Дело <№> <Дата>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Кратировой Т. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Кратирова Т. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что 12 сентября 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 20 сентября 2019 года <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Полагала, что ответчик необоснованно не включил в указанный стаж периоды работы в <***> с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 21 октября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 17 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года, с 01 июля 2010 года по 31 марта 2011 года, с 01 июля 2012 года по 30 сентября 2012 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года. В спорные периоды она работала в организации, которая находилась в г. Архангельске, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При обращении в пенсионный орган ею представлена трудовая книжка, из которой видно, что она работала именно в г. Архангельске. Потому просила возложить на ответчика обязанность включить периоды работы с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 21 октября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 17 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года, с 01 июля 2010 года по 31 марта 2011 года, с 01 июля 2012 года по 30 сентября 2012 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить ей страховую пенсию по старости с 12 сентября 2019 года.
В судебное заседание истец Кратирова Т. А. не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Коробков М. П. в судебном заседании требования истца поддержал. Пояснил суду, что истец обращалась заблаговременно для оценки своих пенсионных прав в пенсионный орган в 2017 году. При этом обращении она представила трудовую книжку, из которой следует, что с 01 сентября 2000 года она работала в организации, которая находилась в г. Архангельске.
Представитель ответчика Долгобородова А. А. в судебном заседании иск не признала, пояснила суду, что заявление истец подала через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В заявлении она указала о том, что просит назначить пенсию по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта без предоставления дополнительных документов о стаже. Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица истец в период с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года работала во <***>, то есть не в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Периоды работы в <***> с 21 октября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 17 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года, с 01 июля 2010 года по 31 марта 2011 года, с 01 июля 2012 года по 30 сентября 2012 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года не включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так как в отношении указанных периодов в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта не указан код особых условий труда. Просила в удовлетворении иска отказать.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца.
Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Кратировой Т. А. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из материалов дела следует, что истец Кратирова Т. А. является застрахованным лицом, 22 сентября 1997 года она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, на её имя в Пенсионном фонде Российской Федерации имеется индивидуальный лицевой счёт.
12 сентября 2019 года Кратирова Т. А в возрасте 51 год обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 20 сентября 2019 года <№> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно указанному решению страховой стаж истца был определён продолжительностью 31 год 3 месяца 26 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 12 лет 4 месяца 8 дней.
В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включены спорные периоды работы с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 21 октября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 17 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года, с 01 июля 2010 года по 31 марта 2011 года, с 01 июля 2012 года по 30 сентября 2012 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Истец Кратирова Т. А., считая, что указанные периоды её трудовой деятельности необоснованно не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обратилась в суд с настоящим иском, обосновывая свои требования записями в трудовой книжке о работе в спорные периоды в организации, которая находилась в г. Архангельске, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Как усматривается из отказного пенсионного дела Кратировой Т. А. <№>, к заявлению истца о назначении пенсии от 12 сентября 2019 года, поданному через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, истец никаких документов о стаже не приложила. В заявлении она выразила своё согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке (в заявлении истец поставила отметку «согласен» в пункте «п» раздела 4).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Кратировой Т. А. по состоянию на 18 сентября 2019 года при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за время работы истца во <***> и в <***> страхователи не указали код территориальных условий «МКС» в отношении спорных периодов, то есть работодатели истца не подтвердили постоянную занятость истца на работах на территории, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня (период трудовой деятельности истца с 01 июля 2010 года по 31 марта 2011 года указан с кодом территориальных условий «МКС, 0.20», что означает занятость на неполную ставку).
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; зарегистрированные лица – это физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счёт в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учёта сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Индивидуальный (персонифицированный) учёт – это организация и ведение учёта сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счёта в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, передаются страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом.
Как указано в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ), предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта предоставляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).
По смыслу приведённых нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и уплаченных за него страховых взносов.
На основании статьи 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счёте, а у страхователя – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом в названной статье закона прямо предусмотрено право застрахованного лица в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
При таких обстоятельствах, учитывая согласие самого гражданина, обратившегося за назначением пенсии, с переданными в отношении него сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, оснований считать, что ответчик нарушил права истца, незаконно отказав во включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 21 октября 2001 года по 30 ноября 2001 года, с 17 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года, с 01 июля 2010 года по 31 марта 2011 года, с 01 июля 2012 года по 30 сентября 2012 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года не имеется.
Доводы стороны истца о том, что пенсионный орган обязан был истребовать у работодателя корректирующие индивидуальные сведения о работе истца, судом во внимание не принимаются, так как согласно пункту 43 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п, в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются.
Ссылку истца на трудовую книжку, которую истец представила в пенсионный орган заблаговременно для оценки своих пенсионных прав в 2017 году, суд во внимание не принимает, поскольку указанный документ не содержит сведений о занятости на работах на территории, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня.
Как установлено судом, возраста 51 год истец достигла <Дата>.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за её назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение), на социальную пенсию без учёта изменений, внесённых настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно положений пункта 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ) для назначения страховой пенсии по старости истцу помимо страхового стажа продолжительностью не менее 20 лет необходимо иметь стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью не менее 16 лет (для назначения пенсии в возрасте 51 год) либо 13 лет 4 месяца (для назначения пенсии в возрасте 51 год 8 месяцев).
Так как согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта по состоянию на день обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (12 сентября 2019 года) у истца не имелось достаточно стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию по старости со дня обращения за пенсией удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кратировой Т. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов