Дело № 12-89/2023
Р Е Ш Е Н И Е
10 мая 2023 года г. Ялта
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым (298600, г. Ялта, ул. Дмитриева, д. 4) Кириллова Кристина Юрьевна,
рассмотрев жалобу Луганского Анатолия Анатольевича на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Черниковой О.Н. от <дата> №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Луганского Анатолия Анатольевича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее – ОСП по г. Ялте УФССП по РК) Черниковой О.Н. от <дата> №<номер> по делу об административном правонарушении Луганский А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица Луганским А.А. подана жалоба с просьбой отменить указанное постановление и прекратить производство по делу. Жалоба мотивирована тем, что при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом допущены процессуальные нарушения, поскольку не дана надлежащая оценка правомерности составления протокола об административном правонарушении без надлежащего извещения заявителя, без направления в его копии, без надлежащего извещения о дне и времени рассмотрения дела, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность принятого решения.
Луганский А.А. будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явился, подал письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие в связи с невозможностью явки в суд.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, причин неявки суду не представлено.
Поскольку глава 30 КоАП РФ, которая устанавливает порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, не содержит требования, согласно которому явка заявителя и должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, являлась бы обязательной, считаю возможным рассматривать жалобу в отсутствие указанных лиц, в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что <дата> возбуждено исполнительное производство №<номер>-ИП, на Луганского А.А. и других лиц, возложена обязанность произвести за их счет снос самовольно возведенного строения (шестиэтажного здания, расположенного непосредственно рядом с участком истца), расположенного на земельном участке, площадью 0,15 га по адресу: <адрес> №№<номер> в течение 4-х месяцев с момента вынесения определения. Предоставить, в случае неисполнения ответчиками решения суда в указанный срок, право <данные изъяты> осуществить мероприятия по сносу вышеуказанной самовольной постройки, с последующим возложением расходов на ответчиков. <дата> вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора. <дата> вынесено постановление о назначении нового срока исполнения. Данные постановления направлены должнику посредством почтовой корреспонденции, требования исполнительного документа не исполнено.
Как следует из ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.1, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
По факту неисполнения решения суда, в отношении физического лица Луганского А.А., составлен протокол №<номер>-АП от <дата> по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Луганского А.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, протокол в отношении Луганского А.А. составлен в его отсутствие.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что Луганский А.А. не извещался о дате составления протокола об административном правонарушении от <дата>. Сведений о направлении копии протокола в адрес Луганского А.А. не имеется. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
При таких данных у должностного лица не имелось оснований для рассмотрения данного дела об административном правонарушении. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должностному лицу надлежало решить вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время, возвращение материалов дела должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Такая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №<номер>, согласно которой возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
При таких обстоятельствах, сам факт признания протокола по делу об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу влечет за собой прекращение производства по делу, без обсуждения наличия либо отсутствия доказательств вины. Иное означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также других участников производства по делу об административном правонарушении. На основании изложенного постановление должностного лица подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесен указанный акт.
Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении в отношении Луганского А.А. установлено, что в нарушение требований ч. 5 ст. 28.2 и ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении и обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении не подписаны должностными лицами.
Принимая во внимание требование ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которой, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу Луганского Анатолия Анатольевича - удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Черниковой Оксаны Николаевны от <дата> №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Луганского Анатолия Анатольевича – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня получения копии решения через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья К.Ю. Кириллова