Дело № 2-962/2023
УИД 39RS0001-01-2022-006630-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2023 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при помощнике Стрыгиной А.А.,
с участием представителя истца ФИО3,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области к ФИО1 о взыскании причиненного ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство цифровых технологий и связи Калининградской области обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ФИО1 приказом Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с был назначена на должность государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела развития цифровых технологий Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области. За ответчиком закреплялось имущество, предназначенное для организации работы Министерства – мебель, оргтехника и прочее. ФИО1 принимала участие в проводимых в Министерстве инвентаризациях имущества, давала расписки о том, что у нее на ответственном хранении находятся материальные ценности, поименованные в инвентаризационных описях. По результатам проведенной согласно приказу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № инвентаризации было выявлено отсутствие в помещениях Министерства закрепленных за ФИО1 материальных ценностей на сумму 60 200 рублей, а именно МФУ ТА Р-4020 МFP в количестве 2 штуки и ноутбук SAMSUNG NP300Е5С-SOVRU 15,6 LED НР в количестве 1 штука. Для урегулирования рассматриваемой ситуации ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предложено в добровольном порядке возместить действительный прямой ущерб в размере 60 200 рублей. От ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поступило уведомление об отказе от возмещения материального ущерба в добровольном порядке. В связи с этим просит взыскать с ответчика сумму причиненного ущерба в размере 60 200 рублей.
В судебном заседании представитель Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области – ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Ответчик ФИО1 исковые требования Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области не признала, пояснила, что ее ответственность за имущество была определена только устно и правовым актом не закреплена.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ФИО1 приказом Министерства цифровых технологий и связи Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с (далее по тексту - Министерство) принята на должность государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела развития цифровых технологий департамента цифровых технологий.
Заявляя требования по настоящему иску, Министерство исходит из того, что с момента создания данного органа государственной власти и поступления ответчика на должность государственной гражданской службы за нею было закреплено предназначенное для организации работы имущество.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация, по итогам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №. Из содержания указанного акта, представленного в материалы дела, следует, что у ФИО1 отсутствуют вверенные ей товарно-материальные ценности на общую сумму 60 200 рублей, а именно МФУ ТА Р-4020 МFP в количестве 2 штуки и ноутбук SAMSUNG NP300Е5С-SOVRU 15,6 LED НР в количестве 1 штука.
При этом истец исходит из того, что ответчик является материально ответственным лицом, в связи с чем несет обязанность по возмещению ущерба, выраженного в недостаче вверенного имущества.
Как указано выше, ответчик принята на должность государственной гражданской службы.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 упомянутого Закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Номами специального законодательства, регламентирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы отдельно не урегулированы.
В силу ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Таким образом, поскольку положениями ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не урегулированы особенности материальной ответственности государственных гражданских служащих, к спорным отношениям подлежат применению нормы трудового законодательства Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе, в части материальной ответственности сторон трудовых отношений, порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора.
Статья 22 ТК РФ предоставляет работодателю право взыскивать с работника причиненный материальный ущерб.
Статьей 232 ТК РФ установлено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (статья 233 ТК РФ).
На основании ст. 242 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Общие положения ст. 233 ТК РФ указывают на то, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Из материалов дела не следует, что ответчик являлась материально ответственным лицом, поскольку соответствующий договор о полной материальной ответственности с нею не заключался. Также из материалов дела не следует, что своими виновными действиями ответчик допустила утрату или порчу имущества истца. Также представленные по делу доказательства сводятся лишь к констатации факта отсутствия имущества, но не подтверждают вину ответчика в причинении ущерба.
Акт инвентаризации и инвентаризационная опись (сличительная ведомость) о вине ответчика также не свидетельствуют. Доказательств закрепления за ответчиком конкретного имущества на определенную сумму истцом не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствие правовых оснований для взыскания с ответчика причиненного ущерба в размере 60 200 рублей, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства цифровых технологий и с вязи Калининградской области ИНН 3906375886 к ФИО1 паспорт серия № № о взыскании причиненного ущерба – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 г.
Судья Н.В. Паршукова