дело № 5-382/2020
УИД № 18RS0022-01-2020-001755-72
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 ноября 2020 года с. Малая Пурга УР
Судья Малопургинского районного суда Удмуртской Республики Щелчков А.Н.
с участием должностного лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» Зорина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – исполняющего обязанности главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканский детский санаторий «Юськи» для лечения туберкулёза Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее по тексту - БУЗ УР «РДС «Юськи» МЗ УР) Зорина В. Г.
УСТАНОВИЛ:
Зорин В.Г., являясь должностным лицом – и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «Юськи» МЗ УР, находясь по месту исполнения должностных обязанностей по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ допустил в Бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканский детский санаторий «Юськи» для лечения туберкулёза Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
- в нарушение п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (далее по тексту - СП 3.1.3597-20), п. 2.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (далее по тексту - СП 3.1/2.4.3598-20), в учреждении не созданы условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков, отсутствует антисептик для обработки рук в комнате приема пищи для персонала, в кабинете у инструктора ЛФК. В учебных кабинетах, комнате приема пищи для персонала, в санитарной комнате для высушивания рук висят по одному махровому полотенцу, что не обеспечивает индивидуальность их использования сотрудниками и может способствовать распространению новой коронавирусной инфекции. В комнате приема пищи сотрудников, в учебных комнатах отсутствуют бактерицидные лампы.
- в нарушение пунктов 5.6, 11.12, 12.1, 12.2, 12.4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3.2630-10), в кабинете инструктора ЛФК раковина для мытья рук не оборудована дозатором с раствором антисептика, журнал регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки (переносной бактерицидный рециркулятор, находившийся в боксе), ведется не в полном объеме, а именно: отсутствует информация о типе ультрафиолетовой установки, не указывается количество отработанных часов бактерицидной лампы по месяцам, последние данные указаны за 2018 год.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по УР не явился, извещен надлежащим образом.
Должностное лицо - и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» Зорин В.Г. факт допущенных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства по существу не оспаривал, указал, что в настоящее время допущенные нарушения устранены. Вместе с тем, его вина в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку в должности и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» он проработал до проведения проверки всего 2 недели, в учреждении в связи с наличием кредиторской задолженности отсутствовали денежные средства для соблюдения вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Полагает, что его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. В случае назначения наказания просил применить положения ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание менее минимального размера.
Выслушав участников судебного заседания, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Согласно п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней») в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе, проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использование оборудования по обеззараживанию воздуха.
В соответствии с п. 2.3. СП 3.1/2.4.3598-20, в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие: обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты; обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук; регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организаций.
Согласно п.5.6. СанПиН 2.1.3.2630-10, предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых МО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства. Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств (п. 11.12 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В соответствии с п. 12.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, в целях профилактики ВБИ обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук, обработка рук хирургов) и кожные покровы пациентов (обработка операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, санитарная обработка кожных покровов). Администрация организует обучение и контроль выполнения требований гигиены рук медицинским персоналом.
Согласно п. 12.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования.
В соответствии с п. 12.4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10, гигиеническая обработка рук проводится двумя способами: гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов; обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.
Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства. Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств (пункт 11.12 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и влечет наложение административного наказания на должностных лиц в размере от 50 000 рублей до 150 000 рублей.
Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в связи с получением ДД.ММ.ГГГГ из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» информации о лабораторном подтверждении новой коронавирусной инфекции у сотрудников БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства деятельности БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
- в нарушение п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (далее по тексту - СП 3.1.3597-20), п. 2.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (далее по тексту - СП 3.1/2.4.3598-20), в учреждении не созданы условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков, отсутствует антисептик для обработки рук в комнате приема пищи для персонала, в кабинете у инструктора ЛФК. В учебных кабинетах, комнате приема пищи для персонала, в санитарной комнате для высушивания рук висят по одному махровому полотенцу, что не обеспечивает индивидуальность их использования сотрудниками и может способствовать распространению новой коронавирусной инфекции. В комнате приема пищи сотрудников, в учебных комнатах отсутствуют бактерицидные лампы.
- в нарушение пунктов 5.6, 11.12, 12.1, 12.2, 12.4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3.2630-10), в кабинете инструктора ЛФК раковина для мытья рук не оборудована дозатором с раствором антисептика, журнал регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки (переносной бактерицидный рециркулятор, находившийся в боксе), ведется не в полном объеме, а именно: отсутствует информация о типе ультрафиолетовой установки, не указывается количество отработанных часов бактерицидной лампы по месяцам, последние данные указаны за 2018 год.
Факт допущенных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и вина и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» Зорина В.Г. в совершении вменяемого административного правонарушения кроме признательных показаний Зорина В.Г. подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в которое отражено существо допущенных нарушений санитарного законодательства, бездействия и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» Зорина В.Г. квалифицированы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, распоряжением Управления Роспотребнадзора по УР о проведении расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от 18.08.2020 года № 150, актом эпидемиологического расследования Управления Роспотребнадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ №, экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о результатах ПЦР-исследования клинических образцов на коронавирусную инфекцию (COVID-19) от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Министерства здравоохранения УР от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении Зорина В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ», трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Зорина В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ на должность и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» и иными материалами дела.
Не доверять указанным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, изложенные обстоятельства согласуются между собой и с фактическими данными, содержащимися в протоколе об административном правонарушении, объяснениями должностного лица Зорина В.Г., в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, вина и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» Зорина В.Г в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, доказана, действия его следует квалифицировать по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Доводы Зорина В.Г. об устранении выявленных нарушений не могут являться основанием для прекращения производства по делу, так как само по себе устранение нарушений после факта их выявления не является основанием для освобождения виновного лица от ответственности.
Доводы Зорина В.Г. о работе в должности и.о. главного врача БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» непродолжительный период времени и отсутствие финансовых средств учреждения не освобождают его от выполнения вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований, поскольку у Зорина В.Г. с момента назначения на должность – ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день проверки – ДД.ММ.ГГГГ, было достаточно времени для устранения допущенных нарушений. Доказательств отсутствия на расчетном счете БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ» денежных средств, препятствующих устранению вышеуказанных нарушений, не представлено, как и не представлены доказательства выполнения Зориным В.Г. действий, направленных на устранение имеющихся нарушений до проведения Управлением Роспортебнадзора по УР проверки в БУЗ УР «РДС «ЮСЬКИ», направления запросов о выделении дополнительного финансирования для устранения нарушений санитарного законодательства. Само по себе наличие кредиторской задолженности не свидетельствует о невозможности соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности в сфере здравоохранения, тем более в условиях возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Оснований для переквалификации вмененного правонарушения на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку выявленные правонарушения допущены в условиях ограничительных мероприятий, в связи с возможностью распространения эпидемии коронавируса (COVID-19), когда имеется реальная возможность распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих лиц.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, принятие мер по устранению нарушений на момент рассмотрения дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание по делу обстоятельств.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает частичное признание вины, добровольное принятие лицом, совершившим административное правонарушение, мер по устранению допущенных нарушений, малый стаж работы в указанной должности.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства дела, личность Зорина В.Г., который ранее не привлекался к административной ответственности, его материальное положение, отсутствие по делу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, снижение административного штрафа до 25000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), а также свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), судьей не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать исполняющего обязанности главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканский детский санаторий «Юськи» для лечения туберкулёза Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» Зорина В. Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, за которое назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья А.Н. Щелчков