Дело № 2- 458/2019 08 июля 2019 года
29RS0010-01-2019-000587-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Янсон С.Ю.,
при секретаре Мордовской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Коряжмы Тюленева С.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № г. Коряжмы» о возложении обязанности провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу персональных компьютеров,
установил:
заместитель прокурора г. Коряжмы в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № г. Коряжмы» (далее – МОУ «СОШ №») о возложении обязанности провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу персональных компьютеров в срок до 31 августа 2020 года.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведен мониторинг соблюдения ответчиком существующего законодательства о безопасности условий обучения и воспитания обучающихся детей, в ходе которой выявлено, что в нарушение действующего законодательства должностными лицами вышеуказанного учебного заведения не проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза персональных компьютеров.
Третье лицо администрация МО «Город Коряжма» своих представителей в судебное заседание не направили, представители письменный отзыв на исковое заявление, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным дело рассмотреть без участия представителя третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Коряжмы Тюленев С.В. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МОУ «СОШ №» Пустохина И.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, указала на материальные трудности учреждения, связанные с предоставлением администрацией денежных средств.
Заслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью второй ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 38 Конституции Российской установлено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
В соответствии пунктом вторым части 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом в силу части седьмой статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом восьмым части первой ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из части второй ст. 41 ФЗ № 273 следует, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.п.2-3 части четвертой ст. 41).
На всей территории Российской Федерации действуют СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2 «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г., которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда (п. 1.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2).
Требования указанных Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ (пункт 1.2 СанПиН).
В силу пункта 2.1. СанПин 2.2.2./2.4.1340-03.222 ПЭВМ должны соответствовать требованиям Санитарных правил, и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, МОУ «СОШ №» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц.
Как установлено судом, в ходе проведения мониторинга соблюдения МОУ «СОШ №» действующего законодательства о безопасности условий обучения и воспитания обучающихся детей прокуратурой г. Коряжмы выявлено, что должностными лицами данного учебного заведения не проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза персональных компьютеров в кабинете информатики.
В ходе рассмотрения дела подтверждено, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза персональных компьютеров не проведена до настоящего времени. Данный факт стороной ответчика не оспаривается.
Ссылки представителей ответчика и третьего лица на проведение Коряжемским отделом Роспотребнадзора в 2018 году проверки компьютерной техники по замерам мощности дозы гамма-излучения, а также отсутствие финансовой возможности для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы персональных компьютеров, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства препятствуют созданию надлежащих условий для обучения неопределенного круга учащихся и создают реальную угрозу жизни и здоровью учащихся, работников учреждения и иных граждан, тем самым нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также факт не устранения нарушений на момент рассмотрения настоящего спора, требования заместителя прокурора г. Коряжмы являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители ответчика и третьего лица в письменных отзывах ссылаются на отсутствие у образовательного учреждения в настоящее время финансовой возможности на данные цели, указывают, что не имеют реальной возможности исполнить заявленные требования в срок до 31.08.2020, в связи с чем просили предоставить ответчику реальный и разумный срок для устранения допущенных нарушений.
Исходя из характера заявленных требований, с учетом объема требуемых документов, а также мнения сторон, суд считает необходимым определить ответчику срок для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы персональных компьютеров до 31 августа 2020 года, поскольку указанный срок является разумным и достаточным для их устранения. Обстоятельств, требующих увеличение данного срока, судом не установлено. Доказательств невозможности провести санитарно-эпидемиологической экспертизы персональных компьютеров до 31 августа 2020 года в связи с тяжелым материальным положением суду не представлено.
В силу положений части первой статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу части второй статьи 333.20 НК РФ суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате.
С учетом организационно-правовой формы, рода деятельности и источников финансирования ответчика, суд считает возможным снизить размер подлежащей уплате в доход местного бюджета государственной пошлины до 1 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Коряжмы Тюленева С.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № г. Коряжмы» о возложении обязанности провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу персональных компьютеров удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № г. Коряжмы» провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу персональных компьютеров, находящихся в учреждении, с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, в срок до 31 августа 2020 года.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № г. Коряжмы» в доход бюджета муниципального образования «Город Коряжма» государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (08 июля 2019 года).
Председательствующий судья С.Ю. Янсон