Дело № 2-381/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по заявлению Администрации Фурмановского муниципального района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности Фурмановского муниципального района на бесхозяйную недвижимую вещь – участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров.
Заявленные требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области объект недвижимого имущества – участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости. Со дня постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует. Просят признать право муниципальной собственности Фурмановского муниципального района <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества – участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров.
Представитель заявителя Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Куликова Т.А., извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, при подаче иска заявила суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской Втюрина Д.Д., представитель заинтересованного лица ООО «Объединенные коммунальные системы» Латыпов Р.Р., извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по существу заявления не заявили (л.д. 78, 83).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно техническому плану сооружения и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости объект недвижимого имущества – сооружение, назначение: 10.3 сооружение канализации, наименование: участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров, год завершения строительства 2014 г., расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером: <№>, на основании заявления Администрации Фурмановского муниципального района <ДД.ММ.ГГГГ> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости (л.д. 7-9, 10-32, 70-72).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером <№>, земельный участок расположен по адресу: <адрес>, у <адрес>, площадью 3.247 кв.м. +/- 6 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: обслуживания артезианской скважины. В пределах земельного участка находится нежилое здание (артезианская скважина) с кадастровым номером <№>, находящиеся в собственности ООО «Объединенные коммунальные системы» (л.д. 58-59,60-69).
Согласно сообщению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в реестре федерального имущества отсутствуют сведения по запрашиваемому объекту – участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров (л.д. 86).
Согласно сообщению Администрации Фурмановского муниципального района объект недвижимого имущества – участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров, в Едином реестре муниципальной собственности Фурмановского муниципального района не значится (л.д. 77).
Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> ООО «Объединенные коммунальные системы» присвоен статус гарантирующей организации по обеспечению услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения (л.д. 81-82).
Согласно сообщению ООО «Объединенные коммунальные системы» участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№> протяженностью 108 метров, в собственности общества не значится (л.д. 79).
Согласно сообщению Фурмановского производственного участка Ивановского филиала Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в их распоряжении сведения о зарегистрированных правах на участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, и технический паспорт, составленный до <ДД.ММ.ГГГГ>, отсутствует (л.д. 27-28).
Согласно сообщению Департамента управления имуществом <адрес> участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров, не является собственностью <адрес> (л.д. 85).
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив иные действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования или распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 2 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался, о находке, о безнадзорных животных и кладе, право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
С учетом вышеизложенного, сеть канализации является сооружением и линейным объектом, предназначенным для сбора и отведения сточных вод.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.
Согласно ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1. ст. 6 Устава Фурмановского муниципального района к вопросам местного значения Фурмановского муниципального района, решаемым на территориях сельских поселений, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления, непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоотведения, установлению их владельца может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан и юридических лиц. Поскольку объектом бесхозяйного имущества является дренажная сеть, то есть сооружение коммунального хозяйства, она должна перейти в собственность именно Фурмановского муниципального района.
Согласно п. 13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку объект недвижимого имущества - участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров, в установленном законом порядке поставлен на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, собственник имущества отсутствует, имущество расположено на территории <адрес> муниципального района <адрес>. Именно Администрация Фурмановского муниципального района, как орган местного самоуправления, была обязана своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество. Администрация Фурмановского муниципального района обратилась в суд с данным требованием по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи, являющейся линейным объектом, на учет, до настоящего времени бесхозяйное имущество с учета не снято, следовательно, право собственности на данный объект ни за кем не зарегистрировано, прав на данный объект недвижимости никто не заявил.
Таким образом, суд, установив, что недвижимая вещь - участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров, не имеет собственника, объект недвижимости поставлен на соответствующий учет в установленном законом порядке, с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного права на данное имущество никто не заявил, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности Фурмановского муниципального района на бесхозяйную недвижимую вещь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление Администрации Фурмановского муниципального района удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Фурмановского муниципального района на бесхозяйный объект недвижимого имущества – участок сети канализации, расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес>, до сетей канализации, находящейся на балансе ООО «Водосеть» по <адрес>, с кадастровым номером <№>, протяженностью 108 метров.
Администрация Фурмановского муниципального района ИНН 3705001560.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области ИНН 3702064145.
ООО «Объединенные коммунальные системы» ИНН 7704799174.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: ________________