Дело № 2-5657/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ТСЖ «Перекресток» об обжаловании предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми,
установил:
ТСЖ «Перекресток» обратилось в суд с заявлением, в котором просит суд отменить предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от ** ** ** года, указывая в обоснование заявление на незаконность предписания.
В судебном заседании представители заявителя Зеленин И.В., Иванова Г.Э., Некрасова А.Я. настаивали на заявленных требований.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми по доверенности Шашев Р.А. возражал против удовлетворения заявления.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До 01 июля 2016 года действуют пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее Правила № 307) в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пункты 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
В части, касающейся начислений за горячее водоснабжение, действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила № 354).
Судом установлено.
Жилой дом по адресу: ..., состоит из 8 подъездов.
Горячее водоснабжение и отопление с первого по седьмой подъезд осуществляется ОАО «ТГК9» путем подачи единого теплоносителя, который идет и на отопление и на горячее водоснабжение, установлен прибор учета, учитывающий количество потребленной энергии (в Гкал) на нужды отопления и горячего водоснабжения без разделения тепловой энергии на нужды отопление и нужды горячего водоснабжения.
Горячее водоснабжение восьмого подъезда осуществляется путем полдачи холодной воды от ОАО «Сыктывкарский водоканал», подогрев которой осуществляется за счет тепловой энергии, поставляемой ОАО «ТГК9». Оставшаяся часть тепловой энергии идет на отопление. При этом прибор учета учитывает объем воды, потребленной ОАО «Сыктывкарский водоканал» на горячее водоснабжение, а также учитывается объем тепловой энергии, поставленной на отопление и горячее водоснабжение без разделения тепловой энергии, затраченной на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения.
Ни Правила № 307, ни Правила № 354 до 01 марта 2015 года не предусматривали, каким образом осуществляется расчет теплоносителя на нужды горячего водоснабжения и на нужды отопления при одновременном учете тепловой энергии.
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми проведена проверка в отношении ТСЖ «Перекресток», по результатам которой вынесено предписание от ** ** ** года № ... - исключить размер платы за коммунальную услугу отопление, предъявленные к оплате в летний период ** ** ** года (** ** **) собственникам помещений №..., № ....
Таким образом, предписание, касается исключительно включение платы за отопление в летние месяцы.
Основание выдачи предписания – пункт 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, пункт 1 Правил № 354.
Согласно п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно п. 1 Правил № 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно письму Службы Республики Коми по тарифам от 21.01.2011, направленному в адрес ТСЖ «Перекресток», количество тепловой энергии, необходимое для нагрева 1 куб метра воды до температуры, установленной в соответствии нормативными правовыми актам, учтено в размере 0,065 Гкал. Указанное выше количество тепловой энергии может быть использовано для разделения суммарных показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на две услуги (отопление и горячее водоснабжение) в случае заключения ТСЖ «Перекресток» отдельных договоров.
Руководствуясь данными рекомендациями, в 2014 году при начисление платы за горячее водоснабжение ТСЖ «Перекресток» учитывались показания объема потребленного теплоносителя, а также количество тепловой энергии исходя из 0,065 Гкал, приходящейся на каждый кубический метр потребленной воды. С учетом показаний приборов учета потребленной горячей воды квартир жильцам дома выставлялись квитанции на оплату.
Остаток тепловой энергии учитывался и распределялся между квартирами пропорционально площади как плата за отопление, включая в летние месяцы, когда отопление не осуществлялось.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Любые предписания должностных лиц должны быть мотивированы, понятны для исполнения, не создавать вопросов их реализации и исполнения лицам, которым адресованы данные предписания.
Обжалуемое предписание не соответствует данному требованию.
Само предписание не содержит ссылок на конкретные нормы Правил № 307 либо Правил № 354, которые нарушены, имеется ссылка на общую норму п. 1 Правил № 354.
Предписание касается отопления. Согласно п. 6 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.
Таким образом, вопросы, касающиеся начисления платы за отопления в ** ** ** году регулируются Правилами № 307.
Предписание указывает на то, что не допускается начисление платы за отопление в летние месяцы, в то же время не указывается, каким образом должна быть распределена тепловая энергия, потребленная собственниками многоквартирного дома сверх 0,065 Гкал на 1 куб. метр, создавая тем самым правовую неопределенность при его исполнении, что является достаточным для признания его недействительным.
Только в возражениях Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми указывает на то, что количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета (в том числе потери тепловой энергии, связанные с циркуляцией горячей воды в стояках и полотенцесушителях) в соответствии с формулой № 20 Приложения № 2 к Правилам № 354 распределяется между потребителями пропорционально объему потребления горячей воды в помещениях (данная формула применяется по аналогии закона).
Согласно ч.1ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно ч. 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно п. 54 Правил № 354 (в редакции, действующей в июне – августе 2014 года) размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Суд полагает, что аналогия п. 54 в рассматриваемом случае не являлась очевидной, поскольку не учитывается специфика конкретного дома, в котором отличается система горячего водоснабжения в 1-7 подъездах от горячего водоснабжения, в которых по существу имеется централизованная система горячего водоснабжения, от 8 подъезда, в котором горячая вода приготавливается за счет двух ресурсов (холодная вода и тепло).
По существу, ограничивая объем тепловой энергии, необходимой на 1 куб. метр воды, ТСЖ «Перекресток» руководствовалось разъяснениями Службы по тарифам Республики Коми.
В развитие системы начисления в Правила № 354 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, согласно которым изменена формула 20 и добавлена формула № 20.1, которая учитывает при едином учете тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение именно норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что соответствует использованной методикой расчета ТСЖ «Перекресток».
Суд полагает, что в рассматриваемом случае, учитывая неопределенность законодательства, специфику дома, более уместно говорить об аналогии права (ч. 2. ст. 7 ЖК РФ) и исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Общие начала и смысла жилищного законодательства, требования добросовестности, гуманности, разумности и справедливости предполагают оплату использованного коммунального ресурса в полном объеме.
По существу счет за отопление в летние месяцы ** ** ** года является не платой за отопление, а распределением между всеми жильцами дома пропорционально площади квартир потребленной сверх норматива тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Суд соглашается с позицией Комитета об отсутствии у ТСЖ права устанавливать порядок расчета платы за ЖКУ, но при отсутствии прямого правового регулирования конкретной правовой ситуации выбор механизма должен принадлежать именно ТСЖ.
Органы управления ТСЖ «Перекресток» согласились с использованной методикой расчета, утвердив ее сначала заседанием правления от ** ** **, а затем общим собранием от ** ** **. На момент вынесения предписания данные решения уже были приняты.
При указанных обстоятельствах при отсутствии прямого законодательного регулирования возникшего вопроса начисления суд приходит к выводу о том, что Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не представлено доказательств законности вынесенного предписания, обязательного использования именно предложенной формулы и недопустимости использования летом ** ** ** года формулы ТСЖ «Перекресток».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ТСЖ «Перекресток» об обжаловании предписания удовлетворить.
Признать недействительным предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от ** ** ** года № ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов