Дело № 2а-1364/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Шаламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 28 сентября 2018 года административное дело по административному иску МКДОУ «Просветский детский сад №1» к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МКДОУ «Просветский детский сад №1» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указали, что 03.12.2015 судебным приставом-исполнителем КРО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного листа № № от 27.08.2015, выданного Кетовским районным судом Курганской области по делу 2-1334/2015, вступившему в законную силу 27.08.2015. Предмет исполнения – обязать МКДОУ «Просветский детский сад №1» в срок до 01.12.2015 года привести качество воды питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями санитарного законодательства РФ, а именно в соответствии с п. 8.3 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», обеспечить общеобразовательное учреждение водой, отвечающей гигиеническим требованиям по качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения, для защиты детей от солнца и осадков на территории двух групповых площадок установить теневые навесы, в хозяйственной зоне на расстоянии 15 метров от здания оборудовать площадку для сбора мусора с установленным контейнером с крышкой, чистку мусоросборника учреждения осуществлять специализированным автотранспортом, в помещениях пищеблока, прачечной осветительные приборы оборудовать пылевлагонепроницаемой защитной арматурой, технологическое оборудование, являющееся источником выделения тепла, газов оборудовать локальными вытяжными системами, для ополаскивания посуды использовать гибкие шланги с душевой насадкой, учебные доски обеспечить равномерным искусственным освещением, обеспечить наличие на дверях складского помещения обозначениями их категории по взрывоопасности и пожарной опасности, обеспечить предел огнеопасности заполнения проема в противопожарной перегородке, провести работы по заделке негорючими материалами противопожарной перегородке, провести работы по заделке негорючими материалами противопожарной двери электрощитовой. 16.07.2018 взыскан исполнительский сбор с Администрации Кетовского района в размере 50 000 руб. за несвоевременное, без уважительных причин неисполнение исполнительного документа. Ссылаясь на положения Бюджетного кодекса РФ, указывают, что МКОУ «Просветский детский сад №1» является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет района является дистанционным, в связи с чем затруднено финансирование, и соответственно решение суда в срок исполнить было невозможно. Согласно п. 8 Постановления Правительства Курганской области от 08.07.2013 №313 перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется Главным управлением социальной защиты население Курганской области на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. Для исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области по делу № 2-1334/2015 заведующим МКДОУ «Просветский детский сад №1» Нетесовой Е.М. работающей с 01.04.2016 года были предприняты меры по исполнению устранения нарушений (исходящий № 32 от 28.06.2016): построены теневые навесы, оборудована хозяйственная зона с мусоропреемником в соответствии с санитарными нормами, заключен договор вывоза мусора с компанией «Чистый город», учебные доски обеспечены искусственным освещением, заменена защитная арматура осветительных приборов в помещениях пищеблока и прачечной, очищена локальная система приточно-вытяжная пищеблока, смесители моечных раковин оборудованы гибкими шлангами, установлена система фильтрации воды и получено заключение соответствия воды санитарным требованиям, установлена противопожарная дверь, проведены работы по заделке негорючими материалами места установки дверей. При таких обстоятельствах обязанность по выплате исполнительного сбора в размере 50 000 рублей, возложенная на Администрацию Кетовского района может повлечь только негативные последствия, усугубит тяжелое материальное положение МКДОУ «Просветский детский сад №1». Просят освободить их от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Кетовского РО СП УФССП по Курганской области Тимченко А.Г. от 16.07.2018.
Представитель административного истца – Нетесова Е.М., в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик, являющийся также представителем заинтересованного лица – УФССП России по Курганской области, действующий по доверенности, в судебном заседании оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 27.08.2015 на МКДОУ «Просветский детский сад №1» возложена обязанность в срок до 01.12.2015 устранить нарушения: обеспечить в учреждении надлежащее качество воды водопроводной в соответствии с предъявляемыми требованиями путем установки фильтров для очистки воды, для защиты детей от солнца и осадков на территории двух групповых площадок установить теневые навесы из расчета не менее 1 кв.м на 1 ребенка, в хозяйственной зоне на расстоянии 15 метров от здания оборудовать площадку для сбора мусора с установленным контейнером с крышкой, чистку мусоросборника учреждения осуществлять специализированным автотранспортом по договору со специализированным учреждением, в помещениях пищеблока, прачечной осветительные приборы оборудовать пылевлагонепроницаемой защитной арматурой, технологическое оборудование, являющееся источником выделения тепла, газов оборудовать локальными вытяжными системами, для ополаскивания посуды использовать гибкие шланги с душевой насадкой, учебные доски обеспечить равномерным искусственным освещением, обеспечить наличие на дверях складского помещения обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ» обеспечить предел огнестойкости и дымогазонепронецаемость отверстий и зазоров в местах установки противопожарной двери электрощитовой. Решение вступило в законную силу 03.10.2015.
03.12.2015 на основании исполнительного листа № ФС 0083655236 от 03.10.2015, выданного Кетовским районным судом Курганской области, судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику – МДОУ «Просветский детский сад №1», установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.
16.07.2018 судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации Кетовского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 11 ст. 30 указанного Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12 ст. 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 данного Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Таким образом, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При оценке действий административного истца по исполнению решения судом установлено следующее.
Заведующим МКДОУ «Просветский детский сад №1» направлялись заявки о выделении денежных средств на закупку недостающего оборудования в УНО Администрации Кетовского района, так, в заявках от 16.02.2015, 31.03.2015, 06.05.2015, 06.07.2015, 25.08.2015 о выделении денежных средств было указано о необходимости установления теневых навесов на прогулочных площадках, фильтра системы водоснабжения, защитной арматуры на осветительные приборы, локальной вытяжной системы над кухонной плитой, смесителей с душевыми шлангами, водонагревателя, противопожарной двери в электрощитовую, демонтирования горючего материала применяемого для отделки лестничного марша, содействовать заключению договоров с организациями вывозящими твердые бытовые отходы.
Согласно Бюджетной росписи на 2015 год МКДОУ «Просветкий детский сад №1», денежные средства на устранение недостатков, указанных в решении суда от 27.08.2015, отсутствовали.
Заведующим МКДОУ «Просветский детский сад №1» Нетесовой Е.М., работающей с 01.04.2016 года были предприняты меры по исполнению устранения нарушений (исходящий № 32 от 28.06.2016): построены теневые навесы, оборудована хозяйственная зона с мусоропреемником в соответствии с санитарными нормами, заключен договор вывоза мусора с компанией «Чистый город», учебные доски обеспечены искусственным освещением, заменена защитная арматура осветительных приборов в помещениях пищеблока и прачечной, очищена локальная система приточно-вытяжная пищеблока, смесители моечных раковин оборудованы гибкими шлангами, установлена система фильтрации воды и получено заключение соответствия воды санитарным требованиям, установлена противопожарная дверь, проведены работы по заделке негорючими материалами места установки дверей, о чем было сообщено в Кетовский РО СП УФССП России по Курганской области 30.06.2016 г. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом – исполнителем Кетовского районного отдела судебных приставов 16.07.2018, исполнительное производство окончено 23.08.2018, в связи с выполнением требований в полном объеме.
Установив, что административным истцом предпринимались меры для своевременного исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от 27.08.2015, учитывая порядок и сроки формирования районного бюджета на очередной финансовый год, факт исполнения требований решения в полном объеме, суд приходит к выводу, что у МКДОУ «Просветский детский сад №1» отсутствовала реальная возможность в течение установленного срока исполнить решение суда.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о целесообразности освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №1» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №1» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 16.07.2018 ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ 1 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░