Дело № 3а-10/2022
УИД 76OS0000-01-2021-000552-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 25 января 2022 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матюжина Владимира Николаевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Решением Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 июня 2014 года мэрия города Ярославля обязана к проведению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу.
11 сентября 2014 года на решение выдан исполнительный лист.
18 ноября 2014 года на основании данного исполнительного листа в отношении мэрии города Ярославля возбуждено исполнительное производство.
Матюжин В.Н. обратился с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая на то, что исполнительное производство до настоящего времени не окончено. Капитальный ремонт жилого дома <адрес> мэрией города Ярославля не выполнен. Срок исполнения судебного акта превысил семь лет. Действия мэрии города Ярославля по исполнению судебного решения является неэффективными и недостаточными. Размер компенсации оценен административным истцом в размере 45 000 рублей.
В судебное заседание административный истец и его представитель Фролов К.Е. не явились.
Административные ответчики мэрия города Ярославля, Департамент финансов мэрии города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили.
Мэрия города Ярославля в письменном отзыве на административный иск его не признала привела доводы о том, что неисполнение решения суда до настоящего времени связано с отсутствием достаточного бюджетного финансирования на эти цели.
Заинтересованное лицо Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области в судебное заседание своих представителей не направил, по запросу суда представил исполнительное производство, возбужденное в отношении мэрии города Ярославля, письменной правовой позиции по административному иску не представил суду.
Исследовав письменные материалы дела, а также материалы исполнительного производства в отношении мэрии города Ярославля, суд приходит к выводу о том, что требования административного иска подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закона № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов дела следует, что 16 июня 2014 года в пользу административного истца состоялось решение Фрунзенского районного суда города Ярославля, которым на мэрию города Ярославля возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес>.
На данное решение суда выдан исполнительный лист, по которому возбуждено исполнительное производство; предметом исполнения является обязанность мэрии города Ярославля произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома административного истца.
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (статья 36) определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Исполнительное производство по исполнению решения Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 июня 2014 года возбуждено 18 ноября 2014 года.
Положения статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ в действующей редакции, которая предусматривает возможность присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, которым на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, применяются с 1 января 2017 года.
На указанную дату срок исполнительного производства, возбужденного в интересах административного истца, превысил два года.
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что право на обращение с настоящим административным иском в суд у административного истца имеется.
Судом установлено следующее движение по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 июня 2014 года:
Решение оставлено без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда 29 августа 2014 года. С указанной даты решение вступило в законную силу.
11 сентября 2014 года одному из истцов по гражданскому делу ФИО1 на данное решение выдан исполнительный лист.
14 ноября 2014 года исполнительный лист передан в службу судебных приставов.
18 ноября 2014 года судебным приставом – исполнителем Кировского РОСП УФССП России по Ярославской области исполнительное производство возбуждено.
19 декабря 2014 года в адрес мэрии города Ярославля судебным приставом – исполнителем внесено требование о представлении информации об исполнении решения суда в срок семь дней со дня получения требования.
30 апреля 2015 года в адрес мэрии города Ярославля судебным приставом – исполнителем внесены требования об исполнении судебного решения в срок шесть дней, о представлении информации о его исполнении в срок 7 дней; в адрес мэра города Ярославля внесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
8 мая 2015 года мэрией города Ярославля судебному приставу сообщено, что в рамках исполнения решения суда получена копия технического паспорта на жилой дом, составлено техническое задание на проектирование, разрабатывается смета на подготовку проектно – сметной документации.
13 мая 2015 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
20 мая 2015 года в адрес мэрии города Ярославля судебным приставом – исполнителем внесено требование об исполнении судебного решения в срок 10 дней.
Сообщение с перечислением тех же работ, что и по состоянию на 8 мая 2015 года, направлено в адрес судебного пристава – исполнителя по состоянию на 22 мая 2015 года.
7 августа 2015 года в адрес мэрии города Ярославля судебным приставом – исполнителем внесено требование об исполнении судебного решения в срок до 17 августа 2015 года.
Сообщение с перечислением тех же работ, что и по состоянию на 8 мая 2015 года, направлено в адрес судебного пристава – исполнителя по состоянию на 12 августа 2015 года.
24 сентября 2015 года исполнительное производство передано во Фрунзенский районный отдел судебных приставов.
15 марта 2016 года в адрес мэрии города Ярославля судебным приставом – исполнителем внесено требование о предоставлении информации об исполнении судебного решения в срок до 13 апреля 2016 года.
29 марта 2016 года мэр города Ярославля предупрежден о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
По сообщению мэрии города Ярославля по состоянию на 28 марта 2016 года объем исполнения решения суда не изменился.
26 декабря 2016 года исполнительное производство передано в Межрайонный ОСП УФССП России по Ярославской области.
10 января 2017 года в адрес мэрии внесено требование об исполнении решения в срок до 20 февраля 2017 года.
19 января 2017 года в адрес мэрии города Ярославля судебным приставом внесено требование об исполнении отдельного этапа ремонтных работ – капитального ремонта кровли жилого дома в срок до 1 мая 2017 года.
По состоянию на 9 февраля 2017 года мэрия города Ярославля сообщает в адрес судебного пристава о движении по исполнению решения суда в том же объеме.
21 февраля 2017 года в адрес мэрии внесено требование об исполнении решения в срок до 20 марта 2017 года.
По состоянию на 10 марта 2017 года мэрия города Ярославля сообщает в адрес судебного пристава о движении по исполнению решения суда в том же объеме.
10 апреля 2017 года в адрес мэрии внесено требование об исполнении решения в срок до 5 мая 2017 года.
По состоянию на 16 и 18 апреля, 27 апреля 2017 года мэрия города Ярославля сообщает в адрес судебного пристава о движении по исполнению решения суда в том же объеме.
23 июня 2017 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 августа 2017 года.
16 августа 2017 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 2 октября 2017 года.
13 ноября 2017 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 31 декабря 2017 года.
25 декабря 2017 года в адрес мэрии судебным приставом – исполнителем внесено требование о представлении информации об исполнении решения суда в срок 7 дней.
12 января 2018 года мэр города Ярославля предупрежден о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
По состоянию на 16 января 2018 года мэрия города Ярославля сообщает в адрес судебного пристава о движении по исполнению решения суда в том же объеме.
18 апреля 2018 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 20 мая 2018 года.
28 мая 2018 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 20 июня 2018 года.
22 августа 2018 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 15 октября 2018 года.
23 октября 2018 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 31 декабря 2018 года.
14 января 2019 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 марта 2019 года.
11 мая 2019 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 июля 2019 года.
13 сентября 2019 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 декабря 2019 года.
9 декабря 2019 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 февраля 2020 года.
25 февраля 2020 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 апреля 2020 года.
7 мая 2020 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 1 июля 2020 года.
14 марта 2021 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 23 марта 2021 года.
4 июня 2021 года мэрия города Ярославля привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7 июня 2021 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения – до 15 июля 2021 года.
Определением Фрунзенского районного суда города Ярославля от 7 июня 2021 года одному из истцов по гражданскому делу ФИО2 отказано в изменении способа и порядка исполнения решения Фрунзенского районного суда города Ярославля от 6 ноября 2014 года путем замены выполнения работ по капитальному ремонту кровли жилого дома (части работ, возложенных на мэрию города Ярославля решением суда) на денежную компенсацию.
Таким образом, срок исполнения судебного акта на момент вынесения настоящего решения составил – 7 лет 3 месяца 11 дней. Данный срок, применяя разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (пункт 55), суд исчисляет с даты предъявления ФИО1 исполнительного листа в службу судебных приставов.
Устанавливая достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий мэрией города Ярославля, суд приходит к следующему:
Мэрии города Ярославля необходимо осуществить в рамках исполнительного производства большой и сложный объем работ. При этом, мэрия города Ярославля, как муниципальный заказчик, обязана при выполнении данных работ к соблюдению требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, производство работ по капитальному ремонту в соответствии с градостроительным законодательством требует изготовления до начала работ проектно – сметной документации, проведения экспертизы такой документации. Наконец, суд принимает во внимание, что выделение денежных средств для производства указанных работ и иных связанных с их выполнением мероприятий осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Приведенные факты безусловно увеличивают сроки исполнения судебного решения по сравнению с тем движением, которое имело бы место в случае, если должником по исполнительном производству являлось бы иное лицо, а не орган местного самоуправления.
Однако, данные обстоятельства не могут быть признаны достаточным основанием для неисполнения судебного решения в срок, превышающий семь лет три месяца.
Анализ приведенного движения по исполнительному производству позволяет сделать вывод о том, что вышеприведенных действий, требующих значительных временных затрат, в целях исполнения судебного решения мэрией не производилось.
В течение указанного срока мэрией города Ярославля получена копия технического паспорта на жилой дом и составлено техническое задание на проектирование, то есть совершены действия на выполнение которых затрачено несколько часов рабочего времени сотрудников казенного учреждения, на которое возложены обязанности по заключению контрактов для муниципальных нужд.
Таким образом, анализ движения по исполнению судебного решения указывает на то, что за 7 лет 3 месяца 11 дней мэрией ни в какой части не совершено действий по его исполнению. То есть в течение всего срока исполнения мэрия города Ярославля бездействовала.
Таким образом, несмотря на то, что исполнение судебного решения по производству капитального ремонта жилого дома предполагает существенные временные затраты, действия мэрии города Ярославля в рамках исполнительного производства не были эффективными и не были достаточными для своевременного исполнения судебного решения, что привело к тому, что решение не исполнено в течение приведенного срока.
Поведение административного истца, как лица, в чьих интересах ведется исполнительное производство, ни в какой части не явилось причиной столь длительного исполнения решения суда. С его стороны препятствия в исполнении данного решения не чинились, бездействие мэрии города Ярославля с поведением административного истца не связано.
Суд полагает, что обстоятельство, связанное с тем, что исполнительное производство возбуждено на основании заявления ФИО1, а административный истец Матюжин В.Н. взыскателем по исполнительному производству не является, не исключает его права требования компенсации за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.
При этом суд принимает во внимание, что административный истец являлся истцом по гражданскому делу по исковому заявлению к мэрии города Ярославля о проведении капитального ремонта. Из решения суда следует, что его требование судом удовлетворено. Следовательно, возбуждение по данному решению суда одного исполнительного производства на основании заявления одного из истцов свидетельствует об исполнении данного решения в отношении всех лиц, чьи требования о проведении капитального ремонта судом удовлетворены.
При этом судом установлено также, что административный истец продолжает проживать в доме <адрес>, следовательно, продолжает сохранять интерес в исполнении данного решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения судебного решения в пользу административного истца нельзя признать разумным, его право на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено. Причиной данного нарушения является недостаточность и неэффективность действий мэрии города Ярославля по исполнению решения суда.
На основании изложенных фактов и в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация.
Суд принимает во внимание, что размер данной компенсации, определенный административным истцом в размере 45 000 рублей, соответствует предмету исполнения и степени нарушения права административного истца, значимости для него данного решения.
Существенная длительность неисполнения решения, сопряженная с проживанием административного истца в неблагоприятных условиях, игнорирование со стороны должника обязательности судебного решения как средства правовой защиты дают основания суду для удовлетворения требований административного иска в полном объеме.
Суд принимает во внимание, что силами собственников квартир многоквартирного дома <адрес> частично выполнены работы по капитальному ремонту жилого дома, обязанность по выполнению которых возложена на мэрию города Ярославля.
Однако, данный факт не имеет правового значения для решения вопроса о присуждении в пользу административного истца компенсации или определения ее размера, так как исполнительное производство в отношении мэрии города Ярославля не окончено; от исполнения решения взыскатели не отказались.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Матюжина Владимира Николаевича удовлетворить.
Взыскать в пользу Матюжина Владимира Николаевича с городского округа город Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.
Решение суда подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 8 февраля 2022 года