Решение по делу № 7-506/2022 от 15.06.2022

                            18RS0002-01-2022-001056-60

Судья Русских Е.В.                    Дело № 7-506/2022

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманов А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 июня 2022 года жалобу Шаклеина Дмитрия Аркадьевича на решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2022 года, постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шаклеина Дмитрия Аркадьевича,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю Волкова Ю.В. от 25 января 2022 года Шаклеин Дмитрий Аркадьевич привлечен к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Шаклеин Д.А. обратился в Первомайский районный суд города Ижевска УР с жалобой, определением судьи которого от 14 февраля 2022 года дело было передано по подведомственности в Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.

Решением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2022 года, постановление должностного лица административного органа от 25 января 2022 года оставлено без изменения, жалоба Шаклеина Д.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, Шаклеин Д.А. просит решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики отменить, дело об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Шаклеина Д.А. – Смирнов Д.В. доводы жалобы поддержал.

В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю Загуменов М.Н. и Баранова Е.Ю. с доводами жалобы не согласились.

Выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, обстоятельства дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в виде административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охотничьими ресурсами признаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты, а под добычей охотничьих ресурсов понимается отлов или отстрел охотничьих ресурсов.

В соответствии со статьей 9 указанного закона физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 71 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 № 477 обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий в отношении продукции охоты, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, устанавливаются ветеринарными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».

Согласно части 1 статьи 2.1 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О Ветеринарии» ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.

В соответствии с требованиями статьи 15 Закона «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории; предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года № 626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее – Ветеринарные правила).

Ветеринарные правила устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 октября 2012 года № 1069 (пункт 1 Ветеринарных правил).

Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным (пункт 2 Ветеринарных правил).

Перемещение биологических отходов к местам их хранения, переработки или утилизации (далее - перемещение биологических отходов) должно осуществляться в закрытых емкостях, устойчивых к механическому воздействию, воздействию моющих и дезинфицирующих средств, оснащенных крышками или другими средствами защиты, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания, или в одноразовых полиэтиленовых или пластиковых пакетах, устойчивых к прокалыванию (далее - емкости для биологических отходов), если иное не установлено Правилами (пункт 3 Ветеринарных правил).

Для перемещения трупов животных, мертворожденных, абортированных плодов животных, органов, тканей животных или их фрагментов, образовавшихся в ходе ветеринарных манипуляций, ветеринарно-биологических экспериментов, патологоанатомического вскрытия трупов животных и ихтиопатологических исследований; остатков проб патологического и биологического материала животных, проб продукции животного происхождения после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, проб патологического и биологического материала животных или продукции животного происхождения, непригодных для лабораторных исследований или для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы; отходов инкубации и рыбопосадочного материала; кормов и кормовых добавок животного происхождения, непригодных для кормления (поения) животных; отходов убоя животных; отходов, получаемых при переработке сырья животного происхождения, за исключением отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2017 г., регистрационный N 47008), с изменениями, внесенными приказами Росприроднадзора от 20 июля 2017 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2017 г., регистрационный N 48070), от 28 ноября 2017 г. N 566 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2018 г., регистрационный N 49762), от 2 ноября 2018 г. N 451 (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2018 г., регистрационный N 52788) (далее - умеренно опасные биологические отходы), должны использоваться емкости для биологических отходов с надписью "умеренно опасные биоотходы"(пункт 4 Ветеринарных правил).

Из пункта 12 Ветеринарных правил следует, что хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами), если иное не установлено пунктом 13 Правил.

В пункте 24 Ветеринарных правил указано, что утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.

Из материалов дела следует, что 27 ноября 2021 года в период времени с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут Шаклеин Д.А. нарушил требования ветеринарного законодательства Российской Федерации на территории участке местности вблизи с. Узи Селтинского района Удмуртской Республики в поле у ЛЭП №34Б 89 при отстреле лося на основании разрешения (серия 18 № 002029, срок действия с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года). Шаклеин Д.А. нарушил «Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов», оставив на хранение у леса, расположенного в юго-западном направлении в 60 м от ЛЭП №34Б 89 биологические отходы (шкуру, внутренние органы животного) без емкости для биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, и не утилизировав их путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно.

Нарушение выявлено 28 ноября 2021 года около 13 часов 38 минут по материалам КУСП ОП «Селтинское» № 2051 от 28 ноября 2021 года.

В ходе рассмотрения дела судьей районного суда установлено, что 29 октября 2021 года Шаклеину Д.А. выдано разрешение 18 № 002029 (срок охоты с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года), вид охоты: любительская и спортивная, место охоты ООУ Селтинского района УР; вид, пол, возраст копытного животного: лось, старше 1 года.

27 ноября 2021 года в период времени с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут Шаклеин Д.А. совместно с участниками коллективной охоты: С.О.А., С.Д.В., О.А.П., О.Н,П., Ш.М.С. на территории ООУ Селтинского района УР (вблизи с. Узи Селтинского района Удмуртской Республики в поле у ЛЭП № 34Б 89) произвели отстрел лося, после чего тушу лося оттащили к участку лесного массива, расположенного в юго-западном направлении в 60 м от ЛЭП № 34Б 89, а перед этим закрыли разрешение на отстрел лося. После разделывания лося у леса шкурой накрыли внутренности и оставили на месте разделывания.

Проанализировав нормы действующего законодательства судья районного суда пришел к правильному выводу о возникновении права собственности у Шаклеина Д.А. на добытую продукцию охоты, но учитывая, что после ее добычи и разделки утилизация биологических отходов Шаклеиным Д.А. произведена не была, на месте разделывания им были оставлены шкура, внутренности лося, что явилось нарушением пунктов 12, 24 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 года № 626.

Указанные действия Шаклеина Д.А. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ.

Вина Шаклеина Д.В. в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в совокупности доказательствами:

- рапортом оперативного дежурного ОП «Селтинское» Кутявина М.С. от 28 ноября 2021 года, зарегистрированного в КУСП № 2051, из которого следует, что 28 ноября 2021 года в 13 часов 38 минут в ДЧ ОП «Селтинское» поступило сообщение от Ш.С.Г. о том, что вблизи р. Арлеть в сторону старого Сибирского тракта около поля лежит шкура и внутренности лося;

- протоколом осмотра места происшествия от 28 ноября 2021 года с приложением фототаблицы, из которого следует, что произведен осмотр участка местности, поле, расположенное вблизи с. Узи Селтинского района у ЛЭП № 34Б 89, установлено, что у леса на снегу на момент осмотра имеются пятна красного цвета, шкура животного, внутренние органы животного. В поле в северо-западном направлении от ЛЭП-34Б 89 имеются следы волочения в 150 метрах от места обнаружения останков животного;

- объяснениями С.Д.В. от 28 ноября 2021 года, из которых следует, что 27 ноября 2021 года совместно с Шаклеиным Д.А., С.О.А., О.Н.М. произвели коллективную охоту. На территории общедоступных охотничьих угодий, на территории Селтинского района, произвели отстрел лося, на которого имелось разрешение серии 18 №002029 срок действия с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года. Во время охоты егеря на постоянной основе не принимали участия, приезжали, проверяли в течение дня. Около 10 часов Шаклеин Д.А. произвел выстрел из охотничьего ружья, тем самым убил лося, возраст которого составляет 4,5 лет. Лося убили на поле, после чего для удобства разделывания, оттащили его к старому тракту вблизи с. Узи. После отстрела животного, все вместе разделали, отделили шкуру от мяса, кишок, шкурой накрыли кишки и оставили на месте разделывания;

- объяснениями Суворова А.В. от 30 ноября 2021 года, инспектора Министерства природных ресурсов по УР, который указал, что 27 ноября 2021 года находился в патруле совместно с сотрудниками Минприроды города Ижевска по территории ООУ Селтинского района. Было известно, что в ООУ Селтинского района будет произведен отстрел лося. При добыче лося подъезжал к месту добычи лося, для проверки закрытия разрешения. На момент проверки разрешение на имя Шаклеина Д.А. было заполнено в установленном порядке, после чего продолжил патрулирование по маршруту;

- объяснениями Ш.С.Г, от 28 ноября 2021 года, из которых следует, что 28 ноября 2021 года в 13 часов 00 минут поехал на охоту. Двигаясь по левой дороге в направлении от автодороги Казань-Пермь в сторону с. Узи вдоль старого Сибирского тракта, отъехав 300-500 метров возле лесного массива на краю поля увидел большие пятна крови, шкуру и кишки лося. Возле этого места было много следов присутствия человека и следы автомобиля, приблизительно марки УАЗ;

- письменными объяснениями Шаклеина Д.А. от 28 ноября 2021 года, из которых следует, что 27 ноября 2021 года совместно со С.О.А., С.Д.В., О.Н,П., О.А.П. совершили коллективную охоту на территории ООУ на добычу лося. Им был убит лось 4-5 годовалый, после чего для удобства оттащили тушу лося к участку лесного массива, перед этим закрыли разрешение на отстрел лося. После разделывания лося у леса, шкурой накрыли внутренности и оставили на месте разделывания;

- копией разрешения на добычу копытных животных 18 № 002029 от 29 октября 2021 года, выданного на имя Шаклеина Дмитрия Аркадьевича, срок охоты с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года, вид охоты: любительская и спортивная, место охоты: ООУ Селтинского района УР. Указана дата добычи животного – 27 ноября 2021 года, лось старше года.

Выводы суда первой инстанции о виновности Шаклеина Д.А. в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Вопреки доводам жалобы шкура, внутренности лося являются биологическими отходами - другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным, отходы убоя животных (пункты 2, 4 Ветеринарных правил).

Довод жалобы о необоснованном инкриминировании Шаклеину Д.А. пункта 12 Ветеринарных правил несостоятельны.

Так, в оспариваемом постановлении Шаклеину Д.А. в вину вменено нарушение пункта 12 Ветеринарных правил, согласно которому хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами),если иное не установлено пунктом 13 Правил.

Хранение биологических отходов в течение 12 часов с момента их образования может осуществляться в емкостях для биологических отходов в местах их образования без учета положений, предусмотренных пунктами 12 - 15, 17 Правил (пункт 16 Ветеринарных правил).

Поскольку с момента образования биологических отходов (в период с 10 до 13 часов 27 ноября 2021 года) до их обнаружения (14 часов 25 минут 28 ноября 2021 года) прошло более 12 часов, то Шаклеин Д.А. должен был руководствоваться именно пунктом 12 Ветеринарных правил и выполнить предписанные требования, а не оставлять на хранение у леса, биологические отходы (шкуру, внутренние органы животного), без емкости для биологических отходов, в том числе вне емкостей для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами.

Довод жалобы о том, что Шаклеин Д.А. не является лицом (субъектом), на которое распространяются Ветеринарные правила, поскольку полагает, что под физическим лицами в указанных правилах следует понимать индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, в деятельности которых образуются биологические отходы, в то время как он является охотником и не ведет подобную деятельность, подлежит отклонению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.

Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).

Как указывалось выше, пунктом 71 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 № 477 установлено, что обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий в отношении продукции охоты, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, устанавливаются ветеринарными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».

Таким образом, Шаклеин Д.А. как физическое лицо, является субъектом рассматриваемых правоотношений, поскольку из толкования приведенных выше норм права на него распространяются положения Ветеринарных правил в связи с осуществлением им охоты.

Доводы о неверном указании времени образования биологических отходов (с 10 часов до 13 часов 27 ноября 201 года) не могут повлечь отмену состоявшихся актов, поскольку доказательств образования биологических отходов в иной период времени материалы дела не содержат. Напротив, из объяснений свидетеля С.Д.В. следует, что отстрел был произведен около 10 часов 27 ноября 2021 года, после чего туша была разделана, кишки и шкура оставлены на месте разделывания, то есть правонарушения совершено именно в период времени с 10 часов до 13 часов 27 ноября 201 года. При этом указание точного времени образования биологических отходов в данном случае не требуется, поскольку данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий Шаклеина Д.А.

Доводы жалобы об утилизации биологических отходов, в связи с чем отсутствует нарушение пункта 24 Ветеринарных правил несостоятельны, поскольку биологические отходы утилизированы по истечении 12 часов с момента их образования.

Как указывалось выше хранение биологических отходов в течение 12 часов с момента их образования может осуществляться в емкостях для биологических отходов в местах их образования, по истечение указанного времени биологические отходы должны быть утилизированы (п. 24 Ветеринарных правил), либо хранится с учетом положений пункта 12 Ветеринарных правил. Указанные обязанности Шаклеиным Д.А. не выполнены.

Таким образом, доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела. Аналогичные доводы были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении.

Постановление о привлечении Шаклеина Д.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При назначении наказания должностное лицо учло данные о личности Шаклеина Д.А., а также характер совершенного административного правонарушения.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Шаклеину Д.А. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Шаклеина Д.А. не допущено.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица, решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2022 года, постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шаклеина Дмитрия Аркадьевича оставить без изменения, жалобу Шаклеина Дмитрия Аркадьевича - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                                 А.Р. Габдрахманов

Копия верна

Судья                                                       А.Р. Габдрахманов

7-506/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Шаклеин Д.А.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Габдрахманов Айрат Рафаилович
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
15.06.2022Материалы переданы в производство судье
29.06.2022Судебное заседание
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее