УИД 66RS0023-01-2023-000205-25
дело № 2-237/2023
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2023
Решение
Именем Российской Федерации
г. Новая Ляля 02 мая 2023 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Талашмановой И.С.,
при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах Лопаевой Г.А., Лопаева В.О. к администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма,
при участии представителя истца старшего помощника прокурора Валитовой Е.А., истца Лопаевой Г.А.,
установил:
Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах Лопаевой Г.А., Лопаева В.О. к администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что Лопаева Г.А. и Лопаев В.О. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: (адрес обезличен). Указанное жилое помещение предоставлено Лопаевой Г.А. и членам ее семьи на основании договора социального найма от 14.01.2013 без номера. Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 08.06.2022 № 108 жилое помещение по адресу: (адрес обезличен) признано непригодным для проживания на основании заключения по результатам технического обследования от 27.05.2022 № ФО-474-05-2022, выполненного ООО «ИТ «Феникс»», акта от 14.04.2022 № 13 и заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 27.05.2022 № 13. Кроме того, распоряжением начальника Управления Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа от 28.10.2022 № 45 Лопаева Г.А., являющаяся малоимущей, состав семьи два человека, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда. На основании изложенного, с учетом уточнений, просил возложить на администрацию Новолялинского городского округа обязанность предоставить Лопаевой Г.А. и членам ее семьи (Лопаеву В.О.) во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Новолялинского городского округа благоустроенное жилое помещение, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 36,2 кв.м., расположенное в границах пос.Лобва Новолялинского городского округа, отвечающее установленным требованиям.
В судебном заседании старший помощник прокурора Валитова Е.А. поддержала уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Лопаева Г.А. в судебном заседании требования поддержала, суду пояснила, что дом, в котором располагается ее квартира, деревянный двухквартирный, ее квартира находится в аварийном состоянии, распадается на две части, окна сгнили, фундамента нет, печка почти развалилась, дома влажность, в подвале грибок, а у нее астма. С улицы обшила дом полотном, чтобы не дуло. За зиму 3 машины дров топит, дома холодно, ходят в валенках. Дом 1957 года постройки. Ремонт с 1991 года не проводился, она ходила в администрацию, писала заявления. Внук живет с ней. Его родители – мать, это ее дочь. У нее 3 детей. Мама проживает в Лобве. Внук знает о рассмотрении дела.
Истец Лопаев В.О. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Представитель администрации Новолялинского городского округа в судебное заседание не явился. Направил в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что в настоящее время предоставить истцам жилое помещение не представляется возможным ввиду отсутствия свободного пригодного для проживания муниципального жилья. На территории Новолялинского городского округа выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда осуществляется в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Предоставление жилья осуществляется в порядке очередности, исходя из даты признания дома аварийным. Непригодным для проживания признано только одно жилое помещение – квартира (номер обезличен), в связи с чем данное жилое помещение не включено в государственную программу по переселению граждан из аварийного жилфонда, так как в рамках данной программы расселению подлежат многоквартирные дома, признанные аварийными в целом и подлежащие сносу. Администрация городского округа является высокодотационной территорией, не имеет финансовой возможности единовременно переселить всех граждан из аварийного жилфонда. При наличии освободившегося муниципального жилья либо приобретения квартиры на вторичном рынке, жилое помещение будет предоставлено истцам.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Истец Лопаева Г.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: (адрес обезличен) на основании договора социального найма жилого помещения от 14.01.2013, заключенного с Управлением Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа. В качестве члена семьи нанимателя указана Миннегалиева С.Р. (дочь) (п. 3 договора). Дополнительным соглашением от 19.06.2020 № 1 к договору, п. 3 изменен, в качестве члена семьи указан Лопаев В.О. (внук).
Спорное жилое помещение находится в Муниципальной собственности МО Новолялинский городской округ.
В судебном заседании установлено, что Лопаева Г. А. и Лопаев В.О. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается справкой ООО УК «Родной поселок» от 29.09.2022.
Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 08.06.2022 № 108 жилое помещение по адресу: (адрес обезличен), признано непригодным для проживания.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило заключение, составленное по результатам технического обследования от 27.05.2022 № ФО-474-05-2022, выполненного ООО «ИТ «Феникс»», акта от 14.04.2022 № 13 и заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 27.05.2022 № 13.
Также судом установлено, что Лопаева Г.А. в установленном порядке признана малоимущей, состав семьи два человека.
Распоряжением начальника Управления Лобвинской территории администрации Новолялинского городского округа от 28.10.2022 № 45 Лопаева Г.А., принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда.
Согласно справке отдела СОГУП «Областной Центр недвижимости» Серовское БТИ от 29.09.2022, Лопаева Г.А. в собственности объектов недвижимости не имеет.
Также к материалам дела приложена справка ГУ-УПФР по СО от 18.12.2015 о том, что Лопаевой Г.А. назначена страховая пенсия по старости в размере 10 761 руб. 43 коп.
По заключению ГУЗ «СОКБ № 1» Лопаевой Г.А. с 08.04.2008 установлен диагноз «бронхиальная астма, тяжелое течение».
Из материалов дела следует, что жилой дом (адрес обезличен) не включен в действующую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, так как не признан аварийным и подлежащим сносу, признана непригодной для проживания только квартира истца, соответственно срок переселения граждан, проживающих в доме не определен.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, что не было реализовано органом местного самоуправления.
Пунктом III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Судом установлено, что на день вынесения решения, каких-либо жилых помещений, иного недвижимого имущества за истцом Лопаевой Г.А. на праве собственности не зарегистрировано, она вынуждена проживать вместе с внуком в спорном жилом помещении, которое находится в аварийном состоянии, распадается на две части, окна сгнили, фундамент разрушен, печка полуразрушена, дом отапливается плохо, в результате чего истец вынуждена зимой ходить дома в валенках. На отопление дома зимой приходится покупать три машины дров, что для нее очень затратно, так как она является малоимущей. Жилое помещение истца 08.06.2022 было признано в установленном законом порядке непригодным для проживания. Истец имеет заболевание - бронхиальная астма, в связи с чем проживать в таких условиях ей опасно для здоровья.
Суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Исходя из сведений относительно площади жилого помещения судом установлено, что общая площадь спорного жилого помещения составляет 36,2 кв.м, которая ответчиком признается и не оспаривается, в пределах которых истцам подлежит предоставлению жилое помещение пригодное для проживания.
Таким образом, исходя из правовых и фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку спорное жилое помещение непригодно для проживания, представляет опасность для проживания, поэтому у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение взамен ранее занимаемого, площадью не менее 36,2 кв.метра в границах п. Лобва Новолялинского района.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах Лопаевой Г.А., Лопаева В.О. к администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Новолялинского городского округа предоставить Лопаевой Г.А., Лопаеву В.О. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 36,2 кв.м., состоящее не менее, чем из двух комнат, расположенное в черте п. Лобва Новолялинского района, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхотурский районный суд Свердловской области.
Председательствующий И.С. Талашманова