Решение по делу № 33-9210/2022 от 10.11.2022

Ботлихский районный суд РД

судья Ибрагимов А.М.

УИД-05RS0007-01-2022-001312-31

дело в суде первой инстанции № 2-380/2022

дело № 33-9210/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 20 декабря 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Абдуллаева М.К.,

судей Мустафаевой З.К. и Хираева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания Абакаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Ботлихский район» и администрации СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления и проведения рекультивации нарушенных земель в пределах земельного участка по апелляционной жалобе ответчика главы администрации СП «сельсовет Ботлихский» Нурмагомедова Г.Н. на решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 6 сентября 2022 г.,

заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав доводы Дибирова Ш.З. в интересах администрации МР «Ботлихский район»

установила:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «Ботлихский район» и администрации СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления и проведения рекультивации нарушенных земель в пределах земельного участка, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что истцом проведена проверка размещенной в средствах массовой информации и социальных сетях публикации по факту загрязнения отходами производства и потребления, территории прилегающей к нефункционирующему мусороперерабатывающему заводу в Ботлихском районе Республики Дагестан территории.

Проверкой установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Республика Дагестан, Ботлихский район, с. Ботлих, на окраине микрорайона, размещена несанкционированная свалка производства и потребления. Площадь участка, захламленного отходами, составляет 150 м2; приблизительный объем накопленных отходов - 105 м3.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, обозначенный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - муниципальный район «Ботлихский район» Республики Дагестан, относится к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования - под объектами размещения отходов потребления.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно ч. 4 ст. 12 данного Федерального закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, также запрещается (ч.ч.5 и 7 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как установлено в ходе обследования территории, земельный участок с кадастровым номером а также расположенные в его границах объекты недвижимости не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов; отходы производства и потребления размещены на земле (твердое покрытие отсутствует), не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (навес отсутствует, брезентом не укрыты); ливневая канализация отсутствует.

Таким образом, размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в настоящее время не допустимо.

Как следует из положений примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 № 607-ст в случае, если собственник отходов не установлен (несанкционированная свалка), то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», как и действовавшее до его издания Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 № 140, устанавливает, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Разработка проекта рекультивации земель и их рекультивация обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Нарушения были выявлены в ходе проверки межрайонной прокуратуры в ноябре 2021 г., в связи с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № 02-07-2021/3 от 17 ноября 2021 г.

Согласно содержанию поступившего ответа администрации от 18 января 2022 г. № 01-29-53 на представление от 17 ноября 2021 г. требования прокурора были исполнены - свалка ликвидирована.

Между тем, в рамках проверки на предмет фактического устранения нарушений межрайонной прокуратурой осуществлен выезд на место, в результате которого установлено, что отходы ранее размещенные на земельном участке с кадастровым номером перемещены в пределах его границ на новое место (географические координаты ), в том числе размещение отходов допущено и в овраге.

Перемещение отходов также подтверждается объяснениями инженера по строительному контролю МБУ «УЖКХ» Ботлихского района Омарова М.М., актом проверки прокуратуры и иными материалами.

Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Решением Ботлихского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено: «Исковые требования прокурора Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать администрацию СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку, находящегося на территории сельского поселения «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района Ботлихского района РД на земельном участке с кадастровым номером

В удовлетворении исковых требований к администрации МР «Ботлихский район» РД, отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Глава администрации СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района РД Нурмагомедов Г.Н. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Судом не приняты во внимание доводы, изложенные в возражениях ответчика на исковое заявление.

В рамках проверки фактического исполнения представления МР «<адрес>» Махачкалинская Межрайонная прокуратура с выездом на место выявила обстоятельства перемещения отходов производства и потребления на соседний участок.

О перемещении отходов производства и потребления на соседний участок подтверждается и объяснением, полученным старшим помощником Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Прокофьевой Ю.Ю. от инженера по строительному контролю МБУ «УЖКХ» МР «Ботлихский район» (л.д. 40-41).

Именно перемещение отходов производства и потребления с одного участка на другой и послужили основанием для обращения представителя Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в суд с иском к АМР «Ботлихский район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и погреб­ения и приведения рекультивацию нарушенных земель в пределах земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 23 мая 2020 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением ис­пользования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охра­няемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодатель­ством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Россий­ской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закреп­ляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей ста­тьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Вместе с тем в силу положений и. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 23 мая 2020) «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» - иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов являются вопросами местного значения муниципального района.

В нарушении вышеуказанной нормы закона Ботлихский районный суд от 06 сентября 2022 г. обязал администрацию СП «сельсовет «Ботлихский» ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на территории СП «сельсовет «Ботлихский» на земельном участке с кадастровым номером . При этом Ботлихский районный суд в решении от 06 сентября 2022 г. не мотивировал свой отказ в удовлетворении требований Махачкалинского межрайонного природо­охранного прокурора в отношении администрации МР «Ботлихский район».

В судебном заседании представитель ответчика – администрации МР «Ботлихский район» Дибиров Ш.З., действующий по доверенности и участвующим посредством видеоконференц-связи, решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно, на судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу решения ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2017 г.) устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и материалами выездной прокурорской проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположенный в с. Ботлих Ботлихского района РД является собственностью СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района Республики Дагестан.

Учитывая, что выявленная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов производства и потребления, расположенная по адресу: РД, Ботлихский район, с. Ботлих расположена на земельном участке принадлежащем СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района РД является несанкционированной, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, ее расположение вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что отходы размещены непосредственно на почву, в отсутствие специально оборудованного сооружения. При этом объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.

Разрешая спор и возлагая на администрацию СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района РД обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, правильно применил нормы материального закона и надлежащего ответчика по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции) к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы местного самоуправления городского округа, ни поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на администрацию СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что администрация поселка не вправе самостоятельно собственными силами ликвидировать несанкционированные свалки, не являются основанием к отмене решения, поскольку не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.

Сложность и многоступенчатость процедуры исполнения решения суда, равно как и отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующих денежных средств для реализации указанных выше полномочий, не освобождает ответчика от обязанности участвовать в организации деятельности по сбору (накоплению), в том числе раздельному сбору (раздельному накоплению) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, возложенной на ответчика в силу вышеприведенных правовых норм.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 06 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ботлихский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2022 г.

Ботлихский районный суд РД

судья Ибрагимов А.М.

УИД-05RS0007-01-2022-001312-31

дело в суде первой инстанции № 2-380/2022

дело № 33-9210/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 20 декабря 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Абдуллаева М.К.,

судей Мустафаевой З.К. и Хираева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания Абакаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Ботлихский район» и администрации СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления и проведения рекультивации нарушенных земель в пределах земельного участка по апелляционной жалобе ответчика главы администрации СП «сельсовет Ботлихский» Нурмагомедова Г.Н. на решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 6 сентября 2022 г.,

заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав доводы Дибирова Ш.З. в интересах администрации МР «Ботлихский район»

установила:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «Ботлихский район» и администрации СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления и проведения рекультивации нарушенных земель в пределах земельного участка, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что истцом проведена проверка размещенной в средствах массовой информации и социальных сетях публикации по факту загрязнения отходами производства и потребления, территории прилегающей к нефункционирующему мусороперерабатывающему заводу в Ботлихском районе Республики Дагестан территории.

Проверкой установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Республика Дагестан, Ботлихский район, с. Ботлих, на окраине микрорайона, размещена несанкционированная свалка производства и потребления. Площадь участка, захламленного отходами, составляет 150 м2; приблизительный объем накопленных отходов - 105 м3.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, обозначенный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - муниципальный район «Ботлихский район» Республики Дагестан, относится к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования - под объектами размещения отходов потребления.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно ч. 4 ст. 12 данного Федерального закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, также запрещается (ч.ч.5 и 7 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как установлено в ходе обследования территории, земельный участок с кадастровым номером а также расположенные в его границах объекты недвижимости не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов; отходы производства и потребления размещены на земле (твердое покрытие отсутствует), не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (навес отсутствует, брезентом не укрыты); ливневая канализация отсутствует.

Таким образом, размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером в настоящее время не допустимо.

Как следует из положений примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 № 607-ст в случае, если собственник отходов не установлен (несанкционированная свалка), то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», как и действовавшее до его издания Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 № 140, устанавливает, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Разработка проекта рекультивации земель и их рекультивация обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Нарушения были выявлены в ходе проверки межрайонной прокуратуры в ноябре 2021 г., в связи с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № 02-07-2021/3 от 17 ноября 2021 г.

Согласно содержанию поступившего ответа администрации от 18 января 2022 г. № 01-29-53 на представление от 17 ноября 2021 г. требования прокурора были исполнены - свалка ликвидирована.

Между тем, в рамках проверки на предмет фактического устранения нарушений межрайонной прокуратурой осуществлен выезд на место, в результате которого установлено, что отходы ранее размещенные на земельном участке с кадастровым номером перемещены в пределах его границ на новое место (географические координаты ), в том числе размещение отходов допущено и в овраге.

Перемещение отходов также подтверждается объяснениями инженера по строительному контролю МБУ «УЖКХ» Ботлихского района Омарова М.М., актом проверки прокуратуры и иными материалами.

Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Решением Ботлихского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено: «Исковые требования прокурора Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать администрацию СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку, находящегося на территории сельского поселения «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района Ботлихского района РД на земельном участке с кадастровым номером

В удовлетворении исковых требований к администрации МР «Ботлихский район» РД, отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Глава администрации СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района РД Нурмагомедов Г.Н. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Судом не приняты во внимание доводы, изложенные в возражениях ответчика на исковое заявление.

В рамках проверки фактического исполнения представления МР «<адрес>» Махачкалинская Межрайонная прокуратура с выездом на место выявила обстоятельства перемещения отходов производства и потребления на соседний участок.

О перемещении отходов производства и потребления на соседний участок подтверждается и объяснением, полученным старшим помощником Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Прокофьевой Ю.Ю. от инженера по строительному контролю МБУ «УЖКХ» МР «Ботлихский район» (л.д. 40-41).

Именно перемещение отходов производства и потребления с одного участка на другой и послужили основанием для обращения представителя Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в суд с иском к АМР «Ботлихский район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и погреб­ения и приведения рекультивацию нарушенных земель в пределах земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 23 мая 2020 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением ис­пользования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охра­няемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодатель­ством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Россий­ской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закреп­ляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей ста­тьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Вместе с тем в силу положений и. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 23 мая 2020) «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» - иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов являются вопросами местного значения муниципального района.

В нарушении вышеуказанной нормы закона Ботлихский районный суд от 06 сентября 2022 г. обязал администрацию СП «сельсовет «Ботлихский» ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на территории СП «сельсовет «Ботлихский» на земельном участке с кадастровым номером . При этом Ботлихский районный суд в решении от 06 сентября 2022 г. не мотивировал свой отказ в удовлетворении требований Махачкалинского межрайонного природо­охранного прокурора в отношении администрации МР «Ботлихский район».

В судебном заседании представитель ответчика – администрации МР «Ботлихский район» Дибиров Ш.З., действующий по доверенности и участвующим посредством видеоконференц-связи, решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно, на судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу решения ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2017 г.) устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и материалами выездной прокурорской проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположенный в с. Ботлих Ботлихского района РД является собственностью СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района Республики Дагестан.

Учитывая, что выявленная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов производства и потребления, расположенная по адресу: РД, Ботлихский район, с. Ботлих расположена на земельном участке принадлежащем СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района РД является несанкционированной, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, ее расположение вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что отходы размещены непосредственно на почву, в отсутствие специально оборудованного сооружения. При этом объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.

Разрешая спор и возлагая на администрацию СП «сельсовет Ботлихский» Ботлихского района РД обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, правильно применил нормы материального закона и надлежащего ответчика по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 названного Федерального закона № 131-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции) к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы местного самоуправления городского округа, ни поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на администрацию СП «сельсовет Ботлихский» с. Ботлих Ботлихского района РД обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что администрация поселка не вправе самостоятельно собственными силами ликвидировать несанкционированные свалки, не являются основанием к отмене решения, поскольку не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.

Сложность и многоступенчатость процедуры исполнения решения суда, равно как и отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующих денежных средств для реализации указанных выше полномочий, не освобождает ответчика от обязанности участвовать в организации деятельности по сбору (накоплению), в том числе раздельному сбору (раздельному накоплению) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, возложенной на ответчика в силу вышеприведенных правовых норм.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 06 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ботлихский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2022 г.

33-9210/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального района Ботлихский район
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РД
Министерство природных ресурсов и экологии РД
Администрация с/п "сельсовет Ботлихский"
МБУ УЖКХ адмнистрация МР Ботлихский район
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.11.2022Передача дела судье
20.12.2022Судебное заседание
30.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2023Передано в экспедицию
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее