Дело №2-41/2022
УИД: 21RS0020-01-2022-000032-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2022 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,
с участием Кудряшова А.Н. - прокурора Яльчикского района Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и об образовании,
установил:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» (далее Кильдюшевская СОШ) об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и об образовании, указывая, что прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики в деятельности Кильдюшевской СОШ проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства об образовании.
При проведении данной проверки было установлено, что требования законодательства о противодействии терроризму, в части антитеррористической защищенности в Кильдюшевской СОШ, а также требования законодательства об образовании, не соблюдаются, действенные меры по решению вопросов обеспечения требуемого уровня антитеррористической защищенности и выполнению требований нормативных документов по противодействию терроризму администрацией Яльчикского района Чувашской Республики (далее Администрация района) не принимаются. В частности, проверкой установлено, что Кильдюшевская СОШ, расположенное по адресу: Яльчикский район, дер. Кильдюшево, ул. 40 лет Победы, дом 18, не в полной мере обеспечена системой видеонаблюдения, количество камер не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон». Архивирование и хранение данных видеонаблюдения осуществляется с нарушением требуемого 30 дневного срока, только 7 дней. Также на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделение вневедомственной охраны).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов сферы образования.
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) (пп.«а» п.17 Требований).
В силу пп.«г» п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно акту обследования и категорирования Кильдюшевской СОШ (утв. ДД.ММ.ГГ) возможными местами проникновения террористов на объект (территорию) являются: через ограждение, въездные ворота и калитки, через центральный вход, запасные выходы и окна, подвальные и чердачные помещения.
Паспорт безопасности Кильдюшевской СОШ утвержден ДД.ММ.ГГ, определена 3 категория опасности.
В соответствии с п.8 паспорта безопасности вышеуказанного образовательного учреждения рекомендовано дооборудовать объект (территорию) системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, оборудование на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
Частью 13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Закон №384-ФЗ) установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10) для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяется на дошкольные образовательные организации и образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, коллежи, школы-интернаты).
Вместе с тем, несмотря на вышеуказанные требования, и внесение прокуратурой района ДД.ММ.ГГ в адрес директора учреждения представления об устранении нарушений закона, Кильдюшевская СОШ по состоянию на ДД.ММ.ГГ не дооборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивающего непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца. Также на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно п.п.1.7-1.8 Устава Кильдюшевской СОШ учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование-Яльчикский район Чувашской Республики.
Пунктом 6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее Закон №35-ФЗ) органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены законом на решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе обустройстве прилегающих к ним территорий.
В соответствии с действующим законодательством основными принципами обеспечения безопасности являются, в том числе, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных учреждениях должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В связи с тем, что образовательное учреждение ведет непрерывную деятельность, определить конкретное число лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным.
Частичное отсутствие видеонаблюдения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, антитеррористической защищенности.
Ссылаясь, на положения ст.45 ГПК РФ, ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ» истец прокурор района просит обязать Кильдюшевскую СОШ в срок до ДД.ММ.ГГ устранить нарушения законодательства: дооборудовать объект, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, дер. Кильдюшево, ул. 40 лет Победы, дом 18, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца; на 1-м этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца – прокурор района Кудряшов А.Н. иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Ответчик Кильдюшевская СОШ извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Причина неявки суду не известна. Мотивированного возражения на иск не предоставило и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляло.
Третье лицо, администрация Яльчикского района извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. В отзыве на иск просит рассмотреть дело без их участия и разрешение дела оставляет на усмотрение суда.
С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, заключение прокурора района, полагающего заявленные требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2). Предметом судебной защиты в силу ст.46 Конституции РФ являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п.3 ст.3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том чис-ле международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.
В соответствии со ст.2 Закона №35-ФЗ к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч.3.1 ст.3 Закона №35-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов (террито-рий), находящихся в их собственности или принадлежащих им па ином законном основании.
Согласно ст.28 Закона об образовании, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, относятся к компетенции образовательной организации (п.2 ч.3).
Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья относится к компетенции образовательной организации (п.15 ч.3).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также соблюдать их права и свободы (п.2 ч.6).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации (ч.7).
Согласно ст.2 Закона №35-Ф3 одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.3.1 ст.3 Закона №35-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (террито-рий), используемых для осуществления своей деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона №35-ФЗ, Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.» (далее Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов сферы образования.
Из положений пп.«а» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно пп.«г» п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Частью 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10) для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяется на дошкольные образовательные организации и образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, коллежи, школы-интернаты).
Как видно из материалов дела, согласно акту обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГ (л.д.8), межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объекта с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ осуществлена проверка состояния антитеррористической защищенности Кильдюшевской СОШ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, проведенной прокуратурой района проверкой исполнения Кильдюшевской СОШ законодательства о противодействии терроризму и об образовании, выявлены факты волокиты по обеспечению антитеррористической безопасности объекта (территории) образовательного учреждения.
Паспорт безопасности Кильдюшевской СОШ утвержден ДД.ММ.ГГ и определена 3 категория опасности.
В соответствии с п.8 паспорта безопасности вышеуказанного образовательного учреждения рекомендовано дооборудовать территорию системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, оборудование на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
Вместе с тем, не смотря на вышеуказанные требования, и внесение прокуратурой района ДД.ММ.ГГ в адрес директора учреждения представления об устранении нарушений закона, Кильдюшевская СОШ по состоянию на ДД.ММ.ГГ не дооборудована системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, оборудование на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно справки Кильдюшевской СОШ от ДД.ММ.ГГ №, данное образовательное учреждение не дооборудована системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, оборудование на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации
Изложенное свидетельствует о нарушении Кильдюшевской СОШ действующего законодательства в сфере противодействия терроризму.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ (далее ЕГРЮЛ) Кильдюшевская СОШ (ИНН: 2120000856, ОГРН:1022101830893) зарегистрирована в качестве юридического лица с 06.11.2001, расположена по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Яльчикский район, дер. Кильдюшево, ул. 40 лет Победы, дом 18.
Согласно п.п.1.7-1.8 Устава Кильдюшевской СОШ учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование -Яльчикский район Чувашской Республики. Полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Яльчикского района Чувашской Республики осуществляет администрация Яльчикского района.
Пунктом 6.1 ст.15 Закона №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст.5.2 Закона №35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены законом на решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе обустройстве прилегающих к ним территорий. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность Кильдюшевской СОШ и администрации Яльчикского района в осуществлении хозяйственной деятельности, а направлены на понуждение образовательной организации и его учредителя в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и на защиту прав граждан.
Пунктом 2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Статья 18 Конституции РФ указывает, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Согласно ч.2 ст.2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
При таких обстоятельствах иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Кильдюшевской СОШ об обязании в срок до ДД.ММ.ГГ об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и об образовании, основано на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» (ИНН: 2120000856, ОГРН:1022101830893) в срок по ДД.ММ.ГГ включительно устранить нарушения законодательства: дооборудовать объект, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, дер. Кильдюшево, ул. 40 лет Победы, дом 18, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов по периметру территории с учетом исключения «мертвых зон» с архивированием и хранением данных в течение одного месяца; на 1-м этаже оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГ.