Решение по делу № 2-355/2023 от 01.03.2023

                                             Дело № 2-355/2023

УИД 35RS0010-01-2022-017664-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    17 июля 2023 года                                                                                     г. Сокол

    Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Мокиевской С.Н.,

при секретаре Мотовой Н.В.,

с участием истца Родионовой Е.Ю. и ее представителя - адвоката Гомзяковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Родиновой Е.Ю, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный и страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

    Родионова Е.Ю. обратилась в Вологодский городской суд Вологодской области с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области о признании решения ответчика об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ                       незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе <адрес> отдела народного образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе <адрес> отдела народного образования, периоды нахождения в командировке на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

    Требования мотивированы тем, что периоды работы учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку факт работы учителем подтверждается трудовой книжкой, архивной справкой, справками работодателя и показаниями свидетелей; периоды нахождения на курсах и в командировках подлежат включению в специальный стаж, поскольку в оспариваемые периоды за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата.

    Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 19 января 2023 года произведена замена ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Вологодской области, гражданское дело передано по подсудности в Сокольский районный суд Вологодской области.

    Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 21 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено БОУ СМО «Кадниковская СОШ».

    21 апреля 2023 года истцом заявленные требования увеличены: просила суд признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его вынесения решение ответчика от 11 апреля 2023 года «О внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ».

    31 мая 2023 года истцом заявленные требования увеличены в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды работы учителем пения начальных классов <адрес> <адрес> отдела народного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Истец Родионова Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Ранее в судебных заседаниях пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в Актюбинской средней школе учителем пения, школа была расположена в пгт. Ясное; в спорные периоды работы учителем педагогическую нагрузку выполняла в полном объеме; вела уроки музыки с 1 по 8 класс, других учителей пения/музыки в школе не было; в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата, направлялась на курсы работодателем.

    Представитель истца – адвокат Гомзякова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в обоснование иска, пояснила, что в целях включения спорных периодов работы Родионовой Е.Ю. в страховой и специальный стаж документального подтверждения уплаты работодателем страховых взносов не требуется; при разрешении исковых требований подлежит применению законодательства РФ, а также положения Соглашения от 1992 года.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве выразил несогласие с иском в полном объеме, указав, что спорные периоды работы истца учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует документальное подтверждение занятости истца в данной должности. Периоды нахождения на курсах и в командировках не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанное не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, БОУ СМО «Кадниковская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Свидетель Кульчикова И.Н. суду ДД.ММ.ГГГГ показала, что с <адрес>, истец Родионова Е.Ю. работала в этой же школе учителем музыки, других учителей музыки в школе не было; истец вела уроки музыки с 1 по 11 класс, и внеклассную работу – хор; Родионова Е.Ю. в периоды работы в Актюбинской средней школе выполняла в полном объеме педагогическую нагрузку; в школе был пожар во время работы в школе и после увольнения с работы.

    Свидетель Плеханова Н.Г. суду 05 апреля 2023 года показала, что работала в Актюбинском районном отделе народного образования, Родионова Е.Ю. работала в Актюбинской средней школе учителем музыки, истец вела уроки с 1 по 8 класс, других учителей музыки в школе не было, в школе обучались с 1 по 11 класс; документы школы передавались в Актюбинский архив, слышала о пожаре в данном архиве.

    Суд, заслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Родионовой Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.

    В специальный стаж работы истца не включены периоды:

    работы учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствует документальное подтверждение о включении данных периодов работы компетентным органом Республики Казахстан;

    работы учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период не включен также и в страховой стаж истца), поскольку отсутствует документальное подтверждение о включении данных периодов работы компетентным органом Республики Казахстан, кроме того, в архивной справке Государственного архива Актюбинской области в ведомостях по начислению заработной платы за июнь, август, декабрь             1993 года, 1994-1996 гг., за январь-август 1997 года истец не значится;

    нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    В специальный стаж Родионовой Е.Ю. также не включены иные периоды трудовой деятельности, которые ею не оспариваются.

    Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ » внесены изменения в решение об отказе истцу в установлении пенсии, а именно период нахождения в командировке с                  ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ изменен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона                     № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    В соответствии с положениями части 2 данной нормы закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

    - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от             29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

    - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября              1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

    - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

    - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

    Рассмотрев требование Родионовой Е.Ю. о незаконности решения ответчика в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы, суд приходит к следующему.

    Из трудовой книжки истца следует, что истец начала трудовую деятельности в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования с ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем музыки и пения 1-8 классов Актюбинской средней школы (приказ о ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

    Согласно представленному в материалы дела стороной истца ответу КГУ «Государственный архив Актюбинской области» от 18 апреля 2019 года по документам Актюбинской средней школы Актюбинского районного отдела народного образования в ведомостях по начислению заработной платы значится истец с октября по декабрь 1992 года, январь-май, июль            1993 года в качестве «пение». В ведомостях по начислению заработной платы за июнь, август-декабрь 1993 года, 1994-1996 гг. истец не значится, книги приказов по личному составу на хранение в архив не поступали. В ведомостях по начислению заработной платы с сентября 1997 года по август 1998 года значится истец в качестве «музыка», в ведомостях за январь-август 1997 года Родионова Е.Ю. не значится, книги приказов по личному составу школы за 1997-1998 гг. на хранение в архив не поступали.

    Справкой Актюбинской средней школы от 24 августа 2020 года подтверждается трудовая деятельность Родионовой Е.Ю. учителем музыки и пения.

    КГУ «Государственный архив Актюбинской области» и Актюбинская средняя школа на неоднократные запросы суда ответы не представили.

    В указанный период работы истца действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

    Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от                  06 сентября 1991 года № 463 в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности.

    В разделе «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований, в разделе «Наименование должностей» - учитель.

    Отказывая Родионовой Е.Ю. во включении спорных периодов работы учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, ответчик указал на отсутствие документального подтверждения трудовой занятости в данной должности компетентным органом Республики Казахстан, отсутствие сведений о начислении истцу в спорные периоды заработной платы.

    Действительно, из архивной справки КГУ «Государственный архив Актюбинской области» от 09 сентября 2022 года следует, что в ведомостях по начислению заработной платы истец значится как «пение», «музыка».

    Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от              02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

    Согласно пункту 1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР» утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работы.

    Записи в трудовой книжке Родионовой Е.Ю. о периоде ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы в полной мере соответствует наименованию должности Списка от ДД.ММ.ГГГГ              .

    Доказательства перевода истца на иную работу ответчиком суду в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.

    В спорный период работы Родионовой Е.Ю. в Актюбинской средней школе ответчиком в специальный и страховой стаж истца не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия сведения о начислении истцу заработной платы.

    Действительно, из справки о зарплате для начисления пенсий от                   ДД.ММ.ГГГГ следует, что в лицевых счетах за период с августа               1993 года по август 1997 года отсутствует начисление заработной платы.

    Вместе с тем, из архивной справки Государственного архива Актюбинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ведомостях по начислению заработной платы истец значится за периоды январь-май, июль 1993 года.

    Из ответа Актюбинской средней школы от ДД.ММ.ГГГГ, представленного школой по запросу представителя истца, следует, что документы по личному составу уничтожены в результате пожара, в связи с чем, представить сведения о начислении истцу заработной платы в вышеуказанные спорные периоды работы не представляется возможным.

    Показаниями свидетелей Кульчиковой И.Н. и Плехановой Н.Г., основания не доверять которым у суда отсутствуют, подтверждаются спорные периоды работы истца учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы, при этом судом принимается во внимание, что свидетельские показания не входят в противоречие с иными материалами дела и установленными судом обстоятельствами.

    Кроме того, судом принимается во внимание, что вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ Кульчиковой И.Н. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по             ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с                          ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по                    ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем начальных классов в Актюбинской средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по                ДД.ММ.ГГГГ учителем начальных классов Актюбинской средней школы.

    Суд считает, что на работника не может быть возложена ответственность за ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по заполнению учетных документов.

    Спорные периоды работы истца имели место на территории Казахской ССР, впоследствии – Республики Казахстан.

    Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (включающего Российскую Федерацию и республику Казахстан) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    В соответствии со статьей 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

    Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

    Таким образом, в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта             1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

    Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года                     № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта               1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада                 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств – до 13 марта                 1992 года.

    В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (статья 10 Соглашения).

    Поскольку в настоящее время Родионова Е.Ю. проживает в Российской Федерации, ее пенсионное обеспечение осуществляется по российскому законодательству. При этом для установления права на пенсию подлежат учету периоды работы истца на территории Республики Казахстан по правилам российского законодательства.

    Также при разрешении дела судом принимается во внимание следующее.

    20 декабря 2019 года Республикой Казахстан законом РК № 381-VI от 07 декабря 2020 года было ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

    Российской Федерацией данное Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 09 ноября 2020 года № 354-ФЗ.

    Данное Соглашение вступило в силу для всех его участников с                    01 января 2021 года.

    Статьей 8 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.

    Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

    Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного 20 декабря 2019 года, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

    В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от             28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от            № 400-ФЗ).

    Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

    Исходя из системного анализа вышеприведенных положений международного соглашения, а также положений части 3 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии. При этом в соответствии с Соглашением от 20 декабря 2019 года ранее возникшие пенсионные права, в том числе, в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года сохраняются, и Соглашение не содержит условий, исключающих возможность применения положений Соглашения от 13 марта 1992 года.

    Согласно пункту 5 раздела II рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, установленных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

    Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

    При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    Таким образом, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года                   № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

    Поскольку у истца спорные периоды работы в Республике Казахстан имели место до 01 января 2002 года, представление справки, подтверждающей уплату страховых взносов, ей не требуется.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика в части не включения в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с                ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с            ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования (в том числе, в части не включения данного периода в страховой стаж) с возложением на ответчика обязанности включить данные периоды работы истца в специальный стаж, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в страховой стаж.

    Требование истца о признании незаконным решения ответчика в части не включения в специальный стаж периодов нахождения в командировке на курсах повышения квалификации суд также находит подлежащим удовлетворению в силу следующего.

    Из трудовой книжки Родионовой Е.Ю. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу учителем музыки в Кадниковскую среднюю школу (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в которой работает по настоящее время.

    Копия указанного приказа представлена БОУ СМО «Кадниковская СОШ».

    В трудовой книжке истца имеются записи о прохождении повышении квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Ответчиком в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением, в том числе, периодов нахождения в командировках с                     ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по                 ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    БОУ СМО «Кадниковская СОШ» суду представлены:

    копия приказа МОУ «Кадниковская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ               о направлении истца в командировку с ДД.ММ.ГГГГ по                     ДД.ММ.ГГГГ с целью прохождения курсов учителей музыки,

    копия приказа МОУ «Кадниковская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ               о направлении Родионовой Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в командировку для прохождения образовательных курсов «Теория и методика преподавания предметов образовательной области «Искусство»,

    справка, подтверждающая направление истца на курсы с целью повышения квалификации в указанные спорные периоды, сохранение за истцом рабочего места и средней заработной платы в данные периоды, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

    Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

    В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

    Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в служебных командировках, на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации.

    В соответствии с пунктом 5 вышеназванных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

    В спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, отчисления в Пенсионный фонд произведены в полном объеме, о чем свидетельствует справка БОУ СМО «Кадниковская СОШ», карточки-справки о начислении заработной платы.

    Кроме того, исходя из специфики работы Родионовой Е.Ю., прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием для осуществления ее профессиональной деятельности.

    Таким образом, принимая во внимание, что периоды работы истца, в течение которого осуществлялось направление Родионовой Е.Ю. в командировку, на курсы повышения квалификации, включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, то указанные оспариваемые периоды нахождения в командировках подлежат включению в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

    Рассмотрев требование Родионовой Е.Ю. о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с                      09 декабря 2019 года, суд приходит к следующему.

    Согласно статье 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    В силу пункта 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 указанной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к Федеральному закону.

    Так, в соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону если право на страховую пенсию по старости возникает в 2019 году, то такая пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

    В силу статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года                      № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

    При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что 18 июня               2019 года стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости достиг 25 лет, с учетом увеличения срока назначения пенсии на 6 месяцев, даты обращения истца с заявлением о назначении пенсии, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 18 декабря 2019 года.

    При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П, согласно которому Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение, в том числе, по возрасту, а важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Родионовой Е.Ю.

    Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Родиновой Е.Ю, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный и страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

    Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области                    (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Родиновой Е.Ю, и решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение об отказе в установлении пенсии от 19.12.2019                   » в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования, периоды нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части не включения в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования незаконными и не порождающими правовых последствий со дня их принятия.

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области включить Родиновой Е.Ю, в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с           ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по               ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования, с              ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов в Актюбинской средней школе Актюбинского районного отдела народного образования, периоды нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации с                   ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по                 ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области включить Родиновой Е.Ю, в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с                  ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем пения начальных классов Актюбинской средней школы Актюбинского районного отдела народного образования.

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области назначить Родиновой Е.Ю, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

    В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                              С.Н. Мокиевская

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2023 года.

2-355/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Родионова Елена Юрьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области
Другие
Гомзякова Наталья Викторовна
Бюджетное общеобразовательное учреждение Сокольского муниципального округа "Кадниковская средння общеобразовательная школа"
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Мокиевская С.Н.
Дело на странице суда
sokolsky.vld.sudrf.ru
01.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2023Дело оформлено
17.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее