Судья Подгайная Н.В.
Дело № 2а-1159/2020
Дело № ЗЗа-9280/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Селезневой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2020 года апелляционную жалобу Харламова Павла Валерьевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 июня 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Харламова Павла Валерьевича к администрации города Перми, департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании не действующим постановление администрации города Перми от 03.10.2019 № 632 «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми» в части переноса красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ****, отказать.»
Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., заключение прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Харламов П.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Перми о признании недействующим со дня принятия Постановления Администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632 «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми» в части переноса красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ****.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, Ленинский район, **** (1/6 доли в праве).
На основании положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, указано на отсутствие оснований для принятия оспариваемого Постановления, поскольку отсутствуют исключительные основания для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого ставит вопрос в своей апелляционной жалобе Харламов П.В. и приводит доводы о том, что ответчиками не представлено доказательств изъятия земельного участка истца для каких-либо публичных нужд, и что Генеральным планом развития г. Перми предусмотрено строительство объектов муниципального значения на территории изымаемого участка. При переносе красных линий для последующего изъятия земельного участка истца не предусмотрено устройство второстепенного проезда, бульвара или тротуара, поэтому считает, что производится снос объектов недвижимости.
В письменных возражениях Прокурора г. Перми и администрации г.Перми указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы и отсутствии оснований для отмены решения суда.
Прокурор прокуратуры Пермского края Левыкина Л.Л. дала заключение о законности постановленного судом решения, полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений. Каких-либо ходатайств не заявляли.
Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 4 ст. 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.
На основании ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения дела данной категории суд может принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
В соответствии с положениями ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
Видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 41.1 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
В соответствии с положениями ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественноделового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:
1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;
2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;
3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;
5) схему границ территорий объектов культурного наследия;
6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;
7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;
8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);
10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;
11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
12) обоснование очередности планируемого развития территории;
13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.
В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с положениями ст. 45 ГрК РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
В соответствии с положениями ст. 45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи (ч.4).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия; включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района, с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний, в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации, и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.
Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В соответствии с положениями ст. 23 ГрК РФ Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям, в числе прочих автомобильные дороги местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в числе иного, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа.
В соответствии с положениями ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Харламову П.В., Х1., П., В., К., З. на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., расположенный по адресу: ****.
Начальником Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято распоряжение от 30.04.2019 № 059- 22-01-03-614 о подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми.
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми проект планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми направлен для согласования заинтересованным лицам.
Из выводов заключения по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства РФ, утвержденного 24.07.2019 начальником департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, следует, что рекомендуется принять решение о проведении публичных слушаний по проектам планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми.
Постановлением Главы города Перми от 26.07.2019 № 88, с учетом изменений внесенных постановлением от 21.08.2019 № 106, назначены публичные слушания по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми.
Из протоколов собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проектов планировки территории и проектов межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловским районах города Перми, следует, что публичные слушания проведены 21.08.2019, 16.09.2019.
24.09.2019 составлен протокол публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.
16.09.2019 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.
Постановлением Администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632 утверждены проекты планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми.
Из п. 1.3 проекта планировки территории, предусматривающим мероприятия по реализации проекта планировки следует, что в отношении территории 8, индекс мероприятия согласно Генеральному плану ТР-5в, необходимы мероприятия: Устройство второстепенного проезда, бульвара, тротуаров.
Проектом предусмотрено образование земельных участков, в том числе земельных участков площадью 308 кв.м., 80 кв.м., 485 кв.м., (№№ 22,24,25 Экспликация образуемых и изменяемых земельных участков) по пр-т. Комсомольский г. Перми.
Из таблицы 2 проекта межевания территории следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу и заинтересованным лицам на праве долевой собственности, подлежит резервированию и изъятию для государственных муниципальных нужд, для реконструкции улично-дорожной сети.
Пунктом 6.2 Проекта планировки определены параметры зон планируемого размещения линейных объектов, конструктивные и планировочные решения, в частности, отношении территории предусмотрено восстановление мини-бульвара вдоль здания по Комсомольскому проспекту 27 в исторических параметрах, придать статус бокового проезда существующему проезду, подключив к ул. Ленина и включив его в профиль Комсомольского проспекта. Планируемый боковой проезд подразделяется на два участка разными характеристиками. Проезд на участке от ул. Пермской в южном направлении, обеспечивает доступность гостиницы «Прикамье» и других объектов обслуживания, с движением в двух направлениях, с заездом и выездом на ул. Пермскую, общей шириной 5,5 м. для обеспечения кратковременной стоянки автотранспорта. Участок от ул. Ленина до ул. Пермская предназначен для подъезда такси, трансфертных, экскурсионных, туристических автобусов к гостинице «Урал». Планируется однополосный проезд длиной 3,5 м., с движением в одно сторону от ул. Ленина к Гостинице. Общая протяженность проезда 220 м., мини-бульвара 48 м., планируемая ширина профиля на ином участке 79 м.
Указанная структура также отражена в схеме конструктивных и планировочных решений.
Распоряжением заместителя главы администрации города Перми - начальника департамента земельных отношений от 09.10.2019 земельный участок с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ****, изъят для муниципальных нужд в целях конструкции улично-дорожной сети.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что постановление о назначении публичных слушаний было опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 54 от 30.07.2019, который является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально- экономическом и культурном развитии города Перми, развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255 «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».
По итогам проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности от 26.09.2016
№ 21-дпт опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 72 от 01.10.2019.
Оспариваемое Постановление администрации г. Перми от 03.10.2019 № «Об утверждении проектов планировки и межевания территории в Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми», опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь» № 74 от 08.10.2019 в связи с чем, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия.
Принимая оспариваемое постановление в целях реализации мероприятия Тр-5в, предусмотренного Генеральным планом города Перми, в части установления красных линий, установлении границ земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд, включения в перечень изымаемых участков земельного участка с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., административным ответчиком учтены положения Генерального плана г. Перми предусматривающего необходимость образования земельного участка для реализации мероприятия Тр-5в, что следует из графы 6 таблицы 22 Генерального плана г. Перми.
Положениями Генерального плана города Перми предусмотрено мероприятие по реконструкции Комсомольского проспекта от ул. Ленина до ул. Екатерининской по нечетной стороне улицы, которое включает в себя: устройство второстепенного проезда, бульвара, тротуаров, аналогичные мероприятия предусмотрены и проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632, что отражено, в проекте планировки территории, в схеме конструктивных и планировочных решений территории 8.
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, иных линейных объектов, их реконструкция определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории.
В соответствии с п. 4 Главы 7 Генерального плана г. Перми, следует, что условия доступа транспортных средств на улицы и дороги местного значения на территории города Перми определены в таблице 19. Из указанной таблицы следует, что доступ к районным улицам и дорогам обеспечивается через пересечения и примыкания в одном уровне, устроенные, как правило, не чаще чем через 150 м.
Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 утвержден Генеральный план города Перми, включающий в себя, в числе прочего, карту 2.1. Развитие улично-дорожной сети, иных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры. Первый и второй этапы (2011- 2016 годы и 2017-2022 годы) и на перспективу.
В соответствии с подглавой 1 Главы 8 «Объекты капитального строительства транспортной инфраструктуры», следует, что описание мероприятий по размещению объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры на первый этап реализации Генерального плана (2011-2016 годы) приведено в таблице 21,2 второй этап - с 2017 года до конца 2022 года - таблица 22.
В соответствии ч. 11 главы 1 Генерального плана г. Перми, при подготовке проекта плана реализации Генерального плана, проекта внесения изменений в план реализации Генерального плана мероприятия на первый этап, определенные в главе 5, и на второй этап, определенные в таблицах 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 35, 36, 39, могут уточняться в части состава мероприятий, содержания действий, изменения соотношения мероприятий по этапам реализации Генерального плана.
В соответствии с п.9 подглавы 1 Главы 8 «Объекты капитального строительства транспортной инфраструктуры», если реализация мероприятий Генерального плана осуществляется в пределах существующего земельного участка, то в графе 6 таблицы 22 указывается «не требуется», что означает «не требуется образования нового земельного участка».
Таблицей 22, под индексом Тр-5в предусмотрено мероприятие по реконструкции Комсомольского проспекта от ул. Ленина до ул. Екатерининской по нечетной стороне улицы, которое включает в себя: Устройство второстепенного проезда, бульвара, тротуаров.
Графа 6, таблицы 22 содержит прочерк.
Доводы административного истца о том, оспариваемое постановление противоречит Генеральному плану г. Перми, поскольку проектом планировки территории, утвержденного оспариваемым постановлением, предусмотрен боковой проезд на расстоянии 25 м. от проезжей части Комсомольского проспекта, что противоречит положениям Генерального плана г. Перми, которым предусмотрено расстояние не менее 150 м., являются несостоятельными, поскольку проектом планировки не предусмотрено создание районной улицы либо дороги, а предусмотрен местный боковой проезд, шириной 3,5 м. с односторонним движением, для обеспечения подъезда такси, трансфертных, экскурсионных, туристических автобусов к гостинице «Урал».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 06.11.2003 № 387-0, от 15.07.2010 № 931-0-0 и от 25.02.2016 № 242-0, следует, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на таком участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях, и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII. 1 ЗК РФ, статьи 239.2, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена, проектом планировки не предусмотрено создание районной улицы либо дороги, а предусмотрен местный боковой проезд, шириной 3,5 м. с односторонним движением, для обеспечения подъезда такси, трансфертных, экскурсионных, туристических автобусов к гостинице «Урал».
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами.
В соответствии п. 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством и реконструкцией автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление утверждено в целях реализации мероприятий Тр-5в, предусмотренного Генеральным планом г. Перми, в части установления красных линий, установлении границ земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд, включения в перечень изымаемых участков земельного участка с кадастровым номером ** площадью 128 кв.м., административным ответчиком учтены положения Генерального плана г. Перми предусматривающего необходимость образования земельного участка для реализации мероприятия Тр-5в, что следует из графы 6 таблицы 22 Г енерального плана г. Перми.
Положениями Г енерального плана г. Перми предусмотрено мероприятие по реконструкции Комсомольского проспекта от ул. Ленина до ул. Екатерининской по нечетной стороне улицы, которое включает в себя: устройство второстепенного проезда, бульвара, тротуаров, аналогичные мероприятия предусмотрены и проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 03.10.2019 № 632, что отражено в проекте планировки территории, в схеме конструктивных и планировочных решений территории 8.
В развитие положений Генерального плана г. Перми п. 6.2. Проекта планировки территории определены параметры зон планируемого размещения линейных объектов, конструктивные и планировочные решения, в частности в отношении территории 8 предусмотрено восстановление минибульвара вдоль здания по Комсомольскому проспекту 27 в исторических параметрах, придать статус бокового проезда существующему проезду, подключив к ул. Ленина и включив его в профиль Комсомольского проспекта. Планируемый боковой проезд подразделяется на два участка с разными характеристиками. Проезд на участке от ул. Пермской в южном направлении, обеспечивает доступность гостиницы «Прикамье» и других объектов обслуживания, с движением в двух направлениях, с заездом и выездом на ул. Пермскую, общей шириной 5,5 м. для обеспечения кратковременной стоянки автотранспорта. Участок от ул. Ленина до ул. Пермская предназначен для подъезда такси, трансфертных, экскурсионных, туристических автобусов к гостинице «Урал». Планируется однополосный проезд шириной 3,5 м., с движением в одну сторону от ул. Ленина к гостинице. Общая протяженность проезда 220 м., мини-бульвара 48 м., планируемая ширина профиля на данном участке 79 м.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку основаны на субъективном толковании норм действующего законодательства; направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Харламова Павла Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -