Дело № 33а-1672/2019
Судья Ильченко Е.Н.
Докладчик Разуваева А.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 05 марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Разуваевой А.Л.
судей Коневой Ю.А., Тепляковой И.М
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кухоренко Виктора Юрьевича на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 25 сентября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Коченевского района Новосибирской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Кухоренко Виктору Юрьевичу о признании незаконным права на управление транспортными средствами и о прекращении права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения Кухоренко В.Ю., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Козловой М.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Коченевского района Новосибирской области, действуя в защиту и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Кухоренко Виктору Юрьевичу о признании незаконным права на управление транспортными средствами и о прекращении права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований административного иска указано, что прокуратурой Коченевского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что Кухоренко Виктору Юрьевичу <данные изъяты> года рождения, 31.07.2012 года выдано водительское удостоверение номер №
Согласно информации врача психиатра-нарколога ГБУЗ «Коченевская ЦРБ» Даниловой С.А. от 26.04.2017 г. Кухоренко В.Ю. с 28.04.2017 года состоит на диспансерном учете врача-<данные изъяты> с заболеванием «<данные изъяты>
Кухоренко В.Ю. страдает заболеванием <данные изъяты> что препятствует ответчику управлять транспортным средством, поскольку управление ответчиком транспортным средством создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Истец просил признать незаконным право на управление транспортными средствами Кухоренко Виктора Юрьевича <данные изъяты> года рождения, и прекратить действие права Кухоренко Виктора Юрьевича <данные изъяты> года рождения на управление транспортным средством на основании водительского удостоверения № №, выданного <данные изъяты> года, до его выздоровления.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Кухоренко В.Ю.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Коченевского районного суда Новосибирской области от 25 сентября 2018 года.
В апелляционной жалобе указывает, что не знал, что состоит на учете у нарколога. В настоящее время официально работает, характеризуется положительно, не употребляет алкоголь. В данный момент находится под наблюдением после операции на сердце.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и прекращая действие права Кухоренко В.Ю. на управление транспортным средством, суд пришел к выводу о том, что у административного ответчика имеются медицинские противопоказания, препятствующие безопасному управлению транспортным средством, подтвержденные материалами дела, заболевание Кухоренко В.Ю. в соответствии с положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является основанием для прекращения действия права на управление транспортным средством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка, нормам права и по существу не опровергаются доводами жалобы, которые, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вена 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно частям 1, 2 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу частей 1, 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, как противопоказание к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), названы коды заболевания по <данные изъяты>
Согласно МКБ-10 коды заболевания – синдром зависимости от алкоголя <данные изъяты>
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым установлено, что лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, не вправе осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Таким образом, наличие у гражданина заболевания «синдром зависимости от алкоголя» является препятствием для управления им транспортными средствами, а, следовательно, и основанием для прекращения действия его права управления транспортным средством.
Факт наличия у Кухоренко В.Ю. диагноза «синдром зависимости от алкоголя» и отсутствие ремиссии на момент рассмотрения дела в суде подтвержден доказательствами, в частности ответом на запрос прокурора из ГБУЗ НСО «Коченевская ЦРБ» от 26 апреля 2018 № 989.
Кроме того, судом апелляционной инстанции истребована амбулаторная карта Кухоренко В.Ю., из которой следует, что 28.04.2017 Кухоренко В.Ю. осмотрен врачом-психиатром-наркологом. Доставлен фельдшером. <данные изъяты>
Также из амбулаторной карты усматривается, что Кухоренко В.Ю. периодически посещает врача-психиатра-нарколога. С ним проводятся психопрофилактические беседы. Установлено воздержание от приема <данные изъяты>
Таким образом, суд с учетом наличия у ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований и правомерно постановил решение о прекращении действия предоставленного ответчику права на управление транспортным средством.
Доводы апеллянта подлежат отклонению по следующим основаниям.
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" признан недействующим на территории Российской Федерации с 13 декабря 2018 года в связи с изданием приказа Минздрава России от 13 декабря 2018 года № 877.
Согласно части 5, 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
По вопросу, касающемуся порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, издан Приказ Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н.
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Снятие с диспансерного учета производится, в том числе, по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление).
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Из представленных в дело доказательств, не опровергнутых стороной административного ответчика, в том числе при рассмотрении его жалобы в суде апелляционной инстанции, следует, что Кухоренко В.Ю. находится в диспансерной группе наблюдения ГБУЗ НСО «Коченевская ЦРБ» у врача психиатра-нарколога с 28.04.2017 с указанным выше диагнозом.
Факт постановки Кухоренко В.Ю. на учет в 2017 году не опровергнут, допустимых доказательств наличия стойкой ремиссии - заключение врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной, не представлено.
Исходя из объяснений административного ответчика в суде апелляционной инстанции, Кухоренко В.Ю. не утверждает о наличии у него ремиссии, а оспаривает сам факт наличия у него заболевания и обоснованность постановки на учет в связи с ним.
Ссылки апеллянта на то, что о факте постановки на учет у нарколога ему не было известно, что он официально трудоустроен, характеризуется положительно и не употребляет алкоголь, не опровергают верность выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, и правового значения не имеют, поскольку не относимы к предмету спора. Данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленного административного иска.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кухоренко В.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Л. Разуваева
Судьи Ю.А. Конева
И.М. Теплякова