Дело №
91RS0№-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
04 апреля 2022 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Охота Я.В.,
при секретаре – ФИО5,
с участием
истца – ФИО3,
представителя истца – ФИО6,
ответчика –ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым, ФИО2, третье лицо СПК «Садко», о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок, мотивируя тем, что истцу как члену СПК «Садко» с 2009 года, в пользование выделен земельный участок № площадью 393 кв.м. в границах земельного участка СПК «Садко». Письмом администрации <адрес> Республики Крым истцу было возвращено заявление о приобретении участка в собственность и разъяснен порядок реализации ею своих имущественных прав в отношении земельного участка, предоставленного ей как садоводу, а также указано на то обстоятельство, что испрашиваемый в собственность участок был передан в собственность иному лицу на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Ответчик ФИО2, в судебном заседании против заявленных требований не возражала.
Администрация города предоставила возражения, в которых просила в удовлетворении иска отказать, в том числе и по мотивам предоставления участка иному лицу, а также исключительной компетенции органа местного самоуправления по распоряжению участками в пределах муниципального образования.
Иные лица, участвующие в дел, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание свою явку не обеспечили.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Как установлено судом при рассмотрении дела, истцу как члену СПК «Садко» с 2009 года, в пользование выделен земельный участок № площадью 393 кв.м. в границах земельного участка СПК «Садко».
Ранее, решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был передан в собственность земельный участок №, площадью 393 кв.м. как члену СПК (СТ) «Садко».
По заявлению ФИО7 в адрес садового товарищества, последняя решениями общего собрания была исключена из состава садового товарищества с переоформлением участка на ФИО2 как нового члена товарищества.
По заявлению ФИО2 в адрес садового товарищества от ДД.ММ.ГГГГ, последняя решениями Товарищества была исключена из состава садового товарищества с переоформлением участка на истца как нового члена товарищества.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла.
С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО7 к нотариусу обратилась ФИО2, которая наследство приняла.
Истцу была выдана членская книжка садовода по участку №.
СПК «Садко» привело свои документа в соответствие с действующим правовым регулированием.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории СПК «Садко».
С учетом постановления Администрации <адрес> истец указана как член СПК в пользовании которой находится участок №.
Земельный участок № в СПК «Садко» в <адрес> поставлен на кадастровый учет под номером 90:22:010210:2199 с регистрацией на него права муниципальной собственности в 2018 году на основании утвержденного проекта межевания.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Свои письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Б-441/9152 на обращение истца, Администрация города разъяснила истцу порядок реализации ею своих имущественных прав в отношении земельного участка, предоставленного ей как садоводу, а также указано на то обстоятельство, что испрашиваемый в собственность участок был передан в собственность иному лицу на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Государственный акт на право собственности в отношении спорного земельного участка не выдавался. В ЕГРН зарегистрированы права муниципального образования в отношении участка.
Исковые требования направлены на приобретение в собственность участка, в целях его использования для садоводческих целей.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии:
утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
выписки из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
учредительных документов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (Федеральный конституционный закон от N 6-ФКЗ).
До ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду: 1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; 2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 320-ЗРК/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым".
Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).
Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.
Как следует из указанных норм закона земельный участок гражданину в собственность может быть предоставлен члену садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, только в ранее определенных границах или размерах.
Свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации СТ привело, о нем имеются сведения в ЕГРЮЛ. Согласно действующему правовому регулированию, СПК «Садко» осуществляет свою деятельность на территории РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Согласно ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 448 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, членам (гражданам) садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан, а также садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым", согласно которому в заявлении о предоставлении земельного участка указываются: 1) ФИО, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка; 4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок (собственность, аренда, безвозмездное пользование); 5) цель использования земельного участка; 6) реквизиты акта об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого объединения (далее - СНО); номер земельного участка согласно проекту межевания территории СНО; 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, номер телефона.
К заявлению прилагаются: 1) копия паспорта гражданина - члена СНО; 2) выписка из протокола общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения (для гражданина); 3) список членов обратившегося садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утвержденный уполномоченным лицом заявителя; 4) копия устава обратившегося садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, заверенная в установленном порядке уполномоченным лицом заявителя; 5) документы, удостоверяющие (устанавливающие) права садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива) на конкретный земельный участок (для юридического лица).
В материалы дела предоставлены сведения о постановке земельного участка на кадастровый учет и проведении межевания территории садоводческого некоммерческого объединения, что является достаточным основанием к обсуждению приемлемости притязаний истца лишь в порядке установленном действующим правовым регулированием.
При этом, в части доводов относительно наличия решения органа местного самоуправления в части передачи участка иному лицу, суд учитывает следующее.
В отношении спорного участка, фактически после исключения соответчика из состава членов товарищества по её же заявлению, отсутствовали какие-либо притязания заинтересованных лиц на протяжении более чем 15 лет.
В подтверждение своего волеизъявления, соответчик вышла из состава членом Товарищества.
В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Поскольку нормами Земельного кодекса Российской Федерации не определено понятие отказа от права собственности на земельный участок как основания прекращения права собственности, в данном случае применимы общие нормы гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий (Определение ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВАС-10469/10).
Таким образом, ФИО7 не завершила процедуру оформления своего права собственности на земельный участком - не получила государственный акт на право собственности на земельный участок, а в последующем вышла их состава членов садоводческого товарищества и отказалась от своего права собственности на него в силу положений ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанные действия ФИО7, правопреемником которой является ФИО2, при отсутствии каких-либо имущественных притязаний могут свидетельствовать о её устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, и потому могли быть сочтены как таковые, что привели к возврату спорного участка в ведение и состав муниципальной собственности, в связи с чем, и дискреционные полномочия по распоряжению таковым лежат в исключительном усмотрении органа местного самоуправления.
В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со статьей 31 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № - ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципальное образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиям по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам места самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков (статьи 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как уже было указано выше, в подтверждение предоставленных органу местного самоуправления дискреционных полномочий, установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в течение четырнадцати дней с даты получения заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которым в данном случае является Администрация <адрес> Республики Крым, с учетом предоставленного ответа о возврате поданного заявления, решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка по заявлению ФИО3 не принимал.
Постановление ответчика об отказе в предоставлении земельного участка истцом не обжаловано и незаконным не признано, как и решение органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка ФИО7, которой не реализована установленная законом процедура передачи ей в собственность спорного земельного участка.
В связи с изложенным, истца нельзя считать такой, что приобрела земельный участок в порядке действующего правового регулирования, с учетом дискреционных полномочий органа местного самоуправления, а потому указанный иск о признании не приобретенного права на может быть предметом судебной защиты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания права собственности на земельный участок за ФИО3, по изложенным в иске основаниям, не усматривается.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
в удовлетворении исковых требований – ФИО3 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Охота Я.В.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Охота Я.В.