Решение по делу № 33-1579/2024 от 16.04.2024

Судья Котешко Л.Л.                                                            Дело № 2-1204/2024

       (первая инстанция)

                    № 33-1579/2024

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,

Судей Устинова О.И., Горбова Б.В.,

При секретаре Уласень Я.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 февраля 2024 года по гражданскому делу по иску Баранова В. Р. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент образования и науки г. Севастополя, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Баранов В.Р. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, в котором просил об обязании ответчика предоставить ему, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска истец указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 29 октября 2015 года № 238 Баранов В.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом г. Севастополя от 9 февраля 2015 года №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Севастополе» Баранов В.Р. должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. При этом, законом не установлена очередность в качестве условия обеспечения жильем.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 февраля 2024 года иск удовлетворен.

Департамент капитального строительства г. Севастополя обязан предоставить Баранову В.Р., относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к условиям г.Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам представления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Севастополе из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства г. Севастополя просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе истцу в иске.

Считает, что право истца на обеспечение жильем должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Севастополе.

Фактически жилое помещение истцу должно быть предоставлено вне очереди, что влечет нарушение прав иных лиц, состоящих в списке на получение жилья.

Кроме того, требуется выполнение комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, выполнение особой процедуры предоставления жилья детям-сиротам. В свою очередь, Департамент ограничен бюджетным финансированием.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.

В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, Баранов В.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В связи с чем, Баранов В.Р. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числа на защиту жилищных прав.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 29 октября 2015 года № 238 установлена невозможность проживания несовершеннолетнего Баранова В.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Несовершеннолетний Баранов В.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Севастополе регулируются Законом города Севастополя от 9 февраля 2015 года N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе".

Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений. Положения вышеуказанных норм права при рассмотрении спора учтены судом первой инстанции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в целях реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Баранову В.Р. предоставлено не было, при том, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на жилищном учете.

Следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением Баранов В.Р. не реализовал, что также не оспаривается ответчиком.

Таким образом, Баранов В.Р. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями 92, 98.1, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона г. Севастополя «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе», пришел к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства Департаментом капитального строительства г. Севастополя жилое помещение Баранову В.Р. не предоставлено, чем нарушаются жилищные права лица, оставшегося без попечения родителей.

В связи с чем, суд первой инстанции обязал Департамент капитального строительства г. Севастополя предоставить Баранову В.Р. благоустроенное жилое помещение по нормам представления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными.

Доводы апелляционной жалобы о последовательности предоставления жилых помещений указанным лицам, а также о том, что первоочередное обеспечение Баранова В.Р. жилым помещением влечет нарушение прав иных лиц, состоящих в списке на предоставлении жилья, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда.

Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.

Гарантированное законом право Баранова В.Р., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий.

При этом отсутствие или недостаточность денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 мая 2024 года.

    Председательствующий                     О.И. Жиляева

    Судьи                                О.И. Устинов

                                        Б.В. Горбов

33-1579/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Жиляева Ольга Ивановна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
16.04.2024Передача дела судье
23.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Передано в экспедицию
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее