Решение по делу № 2а-1447/2019 от 07.06.2019

УИД62RS0003-01-2019-001869-09

Дело №-2а-1447/2019

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

15 августа 2019 года                                                    г.Рязань

Октябрьский районный суд г.Рязани в составе:

председательствующего судьи Салтовской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Кузмидис И.В.

с участием административного истца Яковины В.Т.,

представителя административного ответчика Тульской таможни Рыбакова К.И., действующего по доверенности от 26.12.2018 г., срок действия доверенности до 31 декабря 2019 года,

рассмотрев административное дело по административному иску Яковины ФИО9 к Тульской таможне о признания решения Московского таможенного поста Тульской таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, обязании принять решение о выдаче административному истцу ПТС,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

Яковина В.Т. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование которого указал, что он, Яковина В.Т., переселился из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительство в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Государственная программа) и получил гражданство РФ. Участником программы является его сын ФИО2, он, ФИО1, является членом семьи переселенца. При переселении он ввез на территорию РФ принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>, но для постановки на учет в органах ГИБДД ему необходимо получить паспорт транспортного средства для чего он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Московский таможенный пост Тульской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль с приложением Свидетельства участника Государственной программы. Решением Тульской таможни от 03.04.2019 г. в удовлетворении заявления Яковине В.Т. о выдаче ПТС отказано ввиду отсутствия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, заключения экспертизы, а также сведений, подтверждающих уплату утилизационного сбора. Административный истец полагает, что данное решение административного ответчика нарушает его права и законные интересы, а именно, он не может пользоваться своим автомобилем в РФ, так как без ПТС невозможно зарегистрировать автомобиль в органах Госавтоинспекции и выезжать на дороги РФ. Также полагает, что в силу положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» он, как член семьи участника программы, должен быть освобожден от предоставления таможенному органу свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оплаты утилизационного сбора.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение Московского таможенного поста Тульской таможни об отказе в выдаче ПТС от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Тульскую таможню выдать ФИО1 ПТС на принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты> без предъявления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оплаты утилизационного сбора.

В судебном заседании административный истец Яковина В.Т. административное исковое заявление поддержал, просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тульской таможни по доверенности Рыбаков К.И., административный иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в том числе, и в письменных возражениях.

Выслушав объяснения сторон в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в частности, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что административный истец Яковина ВТ переселился из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительство в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Государственная программа) и получил гражданство РФ.

Участником Государственной программы является Яковина КВ. В сведениях о членах семьи указаны: ФИО1 (административный истец по настоящему делу), приходящийся ФИО2 отцом, ФИО6 и ФИО7, приходящиеся ФИО2 дочерьми. Отметка о регистрации участника Государственной программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы – УФМС России по <адрес> поставлена ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства СС-00434412, имеющимся в материалах дела.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Московский таможенный пост Тульской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль ВАЗ 21099, 1992 года выпуска, VIN XTA 210990N1014150 с приложением Свидетельства участника Государственной программы.

Решением Тульской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 о выдаче ПТС отказано ввиду отсутствия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, заключения экспертизы, а также сведений, подтверждающих уплату утилизационного сбора. С указанным решением ФИО8 не согласился, в связи с чем обратился в суд.

Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (далее - ПТС) является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

В соответствии с требованиями пункта 2 Положения паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном Положением.

В силу пункта 6 Положения на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, ПТС выдаются таможенными органами Российской Федерации. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее - СБКТС) и на шасси при наличии одобрения типа шасси (далее - ОТШ).

В соответствии с пунктом 57 Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или СБКТС, заявлений на выдачу паспорта (на товары Союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

При оформлении ПТС таможенными органами указываются сведения, в том числе, о ОТТС или СБКТС (графа 17 ПТС).

Согласно пункту 60.9 Положения допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства:

ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации;

ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись «отсутствует», а в раздел «Особые отметки» вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

Из Государственной программы следует, что участник Государственной программы и член семьи участника Государственной программы обладают различными статусам:

- участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца (подпункт «б» пункта 6 Государственной программы);

- член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруг (супруга); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки (подпункт «в» пункта 6 Государственной программы).

Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

Таким образом, для получения ПТС на транспортные средства для личного пользования и ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества от необходимости предоставления в таможенные органы СБКТС освобождаются: непосредственно участник Государственной программы; определенные члены семьи участника Государственной программы, такие как совершеннолетняя супруга (супруг), совершеннолетние дети, в том числе усыновленные, совершеннолетние дети супруга (супруги).

Перечень членов семьи участника Государственной программы, которые освобождаются от необходимости представления в таможенные органы СБКТС на принадлежащие им и ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества транспортные средства для личного пользования является исчерпывающим, в связи с чем, он не подлежит расширенному толкованию.

Члены семьи участника Государственной программы, не поименованные в пункте 60.9 Положения, для получения ПТС на принадлежащие им и ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества транспортные средства для личного пользования должны предоставить в таможенные органы СБКТС.

Кроме того, в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. В силу пункта 59 Положения, выдача таможенными органами ПТС осуществляется только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291.

При этом согласно пункту 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Таким образом, с учетом положений подпунктов «б» и «в» пункта 6 Государственной программы, члены семьи участника Государственной программы могут получить ПТС на принадлежащее им транспортное средство для личного пользования и ввозимое в Российскую Федерацию в качестве личного имущества при условии уплаты ими утилизационного сбора.

Как установлено судом и следует из свидетельства участника Государственной программы СС-00434412, административный истец является членом семьи участника Государственной программы, в связи с чем, исходя из вышеизложенного, ПТС на принадлежащий Яковине В.Т. автомобиль, может быть выдан при условии предоставления СБКТС и уплаты утилизационного сбора.

Таким образом, решение Московского таможенного поста Тульской таможни от 03.04.2019 г. об отказе в выдаче ПТС Яковине В.Т. на принадлежащее ему транспортное средство ВАЗ 21099, 1992 года выпуска, VIN XTA 210990N1014150, является законным и обоснованным, принятым в порядке и в соответствии с положениями международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном регулировании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 175, 177-180 КАС РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Яковины ВТ к Тульской таможне о признания решения Московского таможенного поста Тульской таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, обязании принять решение о выдаче административному истцу П- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                                                              Судья - подпись

2а-1447/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковина Василий Тимофеевич
Ответчики
Тульская таможня
Другие
Акулов Михаил Васильевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Рязань
Дело на сайте суда
oktiabrsky.riz.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2020Предварительное судебное заседание
07.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.04.2020Предварительное судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
02.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее