Дело № 2-2993/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2015 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:
председательствующего – Онжолова М.Б.,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к ФИО2 о признании строительства семи этажного здания незаконным и приостановлении строительства до устранения нарушений градостроительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления государственного строительного надзора в защиту прав неопределенного круга лиц обратились в суд с иском к ФИО2 о признании строительства семи этажного здания незаконным и приостановлении строительства до устранения нарушений градостроительного законодательства.
В обосновании иска указали, что ФИО2, осуществляется строительство семи этажного многоквартирного жилого дома, расположенного на участке с кадастровым номером: 05:40:000067:1072 <адрес> (далее Объект). Перед началом строительства по указанному выше ообъекту ответчиком в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее Кодекс), не направлено в орган исполнительной власти субъекта РФ уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. Также ответчиком не разработана проектная документация на строительство объекта и не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, тем самым застройщиком при строительстве вышеуказанного объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса. Кроме того, указали, что по результатам проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД ДД.ММ.ГГГГг. проверкой в отношении застройщика по указанному выше объекту, установлено, что выполняются СМР по кладке наружных стен седьмого этажа, выявлены целый ряд недостатков.
В связи, с чем просит признать незаконными строительные работы по возведению застройщиком ФИО2 и иными лицами, строительных работ по возведению объекта капитального строительства: «7 этажный многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:1072 в МКР М-<адрес>, а объект самовольной постройкой, запретить застройщику гр. ФИО2 и иным лицам выполнение строительных работ на самовольно возводимом объекте капитального строительства: «7 этажный многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:1072 в <адрес> до устранения нарушений законодательства в области градостроительной деятельности.
В судебном заседании представитель Минстроя РД ФИО4 действующая на основании доверенности просила удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.
ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении искового заявления.
Выслушав объяснение представителя истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 осуществляется строительство семи этажного многоквартирного жилого дома, расположенного на участке с кадастровым номером: 05:40:000067:1072 в <адрес>.
Так, перед началом строительства по указанному выше объекту застройщиком ФИО2 в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ.
В соответствии с п. 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу п. 19 статьи 1 Кодекса: «Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
В связи с чем, исходя из терминологии ст. 1 «Кодекса», следует считать ответчика ФИО2 застройщиком по выше указанному объекту.
В соответствии с п. 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 24Э-ФЗ)».
Также судом установлено, что застройщиком ФИО2, не разработана проектная документация на строительство данного объекта.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение экспертизы.
Кроме того, перед началом строительства застройщиком ФИО2, не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, тем самым застройщиком при строительстве вышеуказанного объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса.
Также, строительство застройщиком ФИО2, осуществляется без разрешения на строительство.
Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство».
В силу пункта 2 и 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Судом установлено, что выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется застройщиком ФИО2 в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией.
В силу пункта 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Более того, из материалов дела, усматривается, что по результатам проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД ДД.ММ.ГГГГг. проверкой в отношении застройщика ФИО2 по указанному выше объекту установлено, что выполняются СМР по кладке наружных стен седьмого этажа, выявлены следующие недостатки: не представлено разрешение на строительство - ч. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ; не представлено положительное заключение результатов инженерных изысканий и проектной документации - ч. 1 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ; не представлена исполнительная документация - п. 6.13 СП 48.13330.2011; не представлены результаты испытания на прочность бетона в конструкциях - п. 5.1.3 СНиП 52-01-2003; не представлены результаты приёмочного контроля сварных стыковых соединений продольных стержней арматуры в каркасах ж/б стоек - п. 5.16.22 СП 70.13330. 2012; лестничные шахты выполнены без поэтажной разрезки не влияющей на жёсткость ж/б каркаса - п. 6.4.2. СП 14.13330.2011; в здании выше 5 этажей не выполняются диафрагмы жёсткости из монолитного железобетона - п. 2 табл. 8, п. 6.1.5 СП 14.13330.2011; строительство осуществляется без привлечения индивидуального предпринимателя или юридического лица имеющих выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по строительству объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства - ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ.
Таким образом, судом установлено, что допущенные застройщиком ФИО2 при строительстве данного объекта отклонения от требований федерального законодательства в области градостроительной деятельности, указанные в акте проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п. 1 ст. 263 Гражданского Кодекса РФ: «Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка».
Из материалов также видно, а именно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними N° 05/001/008/2015-1708 от 05.06.2015г. на основании запроса Минстроя РД от 05.06.2015г., разрешённым видом использования земельного участка площадью в 453.7 кв. м. с кадастровым номером 05:40:000067:1072, является «земли населённых пунктов - для индивидуального строительства», на участке фактически осуществляется строительство 7 этажного многоквартирного жилого дома.
Кроме того, согласно обзора судебной практики, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014г.: «Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведённом для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого ис- пользования земли (статья 7 Земельного Кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 Градостроительного Кодекса РФ, статья 85 Земельного Кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды.
Также ч.2 ст. 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Судом установлено, что продолжение строительства и последующей эксплуатации объекта капитального строительства нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к ФИО2 о признании строительства семи этажного здания незаконным и приостановлении строительства до устранения нарушений градостроительного законодательства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконными строительные работы по возведению застройщиком - гражданином ФИО2 и иными лицами, строительных работ по возведению объекта капитального строительства: «7 этажный многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:1072 в <адрес>, а указанный объект самовольной постройкой.
Запретить застройщику гр. ФИО2 и иным лицам выполнение строительных работ на самовольно возводимом объекте капитального строительства: «7 этажный многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:1072 в <адрес> до устранения нарушений законодательства в области градостроительной деятельности.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья М.Б. Онжолов