Дело № 2-516/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
с участием представителя войсковой части 13178 Чурсиной В.В., действующей на основании доверенности от 01.03.2019,
при секретаре Бутусовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Болдырева Станислава Викторовича к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец Болдырев С.В. обратился в суд с иском к войсковой части 13178, ФКУ «ОСК Восточного военного округа», ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» о взыскании денежных средств, потраченных на прохождение медицинского осмотра.
В обоснование требований истец указал, что он является работником войсковой части 13178, работает на малом гидрографическом судне «МГС-272» в должности матроса первого класса. Работодатель в лице командира войсковой части 13178 предложил ему пройти медицинское обследование за счет собственных денежных средств с последующим возмещением расходов, затраченных на медицинский осмотр. За собственные денежные средства он прошел очередную медицинскую комиссию в КГБУЗ «Николаевская центральная районная больница, расположенной по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137. До настоящего времени денежные средства, затраченные им на прохождение медицинской комиссии, не возвращены, поэтому он вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. Истец просил суд взыскать в его пользу денежные средства, затраченные на прохождение очередной медицинской комиссии, в сумме 7 159,73 руб.
В судебное заседание истец Болдырев С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем предоставил заявление.
В судебном заседании представитель ответчика войсковой части 13178 Чурсина В.В. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что с требованиями истца согласны, считаем, что они вполне законны, потому что работодатель должен обеспечить работнику прохождение медицинских комиссий очередных. Учитывая, что войсковая часть является федеральным учреждением, которое, в свою очередь, является структурным подразделением ОСК ВВО и не имеет своих лицевых счетов, самостоятельно не может организовать заключение договора с медицинской организацией. Учитывая, что в г. Николаевске-на-Амуре отсутствуют военные организации медицинского характера, из этого следует, что договор следует заключать с гражданской организацией. Для этого необходимо заключение соглашения с такой организацией. Медицинская служба по их многочисленным письмам направила запрос в местную ЦРБ с предложением поучаствовать в торгах для заключения такого договора по проведению медицинских комиссий. Торги по каким-то причинам не состоялись, и договор не был заключен. В связи с этим работники плавсостава, которые допускаются к работе только после того, как пройдут медицинскую комиссию, это одно из условий допуска к работе работников. Работодатель в лице командира войсковой части принял решение обратиться к каждому работнику с письмом, где он просит пройти медицинскую комиссию за свой счет. Письмо от 23.03.2020 говорит о том, что работодатель предлагает работнику пройти медицинскую комиссию, и в последующем подать документы на взыскание через лицевой счет. Все права работников по направлению для прохождения медицинских комиссий и неоплаты этой медицинской комиссии со стороны и работника, и организации, которым работодатель подчиняется в силу своей организационной иерархии, соответственно, были нарушены. Работник прошел медицинскую комиссию, его допустили к работе, работником осуществляется задача, поставленная перед войсковой частью, которая непосредственно зависит от работников плавсостава. В свою очередь со стороны войсковой части были выполнены все условия для выполнения этого задания, которое дается каждый год от лица Министра обороны через указания по ступенькам ниже. Работникам проще пройти комиссию в г. Николаевске-на-Амуре, поскольку п. Заветы Ильича находится в отдаленном районе от г. Николаевска-на-Амуре. Прежде чем попасть работнику в п. Заветы Ильича, нужно добраться до г. Хабаровска с г. Николаевска-на-Амуре, а из Хабаровска уже отправиться в этот поселок, потому что прямого рейса нет до поселка. Считают, что заявленные требования должны быть удовлетворены в пользу истца Болдырева. Взыскать средства считают необходимым с ОСК ВВО, так как мы являемся их непосредственным структурным подразделением.
В судебное заседание ответчик ФКУ «ОСК Восточного военного округа» своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем указали в письменных возражениях относительно иска, из которых также следует, что ФКУ «ОСК ВВО» считает исковое заявление незаконным и необоснованным по следующим основаниям: обязанность проходить предварительные и периодические медицинские осмотры предусмотрена статьей 213 Трудового кодекса РФ и Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований. Статья 21 Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работника проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. Болдырев С.В. работает матросом первого класса на малом гидрографическом судне «МГС-272» войсковой части 13178. В силу части 3 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 № 32-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования – на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с директивой Командующего ТОФ от 14.02.2013 № Д-5 «О мерах по сохранению здоровья плавающего состава гражданского персонала флота и порядка проведения медицинского освидетельствования» медицинское освидетельствование гражданского персонала судов гидрографической службы должно проводиться в ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ. В связи с отсутствием структурных подразделений данного военного госпиталя в г. Николаевске-на-Амуре принято решение о прохождении медицинского освидетельствования плавающего состава гражданского персонала войсковой части 13178 в поликлинике ТОФ в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края. Таким образом, ФКУ «ОСК ВВО» и войсковая часть 13178 не препятствовали Болдыреву С.В. в прохождении очередной медицинской комиссии в поликлинике ТОФ в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края. Болдыревым С.В. не представлено доказательств того, что поликлиника ТОФ в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края отказалась провести очередную медицинскую комиссию. Таким образом, Болдырев С.В. самостоятельно принял решение пройти очередную медицинскую комиссию в КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, которая не является медицинским учреждением МО РФ, и где Болдрыев С.В. самостоятельно, по собственной инициативе, внес денежные средства в размере 7 159 руб. Просили в удовлетворении исковых требований Болдырева С.В. к ФКУ «ОСК ВВО» отказать в полном объеме.
В судебное заседание ответчик ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, от филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» поступили письменные возражения относительно иска, из которых следует, что согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2017 № 600дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» на финансовое обеспечение в филиал № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» зачислена войсковая часть 13178. Денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для финансирования расходов войсковой части 13178 по утвержденной бюджетной смете, поступают и расходуются через лицевой счет филиала № 1. Отсутствие у войсковой части 13178 лицевого счета в органах Федерального казначейства не является препятствием для взыскания денежных средств с юридического лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и не может быть основанием для обращения взыскания расходов на Учреждение и филиал № 1. В соответствии с пунктами 23, 25, 26, 42, 44 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем н медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Поэтому учреждение, направляющее своих работников на медосмотр, обязано оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медосмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят их оплату, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Кроме того, возмещаемые организацией суммы расходов работников по оплате медосмотров, не являются компенсационными выплатами и облагаются страховыми взносами, следовательно, денежные средства не могут быть взысканы с лицевого счета филиала № 1, в связи с тем, что денежные средства, поступающие на лицевой счет филиала № 1 предназначены для выплаты заработной платы и иных компенсационных и стимулирующих выплат, но не как не для возмещения расходов по прохождению медосмотров. Финансирование и выделение денежных средств на предупредительные меры, а именно на прохождение работниками обязательного медицинского осмотра производится на лицевой счет ФКУ «Объединенное стратегическое командование по Восточному военному округу», следовательно, заключение договоров также является обязательством ФКУ «ОСК ВВО» и в случае отсутствия договора с лечебным учреждением на прохождение работниками воинских частей бесплатного медицинского осмотра за счет собственных средств работодателя, необходимо взыскивать денежные средства, затраченные на прохождение работниками воинских частей обязательных медосмотров с лицевого счета ФКУ «ОСК ВВО», так как именно ФКУ «ОСК ВВО» является основным работодателем, который обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае затраченных работником денежных средств на прохождение медосмотра возместить указанные расходы работнику. В связи с тем, что финансирование данного вида расходов не входит в компетенцию филиала № 1, обращение взыскания судом на денежные средства, находящиеся на лицевом счете филиала № 1 будет ошибочным и приведет к блокированию счета и срыву выплаты заработной платы гражданского персонала, воинских частей и организаций, состоящих на финансовом обеспечении в филиале № 1, в том числе и работникам войсковой части 13178, так как денежные средства, находящиеся на лицевом счете филиала № 1 предназначены только исключительно для выплаты заработной платы. Последнее обстоятельство в очередной раз указывает на незаконность и необоснованность требований истца и является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований в полном объеме. Должностные лица войсковой части 13178, ответственные за организацию охраны труда работников, бездействуют, своевременно не разрешен вопрос с медицинской службой Восточного военного округа, документы для заключения с медицинскими организациями договоров на прохождение сотрудниками медицинской комиссии направлены, лимиты выделены, имеется лицензированная медицинская организация военный госпиталь в п. Ванино и если работники не могут пройти медосмотр в п. Ванино, в определенном медицинском учреждении, а в г. Николаевске-на-Амуре договор с поликлиникой не заключен для бесплатного прохождения медосмотром, следовательно, Филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» не является работодателем для плавающего состава гражданского персонала войсковой части 13178, а значит, не нарушало трудовых прав истца и является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Просили в удовлетворении исковых требований Болдырева С.В. о взыскании денежных средств на прохождение медицинского осмотра отказать.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В силу статьи 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.20114 № 302н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению № 1; перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению № 2; Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению № 3.
В перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая работы, выполняемые по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункту 4.4 пункта 4 приложения № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).
Периодичность осмотров предусмотрена 1 раз в год, с участием врачей невролога, офтальмолога, хирурга, оториноларинголога, стоматолога, дерматовенеролога.
В соответствии с пунктом 19 указанного выше Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что истец работает в войсковой части 13178 в должности матроса 1 класса МГС – 272, что подтверждается копией трудовой книжки.
24.12.2019 командиром войсковой части 13178 был утвержден список гражданского персонала войсковой части 13178, подлежащих ежегодному обязательному медицинскому освидетельствованию в 2020 году в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н. Как следует из данного списка, Болдырев С.В. был включен в данный список.
Из письма командира войсковой части 13178 от 23.03.2020, адресованного Болдыреву С.В., следует, что заключение контракта с медицинскими организациями на проведение медицинских осмотров гражданского персонала войсковой части 13178 входит в обязанности медицинской службы Военного восточного округа. В 2019-2020 годах по причине организации медицинской службой ВВО закрытых торгов не был заключен контракт с медицинскими организациями Николаевского района Хабаровского края на проведение ежегодных медицинских осмотров гражданского персонала войсковой части 13178. В соответствии с приказом от 12.04.2011 № 302н Минсоцразвития РФ Болдыреву С.В. предложено пройти медицинское освидетельствование в медицинских учреждениях г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края за счет собственных средств с последующим возмещением расходов, затраченных на медицинский осмотр через суд.
Истец с целью прохождения ежегодного медицинского осмотра 24.04.2020 обратился в КГБУЗ «НЦРБ», заключив договор оказания платных медицинских услуг, и произвел оплату стоимости медицинского осмотра в общей сумме 7159,73 руб. Расходы, понесенные истцом, подтверждаются: кассовым чеком и квитанцией от 24.04.2020.
Расходы, связанные с прохождение очередного медицинского осмотра, истцу не возмещены.
Учитывая, что действующим законодательством определена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств периодических медицинских осмотров (обследований); проведение периодических медицинских осмотров работодателем истца не организовано, что следует из письма командира войсковой части 13178 от 23.03.2020, адресованного Болдыреву С.В.; истец на основании письма работодателя – командира войсковой части 13178 прошел периодический медицинский осмотр за счет собственных средств, расходы, понесенные истцом на прохождение периодического медицинского осмотра до настоящего времени не возмещены, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании в его пользу расходов, затраченных им на прохождение очередного медицинского осмотра, в размере 7 159,73 руб.
Поскольку войсковая часть 13178 является структурным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», суд считает необходимым взыскать в пользу истца расходы, затраченные на прохождение очередного медицинского осмотра, в размере 7 159,73 руб. с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
В удовлетворении требований Болдырева С.В. к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о взыскании денежных средств суд считает необходимым отказать.
Довод ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о том, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» и войсковая часть 13178 не препятствовали Болдыреву С.В. в прохождении очередной медицинской комиссии в поликлинике ТОФ в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района, соответственно Болдырев С.В. самостоятельно принял решение пройти очередную медицинскую комиссию в КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, которая не является медицинским учреждением МО РФ, является необоснованным.
Как следует из материалов дела работодателем истца - командиром войсковой части 13178 истцу было вручено указанное письмо, в котором истцу предлагалось пройти медицинское обследование в медицинских учреждениях г. Николаевска-на-Амуре за счет собственных денежных средств с последующим возмещением понесенных расходов через суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Болдырева Станислава Викторовича к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа» о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в пользу Болдырева Станислава Викторовича денежные средства в размере 7 159,73 руб. в счет возмещения затрат, понесенных на прохождение медицинского осмотра.
В удовлетворении исковых требований Болдырева Станислава Викторовича к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2020.
Судья Н.В. Федоренко