Копия.
Дело № 2а –296/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.Прохоровка 09 июня 2020 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,
при секретаре Курганской Н.Н.,
с участием административных истцов Лошкаревой В.В., Лошкарева А.Ю., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лошкарева О.А., Лошкарева А.А., Лошкарева М.А., их представителя Корнеевой Т.А.,
представителя административного ответчика Иванова С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лошкаревой В. В., Лошкарева А. Ю., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лошкарева О. А., Лошкарева А. А., Лошкарева М. А. к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства об исключении из списка участников основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, обязании восстановить в сводном списке участников и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты,
установил:
24.04.2017 семья Лошкаревых признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020. 12.03.2020 семья Лошкаревых исключена из участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по тому основанию, что использовала право на получение единовременной субсидии на улучшение жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка.
Административные истцы просили признать незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства об исключении из списка участников основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, обязать восстановить в сводном списке участников и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты. В обоснование заявленных требований сослались на то, что получение ими из областного бюджета единовременной субсидии в размере 300 000 рублей предусмотрено Постановлением Правительства Белгородской области от 18.11.2019 №487-пп в рамках реализации регионального проекта «Большая Белгородская семья» национального проекта «Демография» в связи с рождением третьего ребенка в период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Лошкарева В.В., Лошкарев А.Ю., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лошкарева О.А., Лошкарева А.А., Лошкарева М.А., их представитель Корнеева Т.А. поддержали заявленные требования, пояснили, что единовременная субсидия в размере 300 000 рублей предоставлена на улучшение жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей. Основание ее предоставления семье Лошкаревых – это рождение третьего ребенка и не зависит от жилищных условий. Оснований для исключения из списка не имелось, так как меры социальной поддержки по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и программе национального проекта «Демография» не аналогичны. После получения субсидии семья Лошкаревых не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий.
Представитель административного ответчика Иванов С.М. административный иск не признал, указал на то, что в соответствии с письмом Департамента строительства и транспорта Белгородской области установлено, что семья Лошкаревых получила субсидию в размере 300 000 рублей, что послужило основанием для исключения семьи из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Считал решение об исключении Лошкаревых из списка законным.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Лошкарев А.Ю. является отцом Лошкарева О. А., (дата) года рождения, Лошкарева А. А., (дата) года рождения, Лошкарева М. А., (дата) года рождения (л.д.9-11) и как законный представитель несовершеннолетних вправе в соответствии со ст. 52 ГПК РФ представлять их интересы.
На основании решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства администрации муниципального района «Прохоровский район» от 21.04.2017 и постановления администрации муниципального района «Прохоровский район» от 24.04.2017 семья Лошкаревых в количестве четырех человек признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020, как молодая семья, признанная имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д.40-42).
Постановлением администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 27.03.2019 на основании решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства администрации муниципального района «Прохоровский район» от 01.03.2019 подтверждена нуждаемость молодой семьи Лошкаревых в количестве пяти человек в жилом помещении и семья включена в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году (л.д.34-36).
Согласно сводному списку молодых семей – участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по состоянию на 01.10.2019 номер очереди семьи Лошкаревых 21 (л.д.12-13).
Лошкаревы зарегистрированы в жилом доме родителей Лошкаревой В.В. в <адрес> (л.д.65-67), но проживают как пояснил административный истец на съемной квартире.
Согласно информации ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» от 10.03.2020 и Департамента строительства и транспорта Белгородской области от 11.03.2020 Лошкаревы получили единовременную субсидию в размере 300 000 рублей в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 18.11.2019 №487-пп, в связи с чем утрачивают право участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей (л.д.29,30).
В связи с получением указанной единовременной субсидии решением комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства администрации муниципального района «Прохоровский район» от 12.03.2020 семья Лошкаревых исключена из участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с п.41 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области №410-пп от 10.11.2014 (л.д.32-33).
В письме, адресованном Лошкареву А.Ю., администрация муниципального района «Прохоровский район» на одно из оснований исключения Лошкаревых из списка кроме п.41 Порядка ссылается на пп. «г» п.22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (л.д.31).
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П «По делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А.Дурягиной, одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В соответствии с паспортом федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы она включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
В соответствии с пунктом 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в первую очередь в списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники мероприятий ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
В силу пункта 1 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 410-пп (ред. от 25.11.2019), утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно указанному Порядку участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии разделом II настоящего Порядка; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Порядком, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более. Молодым семьям – участникам мероприятия ведомственной целевой программы при рождении одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленная в соответствии с настоящим Порядком, в случае рождения ребенка в период с даты утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году до момента реализации свидетельства, полученного молодой семьей (п.9 Порядка).
Пунктом 94 Порядка предусмотрено право молодой семьи-участницы мероприятия ведомственной целевой программы на получение дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении одного ребенка в период с даты утверждения списка претендентов до момента реализации свидетельства, полученного молодой семьей.
18.11.2019 Правительством Белгородской области принято постановление №487-пп о предоставлении единовременной субсидии, единовременной выплаты на улучшение жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей.
Данное постановление принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», закона Белгородской области от 3 октября 2013 года № 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области» и в рамках реализации регионального проекта «Большая Белгородская семья» национального проекта» Демография» и утвержден Порядок предоставления единовременной субсидии на улучшение жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей (далее - Порядок).
Согласно п.1 Порядка единовременная субсидия предоставляется в целях оказания поддержки в индивидуальном жилищном строительстве и улучшении жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей.
Право на получение такой субсидии имеет семья, в которой родился третий или последующий ребенок в период с 01.01.2019 по 31.12.2021 и совместное с ним проживание (п.2.3. Порядка).
Субсидия установлена за рождение третьего ребенка или последующего ребенка (п.3.1. Порядка) и может быть направлена на погашение полностью либо частично остатка неисполненных обязательств по договору займа, заключенному с ГУП «Фонд поддержки ИЖС» в целях строительства или реконструкции жилого дома (п. 3.1.1. Порядка) и определяется в размере 300000 рублей (п.3.2.Порядка).
(дата) в семье Лошкаревых родился третий ребенок Лошкарев М.А. (л.д.11).
Из информации ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» от 10.03.2020 следует, что Лошкаревым предоставлена дополнительная социальная выплата - единовременная субсидия на улучшение жилищных условий в размере 300 000 рублей и направлена в счет погашения займа. По состоянию на 03.03.2020 остаток неисполненных обязательств Лошкарева А.Ю. по договору займа составляет 2866,51 рублей (л.д.30).
Таким образом, семья Лошкаревых, являясь участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» имела право на получение дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета при рождении третьего ребенка в определенный период и оснований исключения ее из участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы в соответствии с п.41 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области №410-пп от 10.11.2014 - получение членами молодой семьи в установленном порядке средств федерального бюджета и (или) областного бюджета и (или) бюджета муниципального района (городского округа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома не имелось. Основанием для получения дополнительной социальной выплаты в спорный период являлось рождение ребенка.
Кроме того, в силу п.41 Порядка основанием исключения молодой семьи из оснований исключения ее из участников мероприятия ведомственной целевой программы является получение средств на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Лошкаревым предоставлена дополнительная социальны выплата на улучшение жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Согласно ведомственной целевой программа предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого дома в размере 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Полученная Лошкаревыми дополнительная социальная выплата в связи с рождением третьего ребенка в рамках реализации регионального проекта «Большая Белгородская семья» национального проекта» Демография» и социальная выплата по ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на которую претендуют административные истцы, имеют разный характер, не аналогичны по своей правовой природе социальных выплат. Получение дополнительной социальной выплаты не влияет на предоставление социальной выплаты по ведомственной целевой программе и не является основанием исключения семьи Лошкаревых из участников данной программы.
Подпункт «г» п.22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, на который ссылается административный ответчик при исключении семьи Лошкаревых из
участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, предусматривает основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы.
Однако, семья Лошкаревых была признана участницей мероприятий ведомственной целевой программы и не исключена из числа нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства не соответствуют требованиям закона и нарушают права истцов и их несовершеннолетних детей.
Требования административных истцов в части обязания административного ответчика выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Указанное требование является преждевременным.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.2 и п.4 ст.3 КАС РФ).
Право административных истцов на получение свидетельство о праве на получение социальной выплаты нарушено исключением их из участников мероприятия ведомственной целевой программы. Данное право административных истцов восстановлено.
Свидетельство о праве на получение социальной выплаты выдается на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы органом местного самоуправления муниципального района, отобранного для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом строительства и транспорта области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Лошкаревой В. В., Лошкарева А. Ю., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лошкарева О. А., Лошкарева А. А., Лошкарева М. А. к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства об исключении из списка участников основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, обязании восстановить в сводном списке участников и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 12.03.2020 об исключении из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать администрацию муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области восстановить в сводном списке молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по состоянию на день принятия решения об исключении семьи Лошкаревых из списка комиссией по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 12.03.2020 под номером 21.
В удовлетворении иска Лошкаревой В. В., Лошкарева А. Ю., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лошкарева О. А., Лошкарева А. А., Лошкарева М. А. к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области в части обязания выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области.
Судья подпись Т.В. Гнездилова
Решение в окончательной форме
принято 16 июня 2020 года.
Судья подпись Т.В. Гнездилова