Решение по делу № 2-5818/2023 от 24.10.2023

Дело № 2-5818/2023

УИД 55RS0007-01-2023-005851-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск                                      28 декабря 2023 г.

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н. при секретаре судебного заседания Стенниковой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.В.П. к Администрации города Омска, Акционерному обществу «Омскэлектро» о возложении обязанности устранить недостатки капитального ремонта системы водостока на кровле многоквартирного дома,

                       УСТАНОВИЛ:

Истец В.В.П. обратился в суд с иском к Администрации города Омска, Акционерному обществу «Омскэлектро» о возложении обязанности устранить недостатки капитального ремонта системы водостока на кровле многоквартирного дома.

В обоснование иска указано, что в 2018 году между уполномоченным представителем собственников и Администрацией г. Омска утверждено мировое соглашение. В 2020 году АО «Омскэлектро» выполняло работы по капитальному ремонту общего имущества дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе эксплуатации водостока, было выявлено его протекание, что подтверждается актами.

Просит исковые требования истца к ответчику о безвозмездном устранении недостатков работ удовлетворить: устранить протекание водостока на кровле многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец В.В.П. исковые требования поддержал, просит возложить обязанность по устранению недостатков на ответчиков. До обращения в суд неоднократно письменно обращался к ответчику, но вопрос не решился. Объем работ по ремонту водостока небольшой, но ремонтные работы длительное время не проводятся. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Омска Ю.Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва (л.д. 29-84). Считает Администрацию г. Омска ненадлежащим ответчиком, так как ни Администрация города Омска, ни Департамент городского хозяйства стороной по договору с ООО «Экостроймонтаж» не являлись ни заказчиком данных работ по капитальному ремонту МКД и не осуществляли контроль проводимых работ. Считает, что возложенная на Администрацию города Омска мировым соглашением обязанность была исполнена в полном объеме структурным подразделением Администрации города Омска – департаментом городского хозяйства путем финансирования АО «Омскэлектро» в целях проведения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома. Просила в удовлетворении исковых требований к Администрации города Омска отказать.

Представитель ответчика АО «Омскэлектро» К.А.Я. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам письменного отзыва. Считает, что АО «Омскэлектро» является ненадлежащим ответчиком по иску. Надлежащим ответчиком по иску считает подрядчика – ООО «Экостроймонтаж», так как договором с подрядчиком предусмотрена гарантия на выполненные работы и материалы, используемые при выполнении работ в течение 5 лет с момента сдачи работ. Требования, предъявленные истцом в полном объеме считает гарантийным случаем и устранение недостатков должно быть возложено на подрядчика. При рассмотрении заявленного истцом срока устранения недостатков просила суд учесть погодные условия, так как в зимний период времени невозможно установить место протекания водостока, проведение ремонтных работ возможно только в период благоприятных погодных условий. Просила в удовлетворении исковых требований в АО «Омскэлектро» отказать.

Третьи лица по делу: ООО УК «Содружество», Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, ООО "Экостроймонтаж" надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, участия в судебном заседании не принимали.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела: Решением Центрального районного суда г. Омска от 01.11.2012 по гражданскому делу № 2-5781/2012 постановлено: «Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в срок до ДД.ММ.ГГГГ». Указанное решение вступило в законную силу 08.12.2012, выдан исполнительный лист.

На основании исполнительного листа, выданного по гражданскому делу № 2-5781/2012 в отношении требования об исполнении обязанности Администрации г. Омска по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого <адрес> в г. Омске судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство .

Определением Центрального районного суда г. Омска от 09 ноября 2018 года (л.д.97-99) утверждено мировое соглашение между К.М.А. и Администрацией города Омска, по условиям которого стороны договорились о нижеследующем:

«К.М.А., проживающая по адресу: <адрес>, именуемая в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны, Администрация города Омска, именуемая в дальнейшем «Сторона 2», в лице Л.С.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с другой стороны, совместно именуемые по тексту «Стороны», заключили настоящее мировое соглашение о нижеследующем:

1. По настоящему мировому соглашению «Сторона 1» отказывается от взыскания по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ , а также по всем исполнительным производствам, которые возбуждены и могут быть возбуждены в рамках гражданского дела № 2-5781/2012 в части выполнения капитального ремонта многоквартирного дома и общего имущества многоквартирного <адрес>.

2. «Сторона 2» обязуется произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт фасада с утеплением, устройством пароизоляции и отделкой металлическим сайдингом, замену окон в подъездах на окна ПВХ с устройством отливов, подоконников, внутренних и внешних откосов, восстановление внешнего слоя балконных плит и плит подъездных козырьков, устройство отмостки (с восстановлением выравнивающих, подстилающих слоев и устройством бордюрного камня) многоквартирного <адрес>.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 61 ГПК РФ).

Судом установлено, что в рамках исполнения мирового соглашения между департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и АО «Омскэлектро» заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение). (л.д.110-142)

В соответствии с пунктом 1 Соглашения, предметом Соглашения является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидий в целях финансового обеспечения затрат АО «Омскэлектро» на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению № 1 к Соглашению.

Пунктом 171 приложения «Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии» к Соглашению предусмотрено выполнение капитального ремонта спорного жилого <адрес> в г. Омске.

Для исполнения условий Соглашения, а также достижения целей мирового соглашения департаментом городского хозяйства Администрации города Омска перечислены АО «Омскэлектро» денежные средства в полном объеме.

«Омскэлектро» заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ с подрядчиком ООО «Экостроймонтаж» предметом которого являлось выполнение указанных на объекте МКД по адресу: <адрес> Виды и объемы работ, предусмотренные договором выполнены в полном объеме, что подтверждается актами выполненных работ по форме КС-2 со сроком окончания работ ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных истцом претензий (л.д.9-10), актов выявленных недостатков (л.д.12-13) следует, что истец В.В.П., уполномоченный на обращение протоколом общего собрания (л.д.6-8) неоднократно обращался по вопросу устранения выявленных недостатков проведенного капитального ремонта в части водостока на кровле многоквартирного дома.

Из ответов на претензии (л.д.11-12) следует, что АО «Омскэлектро» направлял претензии с требованием устранить выявленные недостатки, но недостатки не устранены до настоящего времени.

При этом, ни Администрация города Омска, ни АО «Омскэлектро» действенных мер по устранению указанных замечаний не предприняло, в связи с чем, истец обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривается факт выявленных недостатков и их объем, не оспорены акты выявленных недостатков, представленные истцом.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Оценивая обоснованность исковых требований, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 г.) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

В соответствии со ст. 149 ЖК РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2012 года № 389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (ст. 16). Это законоположение, как ранее указывал

Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (Определения от 19.10.2010 года № 1334-О-О и от 14.07.2011 года № 886-О-О).

Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения данного обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений, в том числе, гражданам, приватизировавшим жилые помещения.

Суд, установив в рамках гражданского дела 2-5781/2012, что обязанность по проведению капитального ремонта объекта по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, лежит на бывшем наймодателе - Администрации г. Омска, которой обязанность по производству капитального ремонта дома не была исполнена, возложил обязанность по проведению такого ремонта на Администрацию г. Омска.

Как было указано выше, определением суда от 09 ноября 2018 года утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым Администрация города Омска обязуется произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт фасада с утеплением, устройством пароизоляции и отделкой металлическим сайдингом, замену окон в подъездах на окна ПВХ с устройством отливов, подоконников, внутренних и внешних откосов, восстановление внешнего слоя балконных плит и плит подъездных козырьков, устройство отмостки (с восстановлением выравнивающих, подстилающих слоев и устройством бордюрного камня).

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Соблюдение данного требования предполагает своевременность исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

В рамках исполнения мирового соглашения между департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и АО «Омскэлектро» заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ .

Предметом Соглашения является предоставление из бюджета города Омска в2019 году субсидий в целях финансового обеспечения затрат АО «Омскэлектро» на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению к Соглашению.

По условиям соглашения главный распорядитель принял на себя обязательство, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии и настоящим соглашением (пп. 6 п. 9 раздела IV).

В соответствии с п. 10 раздела IV соглашения главный распорядитель бюджетных средств вправе запрашивать у получателя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных положением о предоставлении субсидии и настоящим соглашением, а также осуществлять иные права в соответствии с бюджетным

законодательством РФ и положением о предоставлении субсидии, в том числе: осуществлять контроль за целевым использованием субсидии; участвовать в приемке выполненных работ на объектах, предусмотренных соглашением.

Получатель обязуется включать в договоры (соглашения), заключенные им в целях исполнения обязательств по настоящему соглашению, в том числе, условий о предоставлении допуска на объекты капитального строительства представителям главного распорядителя бюджетных средств, субъектов общественного контроля, организаций, привлеченные главным распорядителем бюджетных средств по договору на осуществление строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов; направлять по запросу главного распорядителя бюджетных средств документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в течении пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса; в случае получения от главного распорядителя бюджетных средств требования в соответствии с пп. 7 п. 9 соглашения устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании (п. 11 раздела IV соглашения).

Для исполнения условий Соглашения, а также достижения целей мирового соглашения департаментом городского хозяйства Администрации города Омска перечислены АО «Омскэлектро» денежные средства.

Обращаясь в суд с иском, истец просит суд возложить на Администрацию г. Омска и АО «Омскэлектро» обязанность безвозмездно устранить недостатки капитального ремонта данного МКД.

С учетом вышеприведенного правового регулирования, а также установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает, что выполнение части работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с нарушением установленных требований находится в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) Администрации г. Омска. Именно Администрация г. Омска приняла на себя обязанность по производству указанных работ и именно она несет ответственность перед второй стороной мирового соглашения. И в данной ситуации одного финансирования со стороны Администрации г. Омска явилось явно недостаточным для надлежащего исполнения условий мирового соглашения. Администрация города Омска и Департамент городского хозяйства Администрации города Омска могли либо найти иное лицо по договору для предоставления субсидии и организации проведения работ по капитальному ремонту, либо надлежащим образом проконтролировать качество проведения работ для надлежащего исполнения условий мирового соглашения.

Ни Администрация г. Омска, ни АО «Омскэлектро» не подтвердили надлежащее исполнение условий мирового соглашения в полном объеме с выполнением работ надлежащего качества.

Доводы стороны Администрации города Омска о том, что Администрация города Омска не состоит в договорных отношениях непосредственно с подрядчиком судом отклоняется, как не имеющий юридического значения. Администрация города Омска является стороной мирового соглашения, не исполнившей надлежащим образом свои обязательства по мировому соглашению. И то обстоятельство, что непосредственным исполнителем работ являлась не Администрация города Омска, а иное лицо, никак не может освободить Администрацию города Омска от надлежащего исполнения условий мирового соглашения.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела лицом, ответственным перед собственниками помещений многоквартирного дома за проведение капитального ремонта является Администрация г. Омска в силу приведенного выше правового регулирования, а также постановленных судебных актов. И суд отклоняет доводы ответчиков о том, что подрядчик является надлежащим ответчиком по данному делу, так как подрядчик не является стороной по мировому соглашению.

Соответственно и поскольку истец стороной договоров, заключенных между Администрацией г. Омска (ее структурным подразделением департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска) и АО «Омскэлектро», и между АО «Омскэлектро» и ООО «Экостроймонтаж» (подрядчиком, исполнителем работ) не являлся, на последних не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения обязательств в рамках сложившихся между истцом и органом местного самоуправления гражданско-правовых отношений. То есть, у истца сохраняется право требования к стороне мирового соглашения – Администрации города Омска до надлежащего исполнения своих обязательств Администрацией города Омска.

Учитывая изложенное, обязанность по устранению недостатков выполненных работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома по <адрес> следует возложить на Администрацию г. Омска.

Способ же устранения указанных недостатков зависит от выбора самой Администрации города Омска: либо заключить новые договоры для устранения выявленных недостатков, либо требовать надлежащего исполнения обязательств в рамках уже заключенного соглашения с АО «Омскэлектро».

В удовлетворении исковых требований к АО «Омскэлектро» истцу надлежит отказать в полном объеме, так как надлежащим ответчиком по делу является Администрация города Омска.

Удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).

Суд полагает разумным с учетом зимнего периода времени на время рассмотрения дела установить срок устранения недостатков работ по капитальному - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Определяя срок выполнения работ, суд учитывает характер и объем таких работ и зимний период времени, который затрудняет проведение ремонтных работ.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Судебные расходы к взысканию не заявлены, что является правом истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования В.В.П. к Администрации города Омска, Акционерному обществу «Омскэлектро» о возложении обязанности устранить недостатки капитального ремонта системы водостока на кровле многоквартирного дома удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Омска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки капитального ремонта системы водостока в виде протекания системы водостока кровли данного многоквартирного жилого дома над окном кухни <адрес> этаж данного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований В.В.П. к Акционерному обществу «Омскэлектро» отказать.

Судебные расходы к взысканию не заявлены.

    Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья                                 Т.Н. Эннс

Решение суда в окончательной форме принято: 12 января 2024 года.

2-5818/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ведерников Виктор Павлович
Ответчики
Администрация г. Омска
АО "Омскэлектро"
Другие
Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
ООО УК «Содружество»
ООО "Экостроймонтаж"
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Эннс Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Подготовка дела (собеседование)
07.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее