Решение по делу № 2-1016/2021 от 31.05.2021

Дело № 2-1016/2021

11RS0004-01-2021-001660-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сараевой Т.И.

при секретаре Филипповой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 29 сентября 2021 г. дело по иску Кижнеровой С.В., Кижнерова В.В. к администрации муниципального района «Печора» об обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Кижнерова С.В., Кижнеров В.В. обратились в суд с иском к администрации МР «Печора» о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: **********, и расположенного в данном доме жилого помещения – **********, а также в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: ********** соответствии с требованиями ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В обоснование требований указано, что в соответствии с заключением и актом межведомственной комиссии №... муниципального района **********» от **.**.** указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжение Главы администрации МР «********** от **.**.** №...-р определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц до **.**.**. В **.**.** года истцам вместе с копией акта обследования жилого помещения, была получена копия распоряжения главы администрации МР «**********» от **.**.** №...-р, пункт 3 которого содержал рекомендацию (требование) осуществить снос дома собственниками помещений в срок до **.**.**. Снос жилого дома в срок до **.**.** собственниками помещений не осуществлен, при этом решение об изъятии земельного участка и жилых помещений ответчиком, в том числе принадлежащей истцам квартиры, до настоящего времени не принято. Истцы зарегистрированы по месту жительства по спорному жилому помещению, квартира принадлежит истцам по **** в праве долевой собственности, другого жилого помещения истцы не имеют. До настоящего времени решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе квартиры истцов, администрацией МР «Печора» не принято. Проживать в квартире опасно для жизни и здоровья, состояние дома ухудшается с каждым днем, что усугубляет угрозу жизни проживающих граждан.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора», Управление финансов МР «Печора».

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Кижнерова В.В., третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Истец Кижнерова С.В. в судебном заседании на требованиях настаивала.

Представитель ответчика администрации МР «Печора» Канев В.В., действующий на основании доверенности, требования не признал.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Как следует из материалов дела, по адресу: ********** находится двухэтажный восьмиквартирный жилой дом, **.**.** года постройки.

**********, общей площадью №... кв.м., принадлежит на праве собственности Кижнеровой С.В., Кижнерову В.В. по **** доли в праве собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан №... от **.**.**.

Согласно заключению межведомственной комиссии №... от **.**.** ********** в ********** признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением главы администрации МР «**********» №...-р от **.**.** определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц – до **.**.**.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что в адрес истцов администрацией было направлено требование №... от **.**.**. о сносе многоквартирного ********** в ********** в срок до **.**.**

Данное требование содержало указание на то, что в случае, если истец и другие собственники жилых помещений в установленный срок не осуществят снос указанного аварийного многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, будет изъят для муниципальных нужд и, соответственно, будет изъято принадлежащее истцу жилое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Снос ********** собственниками помещений в установленный срок не осуществлен. При этом решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, в том числе принадлежащей истцу квартиры, до настоящего времени не принято.

Установлено, что истцы Кижнерова С.В. и Кижнеров В.В. зарегистрированы по месту жительства в принадлежащей им на праве собственности ********** в **********.

Другого жилого помещения для постоянного проживания, в том числе на праве собственности, у истцов не имеется, что подтверждается материалами дела.

Из содержания акта межведомственной комиссии №... от **.**.** следует, что в ********** в ********** РК имеются нарушения требований пожарной безопасности. Ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменению параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно: внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, что создает угрозу жизни и здоровья человека. Учитывая существующую угрозу обрушения, аварийное техническое состояние большинства несущих и ограждающих конструкций здания и объем ремонтных работ по их замене, моральный износ, проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнение мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций – стен, чердачного перекрытии, экономически нецелесообразно.

Согласно отчету по обследованию многоквартирного жилого ********** в **********, составленному Филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ********** по результатам обследования дома в **.**.** году, следует, что здание построено в **.**.** году, эксплуатируется 65 лет, по данным технического паспорта капитальный ремонт не проводился, в настоящее время здание находится в аварийном состоянии, моральный износ здания на дату обследования составляет более 60%, а физический 70%. В результате обследования жилого дома установлено, несущие и ограждающие конструкции дома находятся в недопустимом состоянии. В конструкциях несущих стен и внутренних перекрытий имеются деформации, которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом.

Пребывание граждан в таком здании не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий. Уровень надежности жилого дома доведен до недопустимого состояния. Общее состояние здания в целом оценивается как аварийное техническое состояние. Здание не может считаться пригодным для проживания. Учитывая существующую угрозу обрушения, аварийное техническое состояние большинства несущих и ограждающих конструкций здания и объему ремонтных работ по их замене, моральный износ, а также, что здание эксплуатируется 65 лет при расчетном сроке эксплуатации зданий 4 группы капитальности 50 лет, проведение капитального ремонта, включая замену инженерных семей и выполнения мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций-стен, чердачного перекрытия, экономически нецелесообразно. Рекомендовано снять здание с баланса и снести.

Установлено, что ********** в ********** в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 гг. не включен.

Признание дома аварийным, подлежащим сносу и принятие распоряжения о сносе дома и отселении граждан является началом процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ определено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Сроки для принятия решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, расположенном на изымаемом земельном участке, для муниципальных нужд нормами жилищного законодательства не установлены, однако с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

На основании изложенного, учитывая, что установленный ответчиком в требовании срок для сноса многоквартирного дома истек, суд приходит к выводу о том, что требование истцов о возложении на администрацию МР «Печора» обязанности принять решение об изъятии земельного участка и принадлежащего истцам жилого помещения для муниципальных нужд подлежит удовлетворению.

В целях надлежащего и своевременного исполнения решения в указанной части, суд полагает возможным установить срок его исполнения – в течение месяца со дня вступления в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии с подп.7 п.1 ст.56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в том числе содержит размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости собственникам данного недвижимого имущества для подписания.

В силу части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

Отсутствие денежных средств (дефицит бюджета), необходимых на мероприятия по изъятию для муниципальных нужд недвижимости, само по себе не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по подготовке соглашения.

На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование Кижнеровой С.В., Кижнерова В.В. о возложении на администрацию МР «Печора» обязанности подготовить и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое жилое помещение, также подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание объем необходимых работ по оценке недвижимости, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в данной части – в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ЖК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:    

    Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ********** жилого помещения – ********** в ********** Республики Коми, принадлежащей на праве собственности Кижнеровой С.В., Кижнерову В.В..

    Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Кижнеровой С.В., Кижнерову В.В. проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ********** жилого помещения – ********** в ********** Республики Коми, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Сараева

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2021 г.

2-1016/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кижнеров Виталий Валентинович
Кижнерова Светлана Викторовна
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
КУМС МР "Печора"
Управление финансов муниципального района "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Сараева Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
pechora.komi.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее