Решение по делу № 33-4086/2023 от 11.05.2023

В суде первой инстанции дело № 2-22/2023

Дело № 33-4086/2023                                                             г. Хабаровск

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего        Моргунова Ю.В.,

судей                    Плотниковой Е.Г., Юдаковой Ю.Ю.,

при секретаре             Шишкине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 июня 2023 года гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Хабаровский завод имени А.М. Горького» о понуждении к совершению определенных действий,

по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района города Хабаровска на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 19 января 2023 года.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.Г., объяснения прокурора Хабаровской краевой прокуратуры Лазаревой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Хабаровский завод имени А.М. Горького» (далее – ПАО «Хабсудмаш») о понуждении к совершению определенных действий, указав, что во исполнение задания прокуратуры Хабаровского края прокуратурой района в ПАО «Хабсудмаш» была проведена проверка о соблюдении требований действующего законодательства, задействованного в сфере оборонно-промышленного комплекса. Проверка показала, что деятельность вышеуказанной организации осуществляется с нарушением законодательства о промышленной и пожарной безопасности РФ. Допущенные нарушения норм действующего законодательства РФ влекут за собой нарушение прав граждан на охрану труда и безопасность условий труда, промышленной и пожарной безопасности и стали следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками ПАО «Хабсудмаш», допустившими нарушение закона, слабого контроля и низкой требовательности со стороны руководства. По результатам проверки заместителем прокурора района 21.02.2022 в ПАО «Хабсудмаш» внесено представление, которое рассмотрено 26.04.2022, однако нарушения не устранены.

Просит суд с учетом уточнений и отказа от части заявленных требований возложить на ПАО «Хабсудмаш» обязанность зарегистрировать в ОНД и ПР по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю декларации пожарной безопасности на объекты защиты ПАО «Хабсудмаш» (административное здание, цех № 5, 2, 8, 23, ОМА (отдел механизации и автоматизации));

- произвести отделку пола на путях эвакуации с наличием технической документации на декоративно-отделочный материал, содержащий информацию о показателях пожарной опасности, подтверждающую пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов в Административном здании;

- произвести оборудование производственного здания (цеха №5) системой оповещения и управления эвакуацией людей 1 типа;

- в цеху № 23 помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения, организовать проведение их проверок в части водоотдачи, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, внутренние пожарные краны укомплектовать рукавами и стволами;

- в цеху ОМА (отдел механизации и автоматизации) помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации (территорию обеспечить исправными источниками наружного противопожарного водоснабжения от пожарных гидрантов, установленных на сети городского водопровода, расположенных в радиусе не более 200 метров от объекта защиты.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, МОСП по исполнению особых производств УФССП России по Хабаровскому краю.

Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 19.01.2023 в удовлетворении иска прокурора отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов представления указано, что судом достоверно не установлена регистрация деклараций пожарной безопасности производственных объектов защиты ПАО «Хабсудмаш», выводы суда о наличии у ответчика указанных деклараций и их регистрации в ОНД и ПР по Железнодорожному району г.Хабаровска противоречивы. Выводы суда об идентичности нарушений, указанных прокурором в иске, с нарушениями, зафиксированными в предписании от 07.12.2021 старшим инспектором ОНД и ПР по Железнодорожному району г.Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, несостоятельны. Доводы суда в части принятия ответчиком всех возможных мер к устранению нарушений, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Наличие предписания об устранения нарушений пожарного законодательства само по себе не исключает возможности обращения в суд с исковым заявлением о понуждении устранения соответствующих нарушений.

Письменных возражений на доводы апелляционного представления не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Лазарева Н.А. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в связи с чем на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав доводы лица, принимавшего участие в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда не соответствует.

Из материалов дела следует, что 16.02.2022 прокуратурой Железнодорожного района г.Хабаровска с участием в качестве специалиста старшего инспектора ОНДиПР по Железнодорожному району г.Хабаровска УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Крючкова С.В. в отношении ПАО «Хабсудмаш» проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что декларация пожарной безопасности на каждый объект защиты содержит сведения, которые требуют корректировки в соответствии с требованиями ч.3 ст.64 Технического регламента в связи с вступлением в силу Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; в административном здании не удовлетворяет требованиям применение отделки пола на путях эвакуации (линолеум в коридорах административного здания), отсутствует техническая документация на декоративно-отделочный материал, содержащая информацию о показателях пожарной опасности, позволяющая отнести его к группе КМ4 (В2, Д3, Т3, РП2); в цеху №5 производственное здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей 1 типа; в цеху №23 помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и не организовано проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, внутренние пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами; в цеху ОМА (отдел механизации и автоматизации) помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации (территория не обеспечена исправными источниками наружного противопожарного водоснабжения от пожарных гидрантов, установленных на сети городского водопровода, расположенных в радиусе не более 200 метров от объекта защиты).

По результатам проверки заместителем прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска 21.02.2022 в ПАО «Хабсудмаш» внесено представление, в ответ на которое председателем совета директоров ПАО «Хабсудмаш» дан ответ от 26.04.2022, из которого следует, что руководство предприятия не имеет возможности выделить средства на проведение мероприятий по соблюдению требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.

Срок ранее выданного ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ответчику предписания № 129/1 от 07.12.2021 об устранении 7 нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты, установленный до 06.09.2022, продлен до 01.12.2023.

Часть нарушений, выявленных прокурорской проверкой, были устранены ответчиком и приняты истцом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исходил из того, что декларации пожарной безопасности на объекты защиты, которые истец просит обязать ответчика зарегистрировать в ОНД и ПР по Железнодорожному району г. Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, у последнего имеются, поскольку без них нельзя эксплуатировать производственные здания. Срок действия предписания, выданного инспектором по пожарному надзору, содержащего те же нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые прокурор указал в иске, не истек. Ответчиком принимаются меры, позволяющие в силу трудного финансового положения, устранять указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности, и частично данные нарушения ответчиком в рамках исполнения предписания устранены.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ.

В соответствии с абз. 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку прокурором заявлены исковые требования об исполнении требований пожарной безопасности, которые являются обязательными к исполнению в силу требований федерального законодательства постоянно, и не имеют законодательно установленных сроков исполнения, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в виду того, что установленный в предписании срок устранения нарушений к моменту обращения в суд прокурора еще не истек. Несмотря на то, что предписание органов государственного пожарного надзора обязательно к исполнению, оно, в отличие от судебного акта, не может быть исполнено в принудительном порядке. Способы защиты прав в порядке деятельности надзорных, контролирующих органов и в гражданско-правовом порядке не являются взаимоисключающими. Внесение предписания об устранении нарушений пожарной безопасности в сроки, установленные должностным лицом надзорного (контролирующего) органа, не может являться основанием для отказа защиты прав в порядке гражданского судопроизводства.

Право прокурора на обращение в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц не ставится в зависимость от наличия предписаний об устранении нарушений указанных прав и интересов, выданных иными лицами или государственными органами. Полномочия прокурора, вытекающие из Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не обусловлены наличием или отсутствием данных обстоятельств.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (Федеральный закон N 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона).

Согласно статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Помимо этого, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, оказывать содействия пожарной охране при тушении пожаров устранении причин и условий их возникновения и развития.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

В результате проверки прокуратурой установлены нарушения ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности – п. п. 25, 48, 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479; ч. 3, 6 ст. 134, табл. 3, 28, ст. 62, ч. 2, 4 ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности; раздела 7, п. 17 табл. 2 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173; п. 4.2 табл. 3, п. 4.2 табл. 3 СП 486.1311500.2020 (ранее - табл. А3 п. 9.2 СП 5.13130.2009), которые на момент рассмотрения дела не устранены.

Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку осуществление деятельности ответчиком с нарушением приведенных норм и правил противопожарной безопасности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противопожарной защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью работников данного предприятия, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором иска в части устранения обязательных требований пожарной безопасности.

Отсутствие оборотных средств предприятия не может являться основанием к отказу в удовлетворении предъявленных исковых требований, поскольку действующее законодательство не ставит осуществление деятельности в области пожарной безопасности в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете предприятия.

Доводы на то обстоятельство, что эксплуатация части спорных цехов предприятия прекращена, не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку неиспользование на момент рассмотрения дела спорных помещений не освобождает ответственное лицо от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что декларация пожарной безопасности на каждый объект защиты ПАО «Хабсудмаш» содержит сведения, которые требуют корректировки в соответствии с требованиями части 3 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в связи с вступлением в силу Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, что является основанием для внесения изменений в декларацию пожарной безопасности, зарегистрированную в установленном порядке.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ.

На основании части 2 статьи 206 ГПК РФ ответчику должен быть установлен срок для исполнения решения суда.

Учитывая возможности ответчика по исполнению решения суда, характер действий, которые надлежит совершить ответчику по устранению нарушений требований пожарной безопасности, судебная коллегия приходит к выводу об установлении ответчику срока для исполнения судебного постановления в течение 6 (шести) месяцев с даты вынесения настоящего судебного постановления.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска 19 января 2023 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное общество «Хабаровский завод имени А.М. Горького» в срок 6 (шесть) месяцев после вступления определения в законную силу:

- зарегистрировать в ОНД и ПР по Железнодорожному району г.Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю декларации пожарной безопасности на объекты защиты ПАО «Хабсудмаш» (административное здание, Цех № 5, 2, 8, 23, ОМА (отдел механизации и автоматизации));

- произвести отделку пола на путях эвакуации с наличием технической документации на декоративно-отделочный материал, содержащий информацию о показателях пожарной опасности, подтверждающую пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов в Административном здании;

- произвести оборудование производственного здания (цеха №5) системой оповещения и управления эвакуацией людей 1 типа;

- в цеху № 23 помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения, организовать проведение их проверок в части водоотдачи, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, внутренние пожарные краны укомплектовать рукавами и стволами;

- в цеху ОМА (отдел механизации и автоматизации) помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации (территорию обеспечить исправными источниками наружного противопожарного водоснабжения от пожарных гидрантов, установленных на сети городского водопровода, расположенных в радиусе не более 200 метров от объекта защиты).

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-4086/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Железнодорожного района
Ответчики
ПАО Хабсудмаш
Другие
Межрайонное ОСП по исполнению особых исполнительных производств
ГУ МЧС России по Хаб. краю в лице ОНД и ПР по Железнодорожному району г.Хабаровска
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Плотникова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
12.05.2023Передача дела судье
06.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Передано в экспедицию
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее