№2а-1746/2021
24RS0016-01-2020-000558-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Семенюк Е.А.,
при секретаре Казанцевой А.В.,
с участием административного истца Дудочкина М.Ю.,
представителя административного ответчика Волкова А.С., действующего на основании доверенности №274 от 03.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дудочкина Михаила Юрьевича к первому заместителю прокурора ЗАТО г. Железногорск Зборщика А.И. о признании действий, выразившихся в направлении ответа о проведении проверки без предоставления информации незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчикуо признании действий, выразившихся в направлении ответа о проведении проверки без предоставления информации незаконными, мотивируя свои требования тем, что 20 февраля 2020 года получил ответ за подписью административного ответчика, согласно которому обращение административного истца, поступившее в Прокуратуру г. Железногорска по факту должностного подлога для проведения проверки и принятия решения было направлено в СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ России по Красноярскому краю и Республике Хакасия для принятия решения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Административный истец просит признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в том, что в ответе не указано какое обращение, на основании какого закона направлено должностному лицу, почему действия квалифицированы как подлог и на основании какого закона оно подлежит рассмотрено СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ России по Красноярскому краю и Республике Хакасия. Кроме этого, заявитель указывает на неверное указание его персональных данных в ответе.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчикав судебном заседании исковыетребования административного истца не признал в полном объеме,указав на то, что обращение административного истца не подлежало рассмотрению по существу в органах прокуратуры, в связи с чем, было перенаправлено в СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ России по Красноярскому краю и Республике Хакасия. При рассмотрении обращений граждан органы прокуратуры руководствуются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ 30.01.2013.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом и своевременно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 1Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан»,настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан»,обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан»,при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, суведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
На основании ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.0 1.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. приказом Генерального прокурора РФ 30.01.2013 №45, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, страшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
В судебном заседании было установлено, что в Прокуратуру ЗАТО г. Железногорска Красноярского края поступило обращение Дудочкина М.Ю., которое 28.01.2020 за исх. №1р-2020 за подписью первого заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск Зборщика А.И, было перенаправлено в СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ СК России по Красноярскому краюи Республике Хакасия для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, о чем 29.01.2020 было сообщено заявителю.
Обращение Дудочкина М.Ю. было рассмотрено Прокуратурой ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
30.01.2020 за исх. №216-34-20 указанное выше обращение Дудочкина М.Ю. руководителем СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Аннушкиным А.В. было возвращено в Прокуратуру ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, с указанием на то, что в компетенцию СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия не входит проверка законности рассмотрения обращения граждан в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», а также в связи с отсутствием в обращении Дудочкина М.Ю. каких-либо сведений о совершении преступления.
30.01.2020 за исх. №1р-2020 в адрес Дудочкина М.Ю. было направлено сообщение СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия, а также обращение Дудочкина М.Ю., с предложением восполнить недостающие данные о том где, когда и при каких обстоятельствах произошло событие, какие права Дудочкина М.Ю. были нарушены сотрудниками МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск, разъяснено право повторного обращения в органы Прокуратуры.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как разъяснено в п.62 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
В силу п.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанных положений следует, что суд,при принятии решения по делу должен установить, принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями оспариваемое действие (бездействие) или нет, были нарушены или нет права либо свободы гражданина.
В материалы делане было представлено обращение административного истца Дудочкина М.Ю., направленное им в адрес Прокуратуры ЗАТО г. Железногорск, Красноярского края, не предоставление информации на которое,административный истец просит признать незаконным.
В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе (ч.1 ст.63 КАС РФ).
Судом у административного ответчикабыло истребовано обращение заявителя Дудочкина М.Ю., направленное им в адрес Прокуратуры ЗАТО г. Железногорск, Красноярского края.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика, данных им в судебном заседании, указанное обращение было направлено Прокуратурой ЗАТО г. Железногорск, Красноярского краяв адрес заявителя Дудочкина М.Ю., со всеми приложенными к нему документами, без сохранения копий указанных документов.
Административный истец в судебном заседании отрицал факт получения им указанных документов.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 3,4 ч.9, ч. 10 ст.226 КАС РФ возложено на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд оценивает доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, результаты оценки доказательств подлежат отражению в судебном решении.
Так как содержание самого обращения административного истца Дудочкина М.Ю., направленного им в адрес Прокуратуры ЗАТО г. Железногорск, Красноярского края не было исследовано в судебном заседании, в связи с не предоставлением его в материалы дела административным ответчиком, суд, применительно к указанным выше нормам,не может установить, что обращение административного истца Дудочкина М.Ю. было рассмотрено компетентным должностным лицом в пределах предусмотренных законом полномочий, признать, что ответ был дан в установленной форме и по существу обращения, не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Таким образом, суд лишен возможности проверить законность принятого административным ответчиком решения по обращению заявителя Дудочкина М.Ю. в рамках Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и направлении указанного обращения Дудочкина М.Ю. руководителю СО по ЗАТО г. Железногорск ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия, как направленное с нарушением компетенции, прокурору.
Поскольку содержание данного ответа, применительно к обращению заявителя Дудочкина М.Ю., судом проверено быть не может, аматериалами дела не подтверждается реальное предоставление заявителю Дудочкину М.Ю. возможности реализации гарантированных законом прав по всем оспариваемым им позициям, суд приходит к выводу, что действия первого заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск Зборщика А.И., выразившиеся в направлении административному истцу Дудочкину М.Ю. ответа о проведении проверки без предоставления информации, являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дудочкина Михаила Юрьевича удовлетворить.
Признать действия первого заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск Зборщика А.И., выразившиеся в направлении ответа о проведении проверки без предоставления информации незаконными.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 25 сентября 2021 года, путем подачи жалобы через Железногорский городской суд Красноярского края.
Председательствующий: судья Е.А. Семенюк