Гр. дело № 2–177/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2017г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хаптахаевой Л.А.,
при секретаре Муравьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Захарченко Г.П. к Администрации МО «Иволгинский район», третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований, ГБОУ СПО «Бурятский Республиканский Агротехнический Техникум», Администрации МО СП «Нижнеиволгинское» о включении имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Захарченко Г.П. просит включить земельный участок и квартиру, расположенные по адресу: <адрес> в состав наследственной массы, открывшейся после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что в 1969г. ее матери ФИО2 предоставили квартиру в <адрес>. Документы на квартиру, которые были выданы матери, утеряны. Документов, подтверждающих право собственности на нее, не имеется. Она со своей матерью и братом проживали в этой квартире с 1969г. После смерти матери в квартире проживает она, неся бремя расходов.
Истец Захарченко Г.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что указанная квартира была предоставлена ее матери по месту работы- в сельхоз- техникуме им. Ербанова, поскольку мать работала в опытном хозяйстве дояркой. В связи с утерей матерью документов на квартиру после смерти последней, она обращалась в ГБОУ СПО «Бурятский Республиканский Агротехнический Техникум» (сельхоз-техникум), но документы там не сохранились. Мать и отец по архивным данным зарегистрированы этой квартире с 1974г. мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ., отец умер раньше ее на <данные изъяты> лет. Брат ФИО3 умер в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она не имеет регистрации по месту фактического проживания, а именно в спорной квартире, поскольку временно по семейным обстоятельствам она уезжала, а по приезду в 1993г. ей отказали в регистрации, хотя она фактически жила в этом доме. Зарегистрирована с 1993г. до сих пор в гостинице п. Аэропорт. В указанной квартире осталась зарегистрированной сожительница брата ФИО4, которая фактически в ней не проживает с 2008г. При жизни мать не подавала документы для приватизации квартиры в силу своей неграмотности. Квартира расположена в двухквартирном жилом доме, находящимся на приусадебном земельном участке площадью 400 кв.м. на земельном участке они садили огород, держали скот. В выписке из похозяйственней книги указано, что земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО « Иволгинский район» в суд не явился, извещен надлежаще о времени месте рассмотрения дела, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что с исковым заявлением согласны.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ГБОУ СПО «Бурятский Республиканский Агротехнический Техникум», Администрации МО СП «Нижнеиволгинское», будучи надлежащим образом извещенными о судебном разбирательстве, также в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, не возражая против удовлетворения иска.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав истца Захарченко Г.П., свидетелей ФИО6, ФИО7, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 1112 ГПК РФ, в состав наследственной массы входят принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе права и обязанности.
В судебном заседании достоверно установлено, что матери истицы Захарченко Г.П. -ФИО2 и ее семье для проживания в 1969г. были предоставлены квартира и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок и квартиру не было зарегистрировано ФИО2 в установленном порядке.
Как видно из выписки из похозяйственней книги, данный земельный участок предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 9, 9.1 ст. 3 в ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», участок считается предоставленным гражданину в собственность, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 49 ФЗ РФ, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется в том числе и на основании выданной органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Таким образом, ФИО2 при жизни имела право на регистрацию своего права собственности на данный земельный участок.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Судом установлено, что мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ее муж ФИО8 умер раньше ее.
Оставшееся после смерти ФИО2 наследство фактически было принято ее детьми Захарченко Г.П. и ФИО3, умершим в <данные изъяты>. В квартире осталась проживать истица.
Как видно из справки № 01-13/280 от 08.09.2016г., выданной нотариусом Иволгинского нотариального округа РБ Антоновой С.А., наследниками являются Захарченко Г.П., ФИО10, ФИО11 ФИО12 ФИО10, ФИО11, отказались от принятия наследства.
Установлено, земельным участком владеет и пользуется истица.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что факт владения и пользования наследодателем ФИО2 при жизни земельным участком нашел свое подтверждение в судебном заседании, следовательно, он подлежит включению в состав наследственной массы, оставшейся после ее смерти.
Далее, заявленное исковое требование о включении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в наследственную массу, суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств того, что указанная квартира принадлежала на праве собственности наследодателю, не имеется.
По правилам ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны представлять доказательства в обоснование заявленных требований им возражений по иску.
Как указано выше, в соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
Однако, суду не представлено доказательств того, что ФИО2 при жизни осуществляла действия, направленные на возникновение у нее права собственности на указанное жилое помещение. Доказательств принадлежности умершей на праве собственности указанной квартиры, в отношении которой истцом поставлен вопрос о включении в наследственную массу, суду не представлены. При таких обстоятельствах суд, исходя из недоказанности истцом факта возникновения у ФИО2 права собственности в отношении указанного имущества, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.