РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Александровский Завод 28 июня 2024 года
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Маншеева Н.Н., при секретаре Молоковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюпрокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Васильевско-Хуторская ООШ об установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) при входе в здание с информацией о путях движения пунктирной линией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, мотивируя тем, что в муниципальном общеобразовательном учреждении Васильевско-Хуторская основная общеобразовательная школа (далее - МОУ Васильевско-Хуторская ООШ) информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях школы и путях движения пунктирной линией, имеющая тактильный эффект, отсутствует, тем самым не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социального назначения.
В судебном заседании помощник прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Данилов М.Ю. дал пояснения согласно исковому заявлению, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дне, времени и месте слушания дела ответчик уведомлен надлежащим образом, директор МОУ Васильевско-Хуторская ООШ ФИО5представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 утверждён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
Согласно Порядку руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе, следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Одним из средств конкретизации положений ч. 1 ст.15 Закона № 181-ФЗ и Порядка является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в том числе заключающегося в оборудовании указанных зданий и сооружений информационными мнемосхемами и тактильными направляющими полосами.
Под визуальным средством отображения информации понимаются носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов зрения (п. 3.4 СП 59.13330.2020).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что при входах в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. (п. 6.5.12 СП 59.13330.2020).
В соответствии с п. 4.3.6 ГОСТ Р 59601-2021, утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2021 г. N 662-ст (далее – ГОСТ Р 59601-2021) тактильные мнемосхемы должны передавать информацию следующего содержания:
- наименование объекта расположения мнемосхемы;
- знак доступности объекта для инвалидов по зрению;
- тактильный указатель, обозначающий место расположения мнемосхемы;
- схему объекта с нанесением на нее всех помещений, доступных для инвалидов по зрению, с указанием путей движения пунктирной линией, имеющей тактильный эффект;
- тактильные сноски с названиями помещений, расположенных на мнемосхеме, выполненные рельефно-линейным шрифтом и дублированные шрифтом Брайля;
- иную необходимую информацию, прямо или косвенно влияющую на безопасность незрячего или слабовидящего человека при движении по указанному маршруту.
Тактильные мнемосхемы и указатели могут применяться как снаружи, так и внутри помещений, поэтому при разработке необходимо учитывать будущие климатические условия эксплуатации изделия (п. 4.1.5 ГОСТ Р 59601-2021).
Согласно п. 4.3.3 раздела 4 Комплекс оборудования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, утвержденного приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 № 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы российской федерации "развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах российской федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (далее - Приказ Минпросвещения № 804), входная зона для слепых и слабовидящих обучающихся должна быть оборудована мнемосхемой.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что прокуратурой Александрово-Заводского района Забайкальского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидовв МОУ Васильевско-ХуторскаяООШ, в ходе которой выявлено отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях школы и путях движения пунктирной линией, имеющей тактильный эффект.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки помощника прокурора Данилова М.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ, ответом директора школы от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в школе информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) с информацией о путях движения пунктирной линией.
Суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиком перечисленных требований законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права достойную жизнь и свободное развитие.
При таких обстоятельствах, исковые требования к МОУ Васильевско-Хуторская ООШ подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 6-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.06.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░