был уволен по сокращению штатов. Считает увольнение незаконным по формальным и фактическим основаниям.
Ответчик уволил его до истечения 2-х месячного срока. Об этом свидетельствует уведомление об ознакомлении от 27.07.2018, приказ об увольнении от 24.09.2018. Приказ об увольнении от 19.09.2018 был принят за 4 дня до увольнения.
Рстец является членом профсоюза Рё РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 82 РўРљ Р Р¤ РїСЂРё принятии решения Рѕ сокращении численности или штата работников организации Рё РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРј расторжении трудовых РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ СЃ работниками РІ соответствии СЃ Рї. 2 С‡. 1 СЃС‚. 81 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤ работодатель обязан РІ письменной форме сообщить РѕР± этом выборному органу первичной профсоюзной организации РЅРµ позднее, чем Р·Р° РґРІР° месяца РґРѕ начала проведения соответствующих мероприятий, что РЅРµ было проведено.
Р’ С…РѕРґРµ процедуры РїРѕ сокращению штатов РІСЃРµ прежние сотрудники отдела охраны РІ сфере охотничьего хозяйства Рё животного РјРёСЂР° департамента природных ресурсов Рё охраны окружающей среды оказались трудоустроенными РІ отдел природных ресурсов Рё охраны окружающей среды Министерства РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё цикличной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё Ульяновской области, Рё только Р’РёСЂСЏСЃРѕРІ Рќ.Рќ. Рё Р¤РРћ7 оказались уволенными РїРѕ сокращению штатов Рё РЅРµ приняты РЅР° работу РІ РЅРѕРІРѕРµ Министерство РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё цикличной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Усматривается мнимое сокращение штатов - появление новой должности с другим названием, но аналогичной по своей трудовой функции сокращенной должности в другом министерстве. Еще до начала процедуры увольнения по сокращению штатов было принято распоряжение от 06.07.2018 года за №303-пр, которое предусматривало штатную численность нового отдела природы и должность истца - главного специалиста отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства.
В ходе процедуры увольнения истцу была предложена вакантная должность главного специалиста департамента растениеводства, механизации и химизации Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий. Предложение не было принято, поскольку должность предполагает переезд в г.Ульяновск, при этом не предложено временное жилье и возмещение затрат на аренду жилья и возмещение командировочных расходов. Считает направленное предложение отпиской и неуважением к его трудовым правам.
Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным приказ в„– 331-СЂРє РѕС‚ 19.09.18 Министерства агропромышленного комплекса Рё развития сельских территорий Ульяновской области Рё восстановить его РІ должности главного специалиста отдела охраны РІ сфере охотничьего хозяйства Рё животного РјРёСЂР° РІ <адрес> Министерства агропромышленного комплекса Рё развития сельских территорий Ульяновской области.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, пояснил, что нарушение срока увольнения заявлено им ошибочно, также вывод о том, что он является членом профсоюза, сделан им на основании того, что когда его принимали на работу, просили написать заявление о вступлении в профсоюз, он его написал. Поэтому считает, что он член профсоюза.
Считает, что его также, как и других сотрудников, должны были перевести в Министерство природы и цикличной экономики, однако этого не было сделано.
Представитель ответчика РїРѕ доверенности РўРёРјРѕС…РёРЅ Р.Рќ. РІ судебном заседании РЅРµ признал требования Р’РёСЂСЏСЃРѕРІР° Рќ.Рќ., РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ соответствии СЃ пунктом 1 указа Губернатора Ульяновской области РѕС‚ 19.06.2018 в„–57 было создано Министерство РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё цикличной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Ульяновской области СЃ передачей ему функций Министерства сельского, лесного хозяйства Рё природных ресурсов Ульяновской области РІ сфере лесного хозяйства, природопользования Рё охраны окружающей среды, охраны Рё использования объектов животного РјРёСЂР° Рё водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных РЅР° предотвращение, выявление Рё пресечение нарушений законодательства РІ сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности требований, РІ том числе нормативов Рё нормативных документов, РІ сфере охраны окружающей среды, Р° также РїРѕ осуществлению лицензирования отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РЅР° территории Ульяновской области.
Пунктом 2 данного указа Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области переименовано в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.
В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 302-пр «О предельной штатной численности и месячном фонде оплаты труда работников Министерства сельского хозяйства Ульяновской области» численность работников Министерства сокращена со 132 единиц до 53.
19.07.2018 было подготовлено уведомление №37 о сокращении должности главного специалиста отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, замещаемой Вирясовым Н.Н., данное уведомление было получено Вирясовым Н.Н. 24.07.2018. Согласно абзацу второму уведомления Вирясов Н.Н. предупреждён об освобождении занимаемой должности и увольнении по истечении двух месяцев со дня получения настоящего уведомления.
На основании указа Губернатора Ульяновской области от 01.08.2018 № 74 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского хозяйства Ульяновской области переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.08.2018 № 18/351-П «О Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области» полномочия по охране в сфере охотничьего хозяйства и животного мира исключены из полномочий Министерства.
20.08.2018 Вирясову Н.Н. предложена должность главного специалиста департамента растениеводства, механизации и химизации Министерства. Место работы: <адрес>, время работы: с 8.00 до 17.00. Данная должность была предложена в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием у Министерства вакантных должностей в <адрес> Ульяновской области.
От предложенной должности Вирясов Н.Н. отказался, и был уволен 24.09.2018. Увольнение Вирясова Н.Н. произведено в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
В Министерстве сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области были созданы две профсоюзные организации - работников сельского хозяйства и работников лесного хозяйства. Вирясов Н.Н. не являлся членом указанных организаций, обязательные отчисления с заработной платы им не производились. Сведениями о том, что Вирясов Н.Н. является членом иного профсоюза, Министерство не располагает.
Относительно довода истца о том, что все прежние сотрудники трудоустроены в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерство может лишь отметить, что все сотрудники отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира были уволены из Министерства.
Выслушав стороны, выслушав прокурора, давшего заключение об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ч. 1 и 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса; о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 1913-О, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 4 части первой статьи 77, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
Часть третья статьи 81, части первая и вторая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, позволяют работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно узнать о предстоящем увольнении, продолжить трудовую деятельность у работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях, либо с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для последующего трудоустройства. Данные нормы носят гарантийный характер и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15.06.2017 по делу по иску Вирясова Н.Н. к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула установлено, что Вирясов Н.Н. на основании трудового договора от 01.12.2014 №53-тр/д был принят на работу в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на должность главного специалиста отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира департамента природных ресурсов и экологии. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
12.01.2016 между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому должность истца поименована, как главный специалист в отделе охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Указом Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 № 57 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» постановлено создать с 16 июля 2018 года Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, передав ему функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
Переименовать с 16 июля 2018 года Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №302-пр «О предельной штатной численности и месячном фонде оплаты труда работников Министерства сельского хозяйства Ульяновской области» численность работников Министерства установлена в количестве 53 единиц. Ранее численность Министерства составляла 132 единицы.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П утверждено Положение о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области.
24.07.2018 Вирясову Н.Н. было вручено уведомление, которым он предупреждался об освобождении от занимаемой должности и увольнении по истечении двух месяцев со дня получения уведомления, поскольку занимаемая им должность главный специалист в отделе охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области подлежит сокращению в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №302-пр.
На основании указа Губернатора Ульяновской области от 01.08.2018 № 74 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство сельского хозяйства Ульяновской области переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.08.2018 № 18/351-П «О Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области» полномочия по охране в сфере охотничьего хозяйства и животного мира исключены из полномочий Министерства.
27.08.2018 Вирясову Н.Н. была предложена вакантная должность главного специалиста департамента растениеводства, механизации и химизации Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, по которой предусмотрено место работы в <адрес>.
Предоставленной ответчиком возможностью по замещению указанной вакантной должности истец не воспользовался.
24.09.2018 трудовой договор между Вирясовым Н.Н. и Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области расторгнут, истец уволен по сокращению штата работников в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Таким образом, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации Вирясов Н.Н. был предупрежден работодателем персонально и под роспись 24.07.2018, уволен 24.09.2018, двухмесячный срок, установленный законом, не нарушен.
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с ч. 3 ст. 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
Поскольку на момент уведомления Вирясова Н.Н. о предстоящем увольнении по сокращению штатов иной имеющейся у ответчика вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы не имелось, учитывая, что функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды были переданы Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, предложение истцу должности главного специалиста департамента растениеводства, механизации и химизации Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области суд не может расценить как нарушение прав истца.
Также, согласно сообщениям Первичной профсоюзной организации агропромышленного комплекса Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, первичной профсоюзной организации департамента лесного хозяйства Вирясов Н.Н. их членом не являлся.
Учитывая, что сокращение должности истца действительно имело место и процедура увольнения по сокращению работодателем была соблюдена, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Вирясову Н.Н. в удовлетворении иска к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Вериялова