УИД 65RS0001-01-2022-005559-76
Дело № 2-1795/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд в составе: председательствующего судьи Плесковой В.А., при секретаре Городко О.В.,
с участием помощника прокурора ФИО, истца, представителя ГБУЗ «Сахалинская областная клиническая больница» ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 65 Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
30 мая 2022 года, с уточнениями от 17 июня 2022 года, ФИО обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 000 рублей.
В обоснование иска указано, что 05 октября 2020 года в период пребывания в ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 65 Федеральной службы исполнения наказаний» в результате падения истец получил травмы: <данные изъяты>
Ненадлежаще оказанной медицинской помощью ФИО причинены физические и нравственные страдания, причинен вред здоровью, сначала он передвигался <данные изъяты>, затем <данные изъяты>, из-за сильных болей принимает обезболивающие препараты. По причине упущенного времени ему отказано в операции <данные изъяты>. В настоящее время требуется проведение операции <данные изъяты>
Вы соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 24 ноября 2022 года в качестве ответчика определена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний. Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее по тексту ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области). В порядке ст. 45 ГПК РФ к участию в деле привлечен прокурор г. Южно-Сахалинска.
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда от 17 января 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 65 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечены: ФИО, ФИО, <данные изъяты>
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда от 12 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечен ФИО.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Сахалинской области, ответчика ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В ходе рассмотрения дела представители ФИО и ФИО, действующие на основании доверенностей, с иском не согласились, представили письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В ходе рассмотрения дела ФИО, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.
Третье лицо ФИО в судебном заседании указывала на надлежащее оказание истцу медицинской помощи.
Представитель <данные изъяты>» ФИО, действующая на основании доверенности, полагала иск обоснованным.
Представитель третьего лица <данные изъяты>», третьи лица: ФИО, ФИО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. (ч. 6 ст. 12 УИК РФ).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. (ч. 1 ст. 101 УИК РФ).
Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
В силу п. 119 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49980) с изменениями, внесенными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 6 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2020 г., регистрационный N 57494).
При невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС подозреваемые и обвиняемые имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций. (п. 120 Правил).
В пункте 121 Правил указано, что оказание подозреваемым и обвиняемым медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в медицинских организациях УИС производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели ФСИН России, и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Оказание специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, и паллиативной медицинской помощи осуществляется по направлению лечащего врача (фельдшера) медицинской организации УИС при наличии медицинских показаний. (п. 122 Правил).
Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно п. 2 указанного Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях УИС осуществляется ФСИН России (п. 3 Порядка).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В силу требований статьи 2 приведенного Федерального закона, здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В силу части 2 статьи 19 приведенного Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В числе обязанностей медицинских организаций, предусмотренных статьей 79 Закона, указаны: обязанность оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов; вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными статьями 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как следует из материалов дела, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Сахалинской области, из которого 29 сентября 2020 года убыл в ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России для коррекции <данные изъяты>, где 05 октября 2020 года получил травму:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Основанием к обращению ФИО в суд с иском указано ненадлежащее оказание ему медицинской помощи после полученной травмы.
Территориальным органом Росздравнадзора по Сахалинской области на запрос Сахалинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в рамках своей компетенции была проведена оценка качества оказания медицинской помощи осужденному ФИО в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России, в письме от 22 марта 2021 года № сообщается следующее.
Территориальным органом Росздравнадзора по Сахалинской области были проанализированы следующие документы осужденного ФИО -медицинская карта осужденного ФИО;
- история болезни № осужденного ФИО;
- акт служебной проверки качества оказания медицинской помощи осужденному ФИО в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России;
- разъяснения врачей-травматологов медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранение Сахалинской области по вопросу возможности оперативного лечения осужденного ФИО
Согласно анализу записей в медицинской карте осужденного ФИО, пациент с ноября 2019г. неоднократно был консультирован врачами- специалистами ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России (<данные изъяты>), получал необходимую медикаментозную терапию по основному и сопутствующему заболеваниям. Неоднократно проходил лабораторно-диагностические обследования (<данные изъяты>).
На основании данных истории болезни: осужденный ФИО в период 29.09.2020г. - 22.12.2020г. находился на стационарном лечении в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ- 65 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>
На основании акта служебной проверки оказания медицинской помощи известно, что 05 октября 2020 года осужденный ФИО, находясь на стационарном лечении в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России, упал на лестничном проёме. Был осмотрен <данные изъяты>
07 октября 2020 года осужденный ФИО осмотрен <данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России. По результату осмотра даны рекомендации:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Информация о выполненных рекомендациях <данные изъяты>
Рапорт на организацию вывоза осужденного ФИО в <данные изъяты>» был подан 21 октября 2020 года начальником терапевтического отделения филиала <данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России. Заместителем начальника ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России не принято своевременных мер реагирования.
14 декабря 2020 года после выписки из филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ- 65 ФСИН России осужденный ФИО был консультирован <данные изъяты> Рекомендации: <данные изъяты>
По результатам оценки качества оказания медицинской помощи в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России осужденному ФИО установлены следующие нарушения:
пункт 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков к их заполнению», которым утверждена учетная форма № "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях".
Администрация ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России предоставила для анализа карту формы №, содержание которой не позволяет использовать его по назначению надлежащим образом, поскольку сведения, характеризующие состояние больного, организацию его лечения в предоставленной медицинской документации заполнены не аккуратно, не разборчиво, с сокращениями.
нарушения пунктов 5, 10, 11 постановления Правительства РФ от 28.12.2012г. № 1466 «Об утверждении правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а так же приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Учитывая, что консультация врача-хирурга была организована только 07 октября 2020 года, в день получения травмы 05 октября 2020 года существовала необходимость вызова бригады СМП и транспортировки осужденного ФИО для консультации и оказания специализированной медицинской помощи в условиях государственных учреждений Министерства здравоохранения Сахалинской области.
Решение о вызове бригады скорой медицинской помощи принимает медицинский работник учреждения уголовно-исполнительной системы, осуществляющий в соответствии с должностными обязанностями организацию и оказание медицинской помощи лицам, лишенным свободы, а в его отсутствие - руководитель этого учреждения или уполномоченное им должностное лицо. Медицинские работники филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России не вызвали бригаду скорой медицинской помощи после травмы осужденного ФИО
Медицинские работники филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России в срок, не превышающий 2 часов с момента определения показаний для проведения консультации в рамках первичной медико-санитарной помощи, не проинформировали о необходимости ее проведения руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы, которому должны были представить в письменной форме соответствующий запрос.
Руководитель филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России в течение 1 рабочего дня с момента определения показаний для проведения консультации не обеспечил с учетом требований законодательства РФ в области персональных данных передачу в медицинскую организацию запроса в письменной форме, в том числе при необходимости посредством использования факсимильной либо электронной связи.
согласно разделу VIII постановления Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию; сроки ожидания оказания первичной медико- санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию; сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
Осужденный ФИО, нуждаясь в неотложной медицинской помощи, ожидал приёма <данные изъяты> 2 суток, консультацию <данные изъяты> получил 14 декабря 2020 года, спустя более 2 месяцев после получения травмы.
Филиал «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России имеет лицензию № от 21.09.2018, срок действия-бессрочно, на оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю «<данные изъяты>».
на основании п. 5 приказа Минздрава РФ от 12 ноября 2012 года № 901н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «<данные изъяты>» первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается <данные изъяты>, а в случае его отсутствия – <данные изъяты>.
Выявлены нарушения п. 3.18.4 приказа Минздрава РФ от 10.05.2017г. № 203н «Об утверждении критериев качества медицинской помощи» в части несоблюдения критериев качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при переломах костей верхних и нижних конечностей и костей плечевого пояса. Не выполнен осмотр <данные изъяты> ФИО отсутствует информация о выполнении стабилизации и/или репозиции и /или иммобилизации перелома и/или хирургического вмешательства не позднее 3 часов.
14 февраля 2021 года осужденный ФИО был проконсультирован <данные изъяты>». По результату осмотра поставлен диагноз: <данные изъяты>
В ходе рассмотрения запроса Территориальный орган Росздравнадзора по Сахалинской области истребовал пояснения от <данные изъяты> медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Сахалинской области, о возможности проведения оперативного лечения ФИО в медицинских учреждениях Сахалинской области.
Согласно пояснительной записке зав.травматологическим отделением <данные изъяты>» осужденный ФИО консультирован 18 февраля 2021 года на момент осмотра имеющиеся <данные изъяты>. На основании изученных рентгенологических снимков принято решение, что оперативное лечение осужденного ФИО на момент осмотра не показано. Данные признаки консолидации имеют хороший реабилитационный потенциал. В настоящее время первоочередной задачей является реабилитация с целью устранения контрактур. Рекомендовано: <данные изъяты>.
