Решение по делу № 2а-582/2022 (2а-4209/2021;) от 10.12.2021

    Дело № 2а-582/2022      26 января 2022 года

29RS0014-01-2021-002617-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

    председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Кузнецовой В.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске дело по административному исковому заявлению Скребцова М. А. к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее также – СИЗО-4) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 500000 руб.

В обоснование требований указал, что в период нахождения в СИЗО-4 с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> ему не были обеспечены предусмотренные законом условия содержания: для мужчин установлен один помывочный день в неделю; в помещении душевой присутствуют насекомые; вода не соответствует санитарным нормам, т.к. после помывки кожа покрывается белыми пятнами; пища не пригодна к употреблению; не выдается норма черного и белого хлеба, вместо этого выдается серый не пропеченный хлеб; в туалетах текут трубы; умывальник и туалет находятся в одном помещении, которое отделено каким-то пластиковым изделием, на полу скапливается вода, в камере наблюдается повышенная влажность; недостаточность вентиляции; в туалете отсутствует горячая вода; окна в камерах имеют одно стекло, в них имеются щели; мощность радиаторов отопления недостаточная; в камерах «перенаселение», приходилось спать по очереди.

Административный истец, участие которого было обеспечено посредством видеоконференцсвязи, в судебном заседании иск поддержал.

Представитель административных ответчиков СИЗО-4, ФСИН России в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Архангельской области в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть <№> Федеральной службы исполнения наказаний», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по вызову суда представителя не направило.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

    Как указано в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    соблюдены ли сроки обращения в суд;

    соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

На основании части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с положениями частей 1, 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трёх месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Как указано в части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из информации, представленной СИЗО-4 следует, что Скребцов М.А. содержался в СИЗО-4 с <Дата> по <Дата>, а также с <Дата> по <Дата>.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишённых свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щётка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретённые через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырёх квадратных метров с учётом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 в соответствии со статьёй 16 Федерального закона № 103-ФЗ утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила), согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Как указано в пункте 40 Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельём: двумя простынями, наволочкой; полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приёма пищи), кружкой, ложкой,одеждой по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдаётся бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счёте, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щётка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

На основании пункта 42 Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком с питьевой водой, подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, телевизором, холодильником (при наличии возможности), вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора, напольной чашей (унитазом), умывальником, нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией.

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипячёная вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности (пункт 43 Правил).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трёхразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 44 Правил).

В соответствии с ч.1,2 ст.77.1 Уголовно-исполнительный кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений. В случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (ч.3 ст.77.1 УИК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Доводы истца о нарушении условий содержания, выразившегося в том, что для мужчин установлен лишь один помывочный день в неделю, суд отклоняет, поскольку обеспечение возможности помывки в душе для мужчин не менее одного раза в неделю соответствует п.45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата> <№>.

Из материалов дела следует, что в целях предотвращения размножения грызунов и насекомых учреждением с ООО «Центр дезинфекции» заключен государственный контракт <№> от <Дата>. Доказательств того, что истец обращался к администрации учреждения по вопросу наличия в помещении душевой насекомых, материалы дела не содержат.

Согласно выпискам из медицинской карты Скребцова М.А., выданной начальником МЧ <№> <***>, административный истец с жалобами на кожные высыпания в медицинскую часть не обращался (копии выписок от <Дата>).

Качество предлагаемого в пищу хлеба подтверждается Декларациями о соответствии Евразийского экономического союза от <Дата> (срок действия по <Дата>) и от <Дата> (срок действия по <Дата>).

Несогласие административного истца с качеством питания, непригодности предлагаемой к употреблению пищи, носит субъективный характер, а потому не может быть принято судом во внимание.

Доводы истца о ненадлежащем техническом состоянии санитарно-технического оборудования также опровергаются материалами дела.

Из представленных документов следует, что в окнах камер имеются форточки для естественной вентиляции, что соответствует положениям п.4.7. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которым закреплено положение о естественной вентиляции жилых помещений путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Также проветривание камер осуществляется путем открытия камерных дверей во время помывки заключенных в душе или их нахождения на прогулке. Истец не был ограничен в возможности открывать форточку по необходимости. Все камеры режимных корпусов №№1, 2 оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (в режимном корпусе №1 с механическим побуждением, в режимном корпусе № 2 с естественным побуждением). Вентиляция в корпусах находится в исправном состоянии. Санитарное состояние камер, в которых содержался истец удовлетворительное, плесень и грибок отсутствуют. Сантехническое оборудование камер находится в исправном состоянии.

Согласно Приложению №1 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы», подозреваемые и обвиняемые должны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, дежурить по камере в порядке очередности. Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки, мыть бачок для питьевой воды. Таким образом, обязанность по поддержанию чистоты в санузле и камере возложена на лиц, содержащихся в ней.

Теплоснабжение учреждения осуществляется централизованно от собственной котельной, работающей на твердом топливе (уголь).

Сотрудниками дежурной службы ведется учет температурного режима в камерах режимных корпусов, с последующей записью в журнале регистрации температурного режима. Сведений о нарушении температурного режима журналы не содержат. В связи с изложенного доводы истца о недостаточном утеплении окон суд отклоняет.

Из объяснений представителя СИЗО-4 следует, что при перепрофилировании медицинского корпуса в режимный корпус <№> не было предусмотрено подведение горячей воды в камеры. ГВС в режимном корпусе подведено до душевых. Так, согласно пункта 43 раздела 5 Приказа Минюста РФ от <Дата> <№> «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Горячая вода для стирки в режимном корпусе <№> истцу выдавалась в вечернее время ежедневно, а кипяченая вода для питья выдавалась ему по требованию. В камерах режимного корпуса <№> горячее водоснабжение находится в исправном состоянии и подведено непосредственно в сами камеры.

Доводы истца о несоблюдении нормы санитарной площади в камере на одного человека в период его содержания не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения иска.

Действительно, как следует из представленных суду материалов, в отдельные дни в камерах, где содержался Скребцов М.А., норма санитарной площади на одного человека не соблюдалась. Так, с <Дата> по <Дата> на одного человека в камере 71 приходилось 2,72 кв.м, <Дата> и <Дата> на одного человека в камере 71 приходилось 2,75 кв.м.

Вместе с тем, оценивая доводы административного истца о нарушении его прав несоблюдением установленной законом нормы санитарной площади, суд принимает во внимание, что превышение наполняемости камер не носило существенный характер, так как каждому из содержащихся в этих помещениях лиц было обеспечено личное пространство с незначительным отклонением от признаваемого допустимым минимума. При этом согласно распорядку дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в камерах режимных корпусов учреждения, в течение дня дважды выделяется время не менее 1,5 часов на прогулку, вывод в баню, на краткосрочные свидания, на амбулаторный прием в медицинскую часть, проведение телефонных переговоров, участие в следственных действиях и судебных заседаниях.

Утверждение административного истца о том, что в связи с переполненностью следственного изолятора он не был обеспечен отдельным спальным местом, своего подтверждения не нашло. Количество человек в указанные дни количество спальных мест не превышало.

Таким образом, отдельные недостатки, выявленные в деятельности следственного изолятора в период содержания административного истца применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», не отвечают критериям существенности, влекущими возникновение права на присуждение компенсации, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Скребцова М. А. к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о присуждении компенсации за нарушение условий содержания отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                      А.А.Александров

2а-582/2022 (2а-4209/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Скребцов Михаил Андреевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-4
ФСИН России
Другие
Прокуратура Архангельской области
ФКУЗ МСЧ-29 УФСИН России по АО
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Александров Алексей Александрович
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2021Предварительное судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее