Дело <номер изъят>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес изъят> 12 марта 2019 г.
Дербентский городской суд Республики Дагестан, в составе: председательствующего федерального судьи Галимова ФИО10., при секретаре судебного заседания Нуралиевой ФИО12., с участием заявителя Селимовой ФИО8., представителя МВД РД по доверенности Суварова ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селимовой ФИО11 об установлении факта нахождения на иждивении к отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД РД,
У С Т А Н О В И Л:
Селимова ФИО9 обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга Селимова ФИО13, являвшегося получателем пенсии по линии МВД России.
В обоснование заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер его супруг Селимов ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак между ними был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ году. В подтверждение представила суду справку и свидетельство о смерти № С-00078, выданную отделом ЗАГС городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что они проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес изъят>, что супруг являлся получателем пенсии по линии МВД России. Размер его пенсии составлял 26082 рублей 16 копеек.
Она сама также, является получателем пенсии по старости. Размер её пенсии составляет 8680 рублей, что подтверждается справкой <номер изъят> выданной ОПФР по <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.
До момента смерти супруга она фактически находилась на его иждивении, поскольку размер её пенсии хватал только на оплату жилья и коммунальные услуги.
Считает, что согласно ст. 28 и 29 Закона Российской Федерации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ей полагается пенсия по случаю потери кормильца, как состоявшей на иждивении умершего получателя пенсии МВД России.
В октябре 2018 года она обратилась в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД Республики Дагестан по вопросу назначения ей пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ Центра финансового обеспечения МВД Республики Дагестан по вопросу назначения пенсии по случаю потери кормильца, согласно которого ей рекомендовано обратиться в суд для установления факта нахождения на иждивении.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным, и основным источником средств существования. При изложенных обстоятельствах им может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В ином порядке кроме судебного она не может подтвердить факт нахождения на иждивении умершего мужа и для реализации своих пенсионных прав ей необходимо установление данного факта.
Просит установить факт её нахождения на иждивении умершего мужа ДД.ММ.ГГГГ Селимова ФИО15.
Представитель заинтересованного лица МВД России по <адрес изъят>, действующий на основании доверенности <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ Раджабова ФИО18., а также Суваров ФИО19 просили суд отказать в удовлетворении требований Селимовой ФИО16 представили суду письменные возражения указывая, что с доводами изложенными в заявлении не согласны, по основаниям, что в целях оформления пенсии по потере кормильца, установленной Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших, военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - «Закона РФ <номер изъят>») Селимова ФИО17 не подпадает.
При этом суду представили письменные возражения с приложением копий судебных Актов судов первой инстанции и вышестоящей инстанции, согласно которым, сложилась устойчивая судебная практика по такой категории делам, по которым судами принимались решения в отказе установлении юридического факта нахождения на иждивении.
Также из письменных возражений следует, что Абзац первый статьи 29 «Закона РФ <номер изъят>» предусматривает, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) сотрудников органов внутренних дел, состоящие, на их иждивении.
Согласно статье 31 «Закона РФ <номер изъят>» члены семьи умершего считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Исходя из смысла статьи 179 ТК РФ иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника и получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивенцами не являются временно безработные трудоспособные люди. Таким образом, для признания лица, находившимся на иждивении для получения пенсии по случаю потери кормильца, необходимо установление одновременно следующих условий: нетрудоспособности лица; постоянность источника средств к существованию; установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Такие основания Селимовой ФИО20 суду не представлены. Так же заявительница не указала, что имеется ли у нее от совместного брака с Селимовым ФИО22. совершеннолетние дети, которые в силу статьи 87 СК РФ обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Факт проживания Селимовой ФИО21 совместно с супругом ( с 27.01 1998;г по ДД.ММ.ГГГГ), как и то обстоятельство, что пенсия Селимова ФИО23 превышала пенсию, получаемую заявительницей, не свидетельствует в понимании вышеуказанных нормативных правовых актов о ее нахождении на иждивении супруга.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, в силу ч.2 ст.12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, разъяснив лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупредив о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, создав условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, проверив и изучив материалы дела, находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям, нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Согласно ст. 31 Закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В данной норме указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи умершего гражданина, проходившего военную или правоохранительную службу, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной или правоохранительной службы, считаются состоявшими на иждивении умершего кормильца: а) первое условие: полное содержание умершим кормильцем членов семьи. Под полным содержанием членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи должны получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств для их существования; б) второе условие: помощь умершего кормильца членам семьи являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий умершего кормильца должны прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи, и фактическое оказание такой помощи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).
Как установлено в судебном заседании заявитель Селимова ФИО24 состояла в браке с умершим с 1998 года по день его смерти Селимова ФИО25, являвшегося получателем пенсии по линии МВД России, указанный факт сторонами по делу не оспаривается.
Она сама также, является получателем пенсии по старости. Размер её пенсии составляет 8 680 рублей, то есть, соответствует величине прожиточного минимума пенсионера в <адрес изъят>.
Семья имеет совершеннолетних детей, которые являются трудоспособными и обязаны содержать в соответствии СК РФ своих престарелых родителей, у заявительницы в собственности квартира, указанные обстоятельства опровергают доводы заявителя о том, что пенсия умершего является для заявителя основным источником к существованию.
Анализируя представленные заявителем доказательства, возражения заинтересованного лица и требования Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» (ст.29, 31 Закона) суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления факта нахождения супруги Селимовой ФИО26. на иждивении умершего супруга Селимова ФИО27
Кроме того, заявителем суду не представлены никакие доказательства того, что пенсия, которую получал ее покойный супруг по линии МВД России по РД, для заявителя является постоянным и основным источником для существования.
Доводы заявителя о том, что пенсия покойного супруга для нее являлась основным источником к существованию, ни чем не подтверждается, а наоборот опровергается сведениями о том, что она сама является получателем пенсии по старости и размер получаемой пенсии у заявителя не ниже установленного по РД прожиточного для пенсионера.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в совокупности с нормативно правовыми актами, регулирующими данные правоотношения, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Селимовой ФИО28
Сам факт проживания заявителя Селимовой ФИО29 покойным мужем, не указывает на нахождении ее, на иждивении покойного супруга.
Совокупный анализ вышеприведенных норм Закона, а также принимая во внимание конституционные положения, суд обеспечивая равновесие между правом граждан на защиту, позволяет суду сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении факта нахождения Селимовой ФИО30 на иждивении покойного супруга Селимова ФИО31
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Селимовой ФИО32 об установлении факта нахождения ее на иждивении умершего супруга Селимова ФИО33, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня ее оглашения.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
(Решение составлено в совещательной комнате).
Председательствующий Галимов ФИО34