Согласно ответу зав.травматологическим отделением <данные изъяты>» необходимый объем диагностических исследований, консультаций врачей-специалистов для прогностической оценки возможности лечения, возможный перечень лечебно-коррекционных мероприятий определяет врач (<данные изъяты>) исправительного учреждения, в котором находится осужденный ФИО В случае отсутствия необходимых медицинских работников, руководство филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России обязано организовать телемедицинскую консультацию с необходимыми специалистами вышестоящего учреждения ФСИН России.
Указано, что территориальным органом Росздравнадзора по Сахалинской области в адрес филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России будет выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований при оказании медицинской помощи.
В части оказания консультативной специализированной медицинской помощи со стороны <данные изъяты>» нарушений не установлено.
По факту выявленных нарушений оказания медицинской помощи осужденному ФИО заместителем прокурора Сахалинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в адрес начальника ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России внесено представление от 25 декабря 2020 года № о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя Сахалинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области и принятии эффективных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
Письмом от 22 января 2021 года № (в письме описка 2020 год) ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России прокурору на представление сообщает, что из объяснений медицинской сестры палатной хирургического отделения филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России ФИО. следует, что во время её дежурства 05 октября 2020 года в 6 часов 00 минут ей стало известно, что осужденный ФИО упал на лестничном проёме, был осмотрен на предмет повреждения целостности (деформации) кожных покровов, оказана медицинская введением анальгетиков, проведено рентгенологическое обследование. При этом, исчерпывающих мер к оказанию необходимой медицинской помощи ФИО, в том числе путем вызова скорой медицинской помощи не предпринимала.
07 октября 2020 года осужденный осмотрен <данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России. По результату осмотра даны соответствующие рекомендации по иммобилизации, обследованию и лечению, так же рекомендовано проведение консультации <данные изъяты> с целью решения вопроса об оперативном лечении. Впоследствии (14.10.2020, 21.10.2020) рекомендация хирурга в плане проведения консультации врача- травматолога в <данные изъяты>» повторялась.
В течение длительного времени рапорт на вывоз осужденного ФИО
<данные изъяты>» медицинскими сотрудниками филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России не подавался. Рапорт был подан 21.10.2020 начальником терапевтического отделения филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России ФИО. на организацию вывоза осужденного в <данные изъяты>». Заместителем начальника ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России майором внутренней службы ФИО не принято своевременных мер реагирования.
Из объяснения заместителя начальника по организационно- методической и клинико-экспертной работе - врача ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России, <данные изъяты> ФИО. установлено, что по данной ситуации он не организовал мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, осужденному ФИО в связи с отсутствием информации о состоянии осужденного и его тяжести.
14 декабря 2020 года осужденный ФИО был консультирован ортопедом- травматологом в <данные изъяты>». По результату осмотра поставлен диагноз: «<данные изъяты>
По результатам служебной проверки и объяснений должностных лиц, установлено, что поводом и причиной допущенного нарушения стало ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными должностными лицами, а также отсутствие эффективного контроля за выполнением своих должностных обязанностей медицинских работников со стороны руководства учреждения, что повлекло за собой несвоевременное оказание медицинской помощи осужденному.
За несвоевременное и некачественное оказание неотложной доврачебной помощи осужденному приказом ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России от 18 февраля 2021 года № медицинской сестре палатной хирургического отделения филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России ФИО объявлен выговор.
За слабый контроль за работой медицинского персонала и организации оказания медицинской помощи осужденным, приказом ФКУЗ МСЧ - 65 ФСИН России от 26 февраля 2021 года № заместителю начальника медико-санитарной части по организационно-методической и клинико- экспертной работе врачу ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России ФИО. объявлено замечание.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 08 февраля 2023 года по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам <данные изъяты>
Согласно выводам, изложенным в заключении комиссионной судебно-медицинской экспертизы <данные изъяты>» от 19 мая 2023 года № 9, на основании изучения и анализа данных представленных материалов гражданского дела №, данных медицинской документации на имя ФИО,принимая во внимание обстоятельства дела, в соответствии с поставленными вопросами, с использованием метода анализа информации (прочтение, изучение, сопоставление данных указанных в различных представленных документах, а также, сопоставление их с данными медицинской литературы) судебно-медицинская экспертная комиссия приходит к следующему:
1. Были ли допущены Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть № 65 Федеральной службы исполнения наказаний» дефекты оказания медицинской помощи ФИО по факту полученных им телесных повреждений 05 октября 2020 года, если да, то какие?
Сотрудниками Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 65 Федеральной службы исполнения наказаний» при оказании медицинской помощи пациенту ФИО были допущены следующие нарушения:
- как известно из предоставленной медицинской документации 05 октября 2020 года ФИО, находясь на стационарном лечении в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ -65 ФСИН России <данные изъяты>.
Согласно клиническим рекомендациям по оказанию экстренной квалифицированной медицинской помощи пациентам с переломами трубчатых костей и согласно постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466 «Об утверждении Правил оказания заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы…» пункт 5 Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается лицам, лишенным свободы, в экстренной и неотложной форме как в медицинских организациях, так и в не медицинских организаций с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания…» - квалифицированная медицинская помощь ФИО должна была быть оказана в экстренном порядке врачом травматологом (а при его отсутствии врачом-хирургом) в течение первого часа от момента получения пациентом травмы. В данном клиническом случае усматривается позднее и неполное оказание пациенту квалифицированной медицинской помощи: врач осмотрел пациента только 07 октября 2020 года, то есть спустя 2-е суток после получения им <данные изъяты>, что является недопустимым и грубым нарушением вышеуказанных документов.
Из материалов дела известно, что пациент в день получения травмы был осмотрен палатной медицинской сестрой, но осмотр пациента медицинской сестрой не заменяет его осмотр врачом травматологом / или хирургом.
Согласно приказу Минздрава России от 12 ноября 2012 года № 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия» пункт 5 «…При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю "Травматология и ортопедия»… пункт 7. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию…». Данные пункту Приказа не были выполнены: пациенту с <данные изъяты> не была своевременно оказана специализированная медицинская помощь, пациент в первые часы после травмы не был транспортирован в вышестоящее медицинское учреждение для оказания своевременной квалифицированной медицинской помощи.
Согласно Стандартам оказания квалифицированной медицинской помощи при <данные изъяты> пациентам в обязательном порядке:
- с целью обезболивания и снятия мышечного напряжения назначаются обезболивающие препараты. В предоставленной медицинской документации нет убедительных данных о назначении и применении в день травмы и в ближайшие дни после травмы обезболивающих препаратов.
- накладывается <данные изъяты> В представленной медицинской документации нет четких данных о примененной иммобилизации.
Отсутствие <данные изъяты> является нарушением тактики ведения и лечения пациента с подобными травмами.
Впервые пациент был консультирован врачом –ортопедом областной консультативной поликлиники только 14 декабря 2020 года, более чем через 2 месяца после получения <данные изъяты>. Учитывая сроки, прошедшие после получения травмы (по данным рентгенологического исследования имелись признаки <данные изъяты> - создавали высокий риск развития послеоперационных осложнений, в связи с чем пациенту было отказано в плановом оперативном лечении.
В данном случае необходимо понимать разницу между экстренным, неотложным и плановым оперативным лечением:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Согласно ответу заведующего травматологическим отделением <данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-65 было рекомендовано обратиться за консультативной помощью к специалистам вышестоящего учреждения ФСИН России.
В данном клиническом случае, помимо нарушений в тактике ведения пациента со стороны врача хирурга (поздний осмотр пациента), имеются нарушения в организации своевременной транспортировки пациента для оказания неотложной квалифицированной медицинской помощи.
2. Состоят ли дефекты оказания медицинской помощи в причинно-следственной связи с наступлением последствий состояния здоровья ФИО?
Имеющиеся тактические и организационные нарушения в оказании своевременной квалифицированной помощи пациенту ФИО находятся в прямой причинно-следственной связи с развившимися осложнениями у пациента в виде <данные изъяты> (согласно записи врача- травматолога Сахалинской областной клинической больницы от 02 ноября 2021 года).
Тем не менее, комиссия экспертов обращает внимание, что даже своевременное проведение оперативного лечения <данные изъяты> не гарантирует наступление благоприятного исхода.
По данным специальной медицинской литературы после оперативного лечения, количество осложнений и неудовлетворительных функциональных результатов остается очень высоким и достигает 30%.
3. Какой степени тяжести причинен вред здоровью ФИО дефектами оказания медицинской помощи по факту полученных им телесных повреждений 05 октября 2020 года?
Согласно Правил определения степени тяжести причиненного вреда здоровью, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 года № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» пункт 6.11.1, пункт 6.11.2, пункт 6.11.5 – имеющиеся у пациента ФИО <данные изъяты>
Согласно пункту 24 вышеуказанных Правил: «…Ухудшение состояния здоровья человека, вызванное характером и тяжестью травмы, отравления, заболевания, поздними сроками начала лечения, его возрастом, сопутствующей патологией и другими причинами, не рассматривается как причинение вреда здоровью...» - поэтому развитие у пациента <данные изъяты>.
В соответствии с требованиями статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
У суда не имеется оснований не доверять обоснованному мнению компетентных экспертов, не заинтересованных в исходе дела, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы, предупрежденных об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.
Как указано в выводах заключения эксперта № комиссионной судебно-медицинской экспертизы <данные изъяты>» в действиях медицинского персонала ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России в части оказания медицинской помощи ФИО установлены дефекты в виде нарушения тактики ведения пациента - поздний осмотр врачом хирургом, в виде нарушения в организации своевременной транспортировки пациента для оказания неотложной квалифицированной медицинской помощи. Имеющиеся тактические и организационные нарушения в оказании своевременной квалифицированной помощи ФИО находятся в прямой причинно-следственной связи с резвившимися осложнениями у пациента в <данные изъяты>
Кроме того, нормы действующего законодательства не ставят ответственность за причинение вреда в зависимость от наличия исключительно прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и наступившими неблагоприятными последствиями, допуская несение причинителем вреда ответственности и при опосредованной (косвенной) причинно-следственной связи.
Так, согласно оценке качества оказания медицинской помощи осужденному ФИО, данной Территориальным органом Росздравнадзора по Сахалинской области от 22 марта 2021 года № персоналом ФКУЗ МСЧ- 65 ФСИН России велась медицинская карта ФИО с нарушениями приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" поскольку сведения в ней заполнены неаккуратно, не разборчиво, с сокращениями, что не позволило ее использовать по назначению.
Таким образом, с учетом приведенного выше заключения экспертов и оценки качества оказания медицинской помощи, данной Территориальным органом Росздравнадзора по Сахалинской области, суд приходит к выводу о том, что из совокупности доказательств следует, что медицинским персоналом ФКУЗ МСЧ-65 ФСИН России при оказании ФИО медицинской помощи допущены дефекты, которые привели к развитию у пациента осложнений в виде <данные изъяты>, что повлияло на благоприятный исход лечения, на самочувствие и состояние больного, который при <данные изъяты> не получил неотложную помощь, чем ухудшилось качество его жизни, что безусловно причинило ФИО физические и нравственные страдания, которые ответчик обязан компенсировать в денежной форме.
То обстоятельство, что согласно выводам эксперта даже своевременное проведение оперативного лечения <данные изъяты> (<данные изъяты>) не гарантирует наступление благоприятного исхода, не освобождает ответчика от ответственности за нарушение прав истца на своевременную и качественную медицинскую помощь, поскольку наличие осложнений из-за допущенных дефектов медицинской помощи в ходе рассмотрения дела установлено, ответчиком не опровергнуто, и в силу вышеизложенных норм материального права, а также в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит компенсации.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание указанные обстоятельства дела, степень физических и нравственных страданий истца, который при наличии <данные изъяты> не получил своевременную и необходимую медицинскую помощь, в связи с чем испытывал физическую боль, а также негативные переживания, вызванные некачественно оказанной медицинской услугой.
Также суд принимает во внимание характер допущенных медицинским учреждением недостатков, степень вины медицинских работников, а также, что возникшие осложнения находятся в прямой причинно-следственной связи с бездействием медицинских работников, не подтвердившийся довод истца о возникновении у него в связи с некачественной медицинской помощью заболевания – <данные изъяты>, поскольку согласно медицинской документации указанное заболевание у ФИО имелось и до получения травмы 05 октября 2020 года, и определяет ко взысканию с учетом требований разумности и справедливости в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, взыскав его с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний (№) за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО (паспорт <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А. Плескова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.