Дело 2-176/2023
УИД 22RS0027-01-2023-000116-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года с. Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Пичугиной Ю.В., при секретаре судебного заседания Казаченко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рагозиной Н.А., Шершунова А.А. к Администрации Краснощёковского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации и в порядке наследования,
установил:
Рагозина Н.А., Шершунов А.А. обратились в суд с указанным иском ссылаясь, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным предприятием «<данные изъяты>», Ш.В.В., Ш.А.И., действующим за себя и своих несовершеннолетних детей Шершунову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Шершунова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан, регистрационный №. Согласно договору, ? доля дома, состоящая из двух комнат, общей площадью 28,34 кв.м., в том числе жилой площадью 13,8 кв. м., находящаяся по адресу: <адрес>, передана семье, состоящей их четырех человек. В договоре неверно указана общая площадь жилого помещения, вид собственности, адрес местонахождения жилого помещения. Указанное в договоре жилое помещение, фактически состоит из трех самостоятельных обособленных жилых помещений, с отдельными входами и принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности в равных долях. Каждому из участников договора принадлежит по 1\2 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом (1/3 доля в праве на 4 собственника).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> имеет следующие технические характеристики: общая площадь – 93,9 кв.м. Участник Шершунова Н.А. вступила в брак с Рагозиным и сменила фамилию на «Рагозина». Участник договора – Ш.В.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Ш.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
После их смерти осталось наследственное имущество: по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 93,9 кв.м., и по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, категории земель - земли населенных пунктов, предназначенный для ведения личного хозяйства, общей площадью – 780 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Наследниками Ш.В.В., Ш.А.И. являются их дети: Рагозина (Шершунова) Н.А., Шершунов А.А.
В установленный законом шестимесячный срок истцы обратились к нотариусу Краснощёковского округа Леоновой В.М., для принятия наследственного имущества, оставшегося после смерти родителей, однако им было разъяснено, что выдача свидетельства о праве на наследственное имущество – доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок во внесудебном порядке невозможна по причине того, что право Шершуновой В.В., Шершунова А.И. не было зарегистрировано. Однако истцы фактически приняли наследство после смерти родителей.
Иных лиц, оспаривающих их право на указанное наследственное имущество, не имеется.
Истцы просят признать за ними, Шершуновым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Рагозиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый №, общей площадью 93,9 кв.м. и по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, земли населенных пунктов, предназначенных для ведения личного хозяйства, общей площадью – 780 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> за каждым в порядке приватизации; а также признать за Шершуновым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Рагозиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый №, общей площадью 93,9 кв.м. и по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый №, земли населенных пунктов, предназначенных для ведения личного хозяйства, общей площадью – 780 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> <адрес> за каждым в порядке наследования.
В судебное заседание истцы Рагозина Н.А., Шершунов А.А. не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Краснощёковского сельсовета Краснощёковского района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, против удовлетворения требований возражений не имеют.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал, возражений по заявленным требованиям не представил.
Нотариус Краснощековского нотариального округа Леонова В.М. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.
Суд, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества
Согласно ст.164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с п.6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В силу ст.2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным предприятием <данные изъяты>», Ш.В.В., Ш.А.И., действующим за себя и своих несовершеннолетних детей Шершунову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Шершунова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан, регистрационный №. Согласно договору, ? доля дома, состоящая из двух комнат, общей площадью 28,34 кв.м., в том числе жилой площадью 13,8 кв. м., находящаяся по адресу: <адрес>, передана семье, состоящей их четырех человек.
Факт сделки в целом подтверждается вышеуказанным договором и его регистрацией в Краснощековском БТИ.
Порядок регистрации договора соответствуют действующему на момент его заключения порядку регистрации, что дает возможность суду признать его заключенным.
Вместе с тем в указанном договоре отсутствует вид собственности, не определены доли на каждого собственника, отсутствуют подписи всех приобретателей.
В связи с вышеизложенным, истцы лишены возможности зарегистрировать право собственности на жилое помещение в установленном законом порядке.
Судом установлено, что сторона договора - муниципальное предприятие «Надежда» ликвидировано.
Согласно актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Шершунова Н.А. и Шершунов А.А. являются дочерью и сыном Ш.В.В. и Ш.А.И. Шершунова Н.А. вступила в брак и сменила фамилию на «Рагозина», что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 28 ГК РФ, за несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители и опекуны.
Судом установлено, что на момент заключения договора приватизации Рагозина (Шершунова) Н.А. и Шершунов А.А. являлись несовершеннолетними (не достигли <данные изъяты> лет) и не могли высказать свое мнение по участию в ней в силу своего несовершеннолетнего возраста. От их имени и в их интересах в момент заключения договора действовал отец Ш.А.И. В настоящее время Рагозина (Шершунова) Н.А. и Шершунов А.А. желают быть включенными в число участников приватизации и являться сособственниками данного жилого помещения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> имеет следующие технические характеристики: общая площадь – 93,9 кв.м., земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> имеет следующие технические характеристики: общая площадь – <данные изъяты> кв.м.
Согласно выписке из постановления администрации Краснощековского сельсовета от 10 августа 1994 года № 5 «О передаче земельного участка в собственность» истцам, а также наследодателям Ш.В.В. и Ш.А.И. принадлежало по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН, сведения о правообладателях отсутствуют.
Таким образом, Ш.В.В., Ш.А.И. Шершунова (Рагозина) Н.А. и Шершунов А.А., в результате приватизации приобрели правомочия собственников в отношении 1/12 доли (1/3 доля в праве на 4 участника) в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, поскольку их требование об установлении права собственности в долевом виде не противоречит закону.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со ст. 3.1 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего, при этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
В соответствии со ст. 245 Гражданского кодекса РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Согласно ст. 254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными,
Из анализа указанных норм следует, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, в праве собственности на жилое помещение определяются доли участников общей собственности.
Судом установлено, что Ш.В.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти №.
Из сведений, представленных нотариусом Краснощёковского нотариального округа В.М. Леоновой от 14.03.2023 №, следует, что наследственное дело к имуществу Ш.В.В., не заводилось.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом на дату смерти Ш.В.В. она проживала совместно с Ш.А.И. и состояла с последним в зарегистрированном браке, что подтверждается записью акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. ст. 1110, 1112 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил кодекса не следует иное. В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Статьей 1153 ГК РФ установлены способы принятия наследства, в том числе предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия могут быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
С учетом изложенных норм права суд приходит к выводу, что Ш.А.И. принял наследственное имущество, открывшееся после смерти супруги – Ш.В.В., в связи с чем в наследственную массу Ш.А.И. подлежит включению 1/12 доли, принадлежащая супруге на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Ш.А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти №. После его смерти осталось наследственное имущество: 1/6 доли (1/12 доли по договору приватизации и 1/12 доли в порядке наследования имущества Ш.В.В.) в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 93,9 кв.м. и земельный участок, кадастровый №, общей площадью 780 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что наследниками Ш.А.И. являются его дети: Рагозина (Шершунова) Н.А., Шершунов А.А.
Из сведений, представленных нотариусом Краснощёковского нотариального округа В.М. Леоновой от 14.03.2023 №109, следует, что наследственное дело к имуществу Ш.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Согласно справке, выданной администрацией <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Рагозина Н.А., Шершунов А.А. фактически приняли наследство до истечения шестимесячного срока после смерти родителей Ш.В.В., Ш.А.И.
В соответствии с п. 2 ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (ст. 1146).
Таким образом, истцы Рагозина Н.А. и Шершунов А.А., фактически приняли наследство после смерти отца, при этом в число объектов наследования вошла 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и 1/6 доли в праве собственности на земельный участок, принадлежащие наследодателю Ш.А.И.
С учетом положений п. 2 ст. 1141 ГК РФ каждому из истцов в порядке наследования имущества Ш.А.И. принадлежит по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости и по 1/12 доли в порядке приватизации, а также на основании постановления о предоставлении администрации Краснощековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земельного участка в собственность»
При этом суд полагает возможным изложить резолютивную часть решения путем указания доли в праве общей долевой собственности, приобретаемой каждым из истцов без изложения по основанием приобретения, что буте в полном объеме соответствовать положениям ч. 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
На основании изложенного, требования истцов являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопрос о компенсации истцу судебных расходов судом не рассматривается в связи с разрешением данного вопроса сторонами до начала судебного разбирательства.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Шершуновым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, право общей долевой собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый № и земельный участок, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>.
Признать за Рагозиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № № право общей долевой собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый № и земельный участок, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В. Пичугина