РЕШЕНИЕ
Имением Российской Федерации
07 мая 2018 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи А.А. Калмыкова, при секретаре В.В. Симининой,
с участием старшего помощника Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С.,
представителя ответчика МП «Таймыр» по доверенности Муринец Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-236 по иску Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МП «Таймыр» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также предоставить в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Норильский транспортный прокурор обратился в Дудинский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МП «Таймыр», указывая на то, что Норильской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства деятельности МП «Таймыр». Проверка показала, что вопреки требованиям законодательства, МП «Таймыр» осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение. При этом, в процессе хозяйственной деятельности МП «Таймыр» образуются отходы производства и потребления в виде аккумуляторных батарей, ртутьсодержащих ламп и иные отходы, что подтверждается разработанными и утвержденными паспортами отходов, а также журналом учета движения отходов. 04.11.2016 года между ООО «Правый берег» и МП «Таймыр» заключен договор на оказание услуг по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Из условий договора следует, что началом работ по разработке проекта являлась дата подписания договора, при этом окончание выполнения услуг следовало через 15 рабочих дней. Условия договора исполнены не были, кроме этого, ведение претензионной работы МП «Таймыр» в части неисполнения условий договора не осуществляло. Таким образом, в период более одного года с момента заключения указанного договора, МП «Таймыр» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, предприятием не принято зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления.
Норильским транспортным прокурором по указанному нарушению директору МП «Таймыр» вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства от 15.12.2017 года. Из поступившего ответа следовало, что МП «Таймыр» будут проведены мероприятия по устранению нарушений. Также 22.02.2018 года МП «Таймыр» информировало истца об устранении нарушений, путем осуществления работы по заключению договоров необходимых для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До настоящего времени проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МП «Таймыр» не разработан, в компетентный орган для утверждения не направлен. Несоблюдение МП «Таймыр» требований природоохранного законодательства является существенным нарушением конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья.
В связи с чем, прокурор просит обязать МП «Таймыр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также обязать предоставить в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Норильского транспортного прокурора Богданов Д.С. исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика МП «Таймыр» Муринец Р.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Норильского транспортного прокурора согласился в части понуждения МП «Таймыр» к исполнению обязанности по предоставлению в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С исковыми требованиями в части понуждения к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, не согласен, по тем основаниям, что договор на оказание услуг по разработке проекта подписан, проект находится в стадии разработки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края участия в судебном заседании не принимал. В представленном отзыве указал, что требование Норильского транспортного прокурора поддерживает в полном объеме, дело просил рассмотреть без их участия.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.18 указанного закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
МП «Таймыр» не является субъектом малого и среднего предпринимательства и подлежит государственному экологическому надзору.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, определен постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2015 № 688-п. Из отдельных положений указанного порядка следует, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемых хозяйствующими субъектами.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым МП «Таймыр» не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах нормативы образования и лимиты на размещение отходов.
Следовательно, через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическое лицо обеспечивает безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление, последующую транспортировку, использование и размещение.
Вопреки изложенным требованиям законодательства, МП «Таймыр» осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение.
При этом, в процессе хозяйственной деятельности МП «Таймыр» образуются отходы производства и потребления в виде аккумуляторных батарей, ртутьсодержащих ламп и иные отходы, что подтверждается разработанными и утвержденными паспортами отходов, и ответчиком не оспаривается.
Из материалов дела видно, что Норильской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой в деятельности МП «Таймыр» выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что МП «Таймыр» осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение. При этом в процессе хозяйственной деятельности МП «Таймыр» образуются отходы производства и потребления в виде аккумуляторных батарей, ртутьсодержащих ламп и иные отходы.
04.11.2016 между ООО «Правый берег» и МП «Таймыр» заключен договор на оказание услуг по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 3.2. указанного договора следует, что началом работ по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являлась дата подписания договора, при этом окончание выполнения услуг определено через 15 рабочих дней.
При этом, условия договора не исполнены до настоящего времени, кроме того, ведение претензионной работы МП «Таймыр» в части неисполнения условий договора не осуществляло. Таким образом, МП «Таймыр» в период более одного года с момента заключения указанного договора, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, предприятием не принято зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления.
Норильским транспортным прокурором, по указанному нарушению директору МП «Таймыр» вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства от 15.12.2017 №23/7-03-2017/878. Из поступившего в прокуратуру ответа от 18.01.2018 № 13 на указанное представление следовало, что МП «Таймыр» будут проведены мероприятия по устранению нарушений. Помимо указанного, 22.02.2018 МП «Таймыр» предоставлена в прокуратуру дополнительная информация об устранении нарушений, согласно которой, МП «Таймыр» осуществляет работу по заключению договоров необходимых для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих;
При этом, в настоящее время, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МП «Таймыр» не разработан, в компетентный орган для утверждения не направлен.
Несоблюдение МП «Таймыр» требований природоохранного законодательства является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42
Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.
Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
При обстоятельствах, суд находит исковое заявление Норильского транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов
Таким образом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, на основании ст.333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МП «Таймыр», удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное предприятие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» представить в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального предприятия Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 11 мая 2018 года, путем подачи жалобы, а прокурором – представления через Дудинский районный суд.
Судья А.А. Калмыков
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2018 года.