Дело № 2-905/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2022 года город Севастополь Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Макоед Ю.И.,
секретаря судебного заседания – Шереужевой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Вараксина <данные изъяты> к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Вараксин Д.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать право на завершение оформления права собственности на земельный участок площадью 527 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по вышеуказанному адресу.
Исковые требования обоснованы тем, что на основании решения сессии Севастопольского городского Совета 5 Созыва от 13.10.2009 №8098 утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентированной площадью 1,6380 га, расположенного в районе 7-го гидроузла, верховье Доковой балки, испрашиваемого ОК «ЖСТИЗ» «Труд» для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), дано согласие ОК «ЖСТИЗ» «Труд» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентированной площадью 1,6380 га, расположенного в районе 7-го гидроузла, верховье Доковой балки, испрашиваемого гражданами-членами ОК «ЖСТИЗ» «Труд» (согласно приложению) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки). Согласно приложению к решению Севастопольского Городского Совета 5 Созыва от 13.10.2009 №8098, ФИО7 определен земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты>. Однако, ФИО3 умер. Поскольку истец является единственным наследником умершего, то имеет право завершить процедуру оформления права собственности на земельный участок, которая была начата ФИО3 при жизни.
Истец Вараксин Д.А. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании Решения сессии Севастопольского городского Совета 5 Созыва от 13.10.2009 №8098 утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентированной площадью 1,6380 га, расположенного в районе 7-го гидроузла, верховье Доковой балки, испрашиваемого ОК «ЖСТИЗ» «Труд» для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), дано согласие ОК «ЖСТИЗ» «Труд» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентированной площадью 1,6380 га, расположенного в районе 7-го гидроузла, верховье Доковой балки, испрашиваемого гражданами-членами ОК «ЖСТИЗ» «Труд» (согласно приложению) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки).
Согласно приложения к решению Севастопольского городского Совета 5 Созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 определен земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. Согласно справки нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ единственным наследником, принявшим наследство является Вараксин Д.А., истец по настоящему делу.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и членам данных некоммерческих организаций земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Департамента, оформленным письмом от 14.09.2021 № ГУ-исх-8707/21 в предоставлении государственной услуги было отказано в связи с тем, что при рассмотрении материалов, предоставленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было выявлено, что испрашиваемый участок формируется частично на земельном участке, в отношении которого ранее было выдано решение Севастопольского городского Совета № 8098 от 13.10.2009 на проект отвода ЖСТИЗ «Труд», и примерно площадью 45 кв. м. из земель государственной собственности.
11.11.2021 истец повторно обратился с заявлением к ответчику за предоставлением вышеуказанной государственной услуги, однако решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 22.11.2021 № ГУ-исх-10990/21 заявление было возвращено без рассмотрения в связи с тем, что заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон 6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя определены Законом города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон 46-ЗС).
Статья 12 Закона 46-ЗС определяет порядок завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Закона 6-ФКЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии со статьей 12 Закона 46-ЗС определяется Правительством Севастополя (п. 5 ст. 12 Закона 46-ЗС).
Постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 №25-ПП утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее – Порядок №25-ПП).
Согласно п. 3 Порядка №25-ПП земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
С целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 г., а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 г.
Таким образом, в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, заинтересованное лицо должно обеспечить разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представить ее на утверждение в Департамент.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом города Севастополя от 11 июля 2019 года №512-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС» срок завершения оформления прав на земельные участки в порядке ст. 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС продлен до 01 января 2023 года.
В силу пунктов 3 и 4 «Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах гор ода федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству», утвержденного постановлением Правительства города Севастополя 01 февраля 2016 года №25-ПП, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок, если сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с. п.1 ст.39.16 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов принимается в случае, если с заявлением о предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.
В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.
На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.
До 18 марта 2014 года, то есть в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, начатая процедура передачи спорного земельного участка в собственность ФИО3 завершена не была.
Приватизация, исходя из положений ст.ст. 217, 218 ГК РФ, является одним из способов приобретения гражданами или юридическими лицами права собственности на имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, соответственно, во-первых, как и по любому другому основанию право собственности на имущество в порядке приватизации приобретается гражданином только при наличии у него правоспособности, которая в соответствии с частью 2 статьи 17 ГК РФ возникает в момент его рождения и прекращается смертью, а, во-вторых, учитывая положения ст.ст. 15, 25, 26 ЗК РФ, право собственности на земельный участок по приватизации возникает исключительно в порядке и по основаниям, установленным Главой V ЗК РФ.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. (п.1 ст. 1153 ГК РФ)
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм закона, предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, существования данных прав на день открытия наследства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что наследодатель в порядке, предусмотренном земельным законодательством Украины обратился с соответствующим заявлением о предоставлении ей земельного участка в порядке бесплатной приватизации, после получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка продолжила совершать все необходимые действия, направленные на оформление своего права на спорный земельный участок, однако в связи со смертью завершить оформление права на него не успела, с учетом того, что истец является единственным наследником, принявшим наследство, полагаю возможным признать за истцом право на завершение приватизации.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона №46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Таким образом, с учетом специфики правоотношений по завершению оформления прав на земельные участки, которое было начато до принятия Закона 6-ФКЗ, Департамент вправе отказать в реализации такого права только по основаниям, предусмотренным ст. 12 Закона 46-ЗС, а именно: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов, а также несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Следовательно, отказывая истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок формируется на земельном участке, в отношении которого ранее было принято решение на проект отвода ЖСТИЗ «Труд», Департамент нарушил требования ч. 6 ст. 12 Закона 46-ЗС.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Таким образом, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а нарушенные права истца на завершение права на оформление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Вараксина <данные изъяты> к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать за Вараксиным <данные изъяты> право на завершение оформления права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Признать незаконным решение Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 22.11.2021 №ГУ-исх-10990/21.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению Вараксина <данные изъяты> от 12.11.2021 №ГУ-15407/21.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.03.2022.
Судья: Ю.И. Макоед