Дело № 33-36/2024
Номер дела в суде 1 инстанции 2-21/2023
УИД 37RS0010-01-2022-001924-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2024 г. г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Белоусовой Н.Ю.,
Судей Воркуевой О.В., Селезневой А.С.
при секретаре судебного заседания Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Селезневой А.С.
дело по апелляционной жалобе Правительства Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 июня 2023 г. по делу по исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ивановской области о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ивановской области об обязании совершить определенные действия.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определениями суда (в том, числе протокольными) к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация Кинешемского муниципального района Ивановской области, Администрация Палехского муниципального района Ивановской области, Администрация Ильинского муниципального района Ивановской области, Управление Роспотребнадзора по Ивановской области, Служба ветеринарии по Ивановской области, Департамент имущества Ивановской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ФГБУ «ФКП Россрестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Ивановской области» (ныне ППК «Роскадастра» по Ивановской области»), Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в лице Департамента лесного хозяйства по ЦФО, Индивидуальный предприниматель Кабанов Павел Александрович, ООО «Сервис - Профи», Совет Палехского муниципального района Ивановской области, Совет Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, Совет Кинешемского муниципального района Ивановской области.
Определениями суда (в том числе, протокольными) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Кабанов Павел Александрович, Администрация Палехского муниципального района Ивановской области, Администрация Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района, Правительство Российской Федерации.
Протокольным определением суда, с согласия истца, произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области на – Администрацию Кинешемского муниципального района Ивановской области; Администрация Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области переведена в статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу, в части исковых требований, предъявленных к Правительству Российской Федерации, прекращено, в связи с отказом истца от иска к данному ответчику, рассмотрение гражданского дела продолжено по исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ивановской области, Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области, Администрации Палехского муниципального района Ивановской области, Кабанову Павлу Александровичу об обязании совершить определённые действия, признании права отсутствующим.
Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Решением Ленинского районного суда гор. Иваново от 17.03.2015 (дело № 2-190/15) удовлетворены требования заместителя прокурора Ивановской области об обязании Правительства Ивановской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет скотомогильников, расположенных на территории: <адрес>
Во исполнение требований судебного акта с ДД.ММ.ГГГГ г. данные объекты недвижимости поставлены на учёт в ЕГРН в качестве бесхозяйных объектов недвижимости.
Вместе с тем, одна лишь постановка на учёт данных объектов в качестве недвижимого имущества не обеспечивает должного контроля за использованием сибиреязвенных скотомогильников и проведение в полном объёме мероприятий по обеспечению их безопасности. В настоящее время не исключен случайный доступ к ним людей и животных, что может создать угрозу заражения, повлечь болезни животных, населения, и, как следствие возникновение чрезвычайной ситуации.
Надлежащий контроль за содержанием скотомогильников может быть обеспечен путем принятия данных объектов в региональную собственность. Несмотря на то, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, оформление прав на данное имущество за субъектом Российской Федерации – <адрес>ю, с учетом целей создания скотомогильников, является необходимым для защиты публичных интересов.
В целях принятия мер по оформлению данных объектов недвижимости в региональную собственность, устранения нарушений требований законодательства в области эпидемиологической безопасности, а также причин и условий, способствовавших нарушению законодательства, прокуратурой Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Ивановской области внесено представление, которое было отклонено.
Истец, руководствуясь положениями ст. ст. 42, 72 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.1999 № 184Фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления в Российской Федерации», отмечает, что Правительство Ивановской области, как высший исполнительный орган государственной власти Ивановской области, обязано обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 1090-1092 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль недопущения использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В соответствии со ст. 5 Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 42- 03 «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области», Правительством обеспечивается исполнение на территории области законодательства Российской Федерации и контроль за деятельностью региональных исполнительных органов власти.
В нарушение вышеуказанных положений законодательства настоящего времени вышеуказанные объекты в региональную собственность не приняты, в связи с чем не обеспечено санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, исполнение законодательства об обращении отходами и в сфере природопользования. Указанное бездействие уполномоченного органа исполнительной власти, по мнению истца, может повлечь негативные последствия, ставит под угрозу не только сохранность данных объектов недвижимости, но и окружающей среды в зоне их влияния, почв, подземных и поверхностных вод; не исключает распространение инфекционных заболеваний среди населения.
Отсутствие собственника сибиреязвенных скотомогильников влечет невозможность обеспечения их сохранности, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, поскольку может привести распространению и вспышке инфекционных заболеваний.
Данные объекты недвижимости не включены в реестр областной федеральной собственности, в ЕГРН не имеется записи о зарегистрированных правах на них, в связи с чем данное имущество подлежит принятию собственность ответчика для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Указанное, по мнению истца, свидетельствует о бездействии ответчика, которое может повлечь негативные последствия.
С учетом вышеизложенного, результатов судебной землеустроительной экспертизы, исковые требования заместителя прокурора <адрес> были изменены, истец просил суд:
1. Признать отсутствующим право собственности Кабанова Павла Александровича на часть земельного участка с кадастровым номером № под скотомогильником по точкам № со следующими координатами
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
2. Исключить из состава земель лесного фонда, из зоны <данные изъяты> земельный участок лесного фонда с точками № со следующими координатами
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
3.Возложить на Правительство Ивановской области обязанность принять в государственную собственность вновь образованные земельные участки с располагающимися в их пределах объектами с кадастровыми номерами № (сибиреязвенный скотомогильник №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>), № (сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> м).
4.Обязать Администрацию Кинешемского муниципального района Ивановской области внести изменения в Правила землепользования и застройки Батмановского сельского поселения, утвержденные решением Совета Кинешемского муниципального района Ивановской области от 28.12.2021 № 132, включив в перечень видов разрешенного использования в зоне П «Зона промышленных предприятий» вида, предусматривающего размещения скотомогильников - «Специальная деятельность» (код вида 12.2).
5.Обязать Администрацию Палехского муниципального района Ивановской области внести изменения в Правила землепользования и застройки Майдаковского сельского поселения Палехского муниципального района Ивановской области, утвержденные решением Совета Палехского муниципального района от 27.11.2014 № 97, путем установления зоны для вновь образованного земельного участка с координатами
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
предусматривающей размещение скотомогильников - «Специальная деятельность» (код вида 12.2).
6. Возложить на Правительство Ивановской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять в государственную собственность бесхозяйные сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на: территории <адрес>
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 июня 2023 г. исковые требования заместителя прокурора Ивановской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ивановской области, Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области, Администрации Палехского муниципального района Ивановской области, Кабанову Павлу Александровичу об обязании совершить определённые действия, признании права отсутствующим, были удовлетворены полном объеме.
С решением не согласен ответчик Правительство Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанность выводов суда, а также неправильное применение норм материального права просило решение отменить.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 10 января 2024 г. решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 июня 2023 г. по иску заместителя прокурора Ивановской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ивановской области, Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области, Администрации Палехского муниципального района Ивановской области, Кабанову Павлу Александровичу об обязании совершить определённые действия, признании права отсутствующим было отменено в части заявленных исковых требований заместителя прокурора Ивановской области к Правительству Ивановской области, Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области, Администрации Палехского муниципального района Ивановской области, Кабанову Павлу Александровичу в части заявленных исковых требований о признании отсутствующим права собственности на земельный участок под скотомогильником, исключении из состава земель лесного фонда земельного участка, возложениии обязанности принять в государственную собственность вновь образованные земельные участки, обязания Администрацию Кинешемского муниципального района Ивановской области внести изменения в Правила землепользования и застройки Батмановского сельского поселения, утвержденные решением Совета Кинешемского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2021 № 132, обязания администрации Палехского муниципального района Ивановской области внести изменения в правила землепользования и застройки Майдаковского сельского поселения Ивановской области, утвержденного решением Совета Палехского муниципального района от 27 ноября 2014 г. № 97, производство по делу в данной части прекращено.
Определением от 10 января 2024 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства по Управлению государственным имуществом, ООО «Ивановская лесопромышленная компания, ООО «Лесторг», ООО «СИМ», Администрация Палехского городского поселения, МКУ «Благоустройство территории Палеха», администрация Кинешемского муниципального района Ивановской области, администрация Палехского муниципального района Ивановской области(ответчик), администрация Исаевского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области, Кабанов Павел Александрович, Литвинова Валентина Валентиновна, Мазурина Ольга Евгеньевна, Котяшкина Анна Михайловна, ФИО52, ФИО53, Салтыков Евгений Николаевич, ФИО55, Пухова Валентина Дмитриевна, Морозов Анатолий Николаевич, Козлова Ирина Валерьевна, ФИО56, Ржанухина (Завьялова)Юлию Николаевна, Козлов Сергей Николаевич, Злобин Владимир Николаевич, Ржанухина Елена Александровна, Щелканов Михаил Константинович, ФИО57, Щелканова Галина Алексеевна, ФИО58, ФИО54, Клюкина Марина Егоровна, Клюкин Николай Михайлович, Пухов Владимир Александрович.
С учетом положений частей 4, 5 ст. 330 ГПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для отмены принятого по делу решения суда.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора: ФИО5 на правопреемника - администрацию Ильинского муниципального района, ФИО6 на правопреемника Коверина Александра Ивановича, ФИО20, ФИО24 на правопреемника – администрацию Ильинского муниципального района, ФИО25 на правопреемника Смирнову Галину Леонидовну, ФИО17 на правопреемника Воронкову Юлию Владимировну, ФИО19 на правопреемника Зорину Галину Алексеевну.
Также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Российской Федерации.
Представитель истец - помощник прокураты Ивановской области Уставщикова Д.А. исковые требования поддержала просила возложить на правительство Ивановской области принять в государственную собственность бесхозяйные сибиреязвенные скотомогильники. При этом полагала разумным установить срок для исполнения решения суда в 6 месяцев.
Представитель ответчика Правительства Ивановской области Соколов Д.В. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица Правительства Российской Федерации Сорокин А.В., действующий на основании доверенности, полагал, что прокурором заявлены законные и обоснованные требования.
Третьи лица: Коверин А.И., Смирнова Г.Л., Воронкова Ю.В., Зорина Г.А., Литвинова В.В., Мазурина О.Е., Котяшкина А.М., Салтыков Е.Н., Пухова В.Д., Козлова И.В., Завьялова (Ржанухина) Ю.Н., Козлов С.Н., Злобин В.Н., Ржанухина Е.А., Щелканов М.К., Щелканова Г.А., Клюкина М.Е., Клюкин Н.М., Пухов В.А., Морозов А.Н., Кабанов П.А., Администрация Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района, Администрация Ильинского муниципального р-на, Управление Роспотребнадзора по Ивановской области, Служба ветеринарии Ивановской области, Департамент управления имуществом Ивановской обл., УФСГРКиК по Ивановской области, Филиал ППК «Роскадастра» по Ивановской области, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Федеральное агентство лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) в лице Департамента лесного хоз-ва по ЦФО, Совет Палехского муниципального р-на Ивановской обл., Совет Кинешемского муниципального района, Совет Батмановского сельского поселения Кинешемского муниципального района, ИП Кабанов П.А., его представитель Савицкая С.А., Администрация Палехского городского поселения, Администрация Палехского муниципального района Ивановской области, Администрация Кинешемского муниципального района Ивановской области, Администрация Исаевского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области, МКУ «Благоустройство территории Палеха», ООО «СИМ», ООО «Лесторг», ООО «Ивановская лесопромышленная компания», извещались надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили.
В соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в Ивановской области расположены скотомогильники на территории: <адрес>
На указанные скотомогильники (биотермические ямы) имеются ветеринарно – санитарные карточки, данные скотомогильники периодически обследуются ветеринарными врачами, о чем составляются соответствующие акты.
Решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) и от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) удовлетворены требования заместителя прокурора <адрес> об обязании Правительства Ивановской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет скотомогильников, расположенных на территории: <адрес>
Сведения об указанных скотомогильниках, как объектах недвижимости содержатся в настоящее время в ЕГРН, а именно:
1. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>м., назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование сибиреязвенный скотомогильник, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>., принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления службы ветеринарии <адрес> о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, площадь <данные изъяты> кв.м., адресная часть: <адрес>, <данные изъяты> собственником которого является ООО «СИМ».
2. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование сибиреязвенный скотомогильник, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> м., принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления Службы ветеринарии <адрес> о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют; Данное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - эксплуатационные леса, площадь <данные изъяты> кв.м., адресная часть: <адрес>, <адрес> собственником которого является Российская Федерация, зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО «ЛесТорг».
3. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование сибиреязвенный скотомогильник, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления Службы ветеринарии <адрес> о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование – эксплуатационные леса, площадь <данные изъяты> кв.м., адресная часть: <адрес>, <адрес>
4. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование сибиреязвенный скотомогильник, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> м, принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления Службы ветеринарии <адрес> о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - эксплуатационные леса, площадь <данные изъяты> кв.м., адресная часть: <адрес>, <данные изъяты>
5. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты> назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование сибиреязвенный скотомогильник, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> м., принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления Службы ветеринарии <адрес> о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от 17.033.2015 (дата вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют; сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - эксплуатационные леса, площадь <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты>
6. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>.м., назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование - сибиреязвенный скотомогильник №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, на основании заявления о принятии учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют. Сооружение расположено частично на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения памятника природы «<данные изъяты> адресная часть: <адрес>, <адрес>, собственником которого является Палехское городское поселение, бессрочное пользование МКУ «Благоустройство территории Палеха»;
7. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>., назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование - сибиреязвенный скотомогильник №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГPH №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции, площадью <данные изъяты> кв.м., адресная часть: <адрес>, <адрес> собственником которого является кабанов Павел Александрович.
8. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>м., назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование - сибиреязвенный скотомогильник №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют; сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - эксплуатационные леса, площадь <данные изъяты>.м., адресная часть: <адрес>, <адрес> собственником которого является Российская Федерация, также имеется обременение в виде аренды в пользу ООО Ивановская лесопромышенная компания».
9. сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>., назначение - иное сооружение (утилизация биологических отходов), наименование сибиреязвенный скотомогильник №, расположенное по адресу: <адрес> сельского поселения, принятом на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Ленинского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРН №, сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанного сооружения в ЕГРН отсутствуют. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование – Для сельскохозяйственного производства, площадь <данные изъяты> кв.м., адресная часть: <адрес>, <адрес>, собственниками которого являются: Литвинова Валентина Валентиновна, Мазурина Ольга Евгеньевна, Исаевское сельское поселение Ильинского муниципального района <адрес>, Костяшкина Анна Михайловна, ФИО59, ФИО6, Салтыков Евгений Николаевич, ФИО8, Пухова Валентина Дмитриевна, Морозов анатолий Николаевич, Козлова Ирина Валерьевна, ФИО12, Ржанухина Юлия Николаевна, Козлов Сергей Николаевич, Злобин Владиимр Николаевич, Ржанухина Елена Александровна, Щелканов Михаил Константинович, ФИО17, Щелканова Галина Алексеевна, ФИО31, ФИО20, Клюкина Марина Егоровна, Клюкин Николай Михайлович, Пухов Владимир Александрович.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду (ст.42).
Согласно ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Основными принципами земельного законодательства являются приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (пп.2, 3 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды – расходным обязательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).
В соответствии с подпунктом «ц» п.2 ст.26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
01 января 2023 г. аналогичные положения закреплены в п. 92 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
В силу положений пункта 92 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 1 статьи 55 указанного закона в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, предназначенное для осуществления органами публичной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Пунктом 1090 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы.
Поскольку целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, являются нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения, не относящейся к вопросам организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нахождение указанного объекта недвижимости возможно только в собственности субъекта Российской Федерации и содержание этого объекта федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Устава Ивановской области исполнительная власть Ивановской области осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Ивановской области во главе с Правительством Ивановской области, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской власти, под руководством Губернатора Ивановской области.
Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что спорные скотомогильники должны находиться в собственности субъекта Российской Федерации, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы Правительства Ивановской области о том, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, со ссылками на то, что полномочия по приобретению имущества в собственность Ивановской области представляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области –Департамент управления имуществом Ивановской области, являются несостоятельными, поскольку Правительство Ивановской области, исходя из Устава Ивановской области, является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области, который возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность всей системы исполнительных органов государственной власти Ивановской области, включающую в себя, в том числе Департамент управления имуществом Ивановской области. При таких обстоятельствах именно Правительство Ивановской области, как высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, является надлежащим ответчиком при рассмотрении настоящего спора.
Ссылки на постановление Правительства Ивановской области от 31 августа 2023 года № 407-п «Об исполнении судебных решений по принятию в собственность Ивановской области скотомогильников, земельных участков под ними, расположенных на территории Ивановской области» также не может повлиять на вышеуказанные выводы судебной коллегии.
В соответствии с указанным нормативным актом Правительство Ивановской области в связи с принятиями судами решений о возложении на Правительство Ивановской области обязанности по принятию в собственность скотомогильников, находящихся на территории Ивановской области, а также в случаях, установленных решениями судов, земельных участков, расположенных под ними, постановило: принять в собственность Ивановской области скотомогильники, земельные участки под ними, расположенные на территории Ивановской области в соответствии с решениями судов (пункт 1); Департаменту управления имуществом Ивановской области включить в реестр имущества, находящегося в собственности Ивановской области, сведения об имуществе, указанном в пункте 1 настоящего постановления, и осуществить необходимые действия по его распоряжению (пункт 2.1), обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением о государственной регистрации соответствующих прав на имущество в срок не позднее 5 рабочих дней с даты поступления от службы ветеринарии Ивановской области выписок из ЕГРН, подтверждающих постановку на государственный кадастровый учет имущества, указанного в пункте 1 постановления (пункт 2.2); службе ветеринарии Ивановской области обеспечить государственный кадастровый учет имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (пункт 3.1), направить в департамент выписки из ЕГРН, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет имущества, указанного в пункте 1 постановления, в срок, не превышающий 2 рабочих дней с даты постановки на государственный кадастровый учет имущества (пункт 3.2); финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных решений, связанных с постановкой на государственный кадастровый учет имущества о органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных службе ветеринарии Ивановской области законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год и плановый период (пункт 4).
Таким образом, из содержания данного нормативного акта следует, что постановлением распределены обязанности по исполнению судебных актов между учреждениями Ивановской области - Департаментом управления имуществом Ивановской области и службой ветеринарии Ивановской области. Однако исполнение судебных актов осуществляется после их принятия. Каких-либо оснований для возложения обязанностей на Департамент управления имуществом Ивановской области на стадии принятия судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Поскольку решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вопреки доводам ответчика, скотомогильник должен быть принят в собственность субъекта Российской Федерации, а не муниципального образования, что Правительством Ивановской области в нарушении вышеуказанных положений закона не исполнено, какие-либо действия в указанном направлении не реализованы.
Ссылка в жалобе, на положения ст.1 Закон Ивановской области от 16 апреля 2013 г. №21-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области обращения с животными», согласно которой органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе по организации проведения на территории Ивановской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации проведения мероприятий по содержанию сибиреязвенных скотомогильников, не опровергает законных и обоснованных выводов суда о том, что передача полномочий по организации проведения указанный мероприятий, финансируемых за счет субъекта Российской Федерации – Ивановской области, лишь подтверждают то, что фактически права и обязанности собственника в отношении спорного объекта принадлежат именно субъекту Российской Федерации – Ивановской области, которые субъект в рамках предоставленных ему полномочий делегировал их местному самоуправлению.
При этом судебная коллегия учитывает, что положения вышеуказанной статьи Закона Ивановской области от 16 апреля 2013 г. №21-ОЗ не возлагают на органы местного самоуправления обязанности по содержанию сибиреязвенных скотомогильников за счет собственного бюджета и принятия их в муниципальную собственность, а выделение субъектом Российской Федерации денежных средств на содержание сибиреязвенного скотомогильника подтверждает обоснованность заявленных истцом требований, что было правомерно учтено судом.
Обжалуя решение суда, ответчик в апелляционной жалобе указывает, что обращение спорного скотомогильника в собственность нарушит права и законные интересы владельцев земельного участка, ограничит их право использования в соответствии с категорией земель, к которой они относятся, а также приведет к нарушению принципа единства судьбы объектов недвижимого имущества и земельных участков на которых они расположены.
Данные доводы также отклоняются судебной коллегией, поскольку не могут послужить основанием для отказа в иске.
В силу п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из ч.2 ст.8 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (п.3 ч.4 ст.8 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч.1 ст.43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Из положений приведенной нормы и ч.ч.8, 10 ст.22, п.31 ч.1 ст.26 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Перечень объектов, размещение которых может быть обусловлено наличием государственных или муниципальных нужд, указан в ст.49 ЗК. Однако приведенная корреспонденция с законоположением земельного законодательства не является исчерпывающей, а носит открытый характер.
При этом, учитывая, что спорные скотомогильник были образованы начиная с 1914 года по 1964 год, то есть до момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены спорные объекты, на землях трех разных категорий, ни одна из которых не допускает размещение такого объекта, приватизация данных объектов не допускается, исходя из специфики скотомогильников, как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы (трупы животных) либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов, а вопрос о правах на земельные участки под скотомогильниками возможно разрешить после оформления прав на спорные объекты, поскольку исходя из положений Лесного кодекса РФ (ст. 6.1, 25 ЛК РФ), Земельного Кодекса РФ (статей 1,7,77) размещение скотомогильника на землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда не допускается.
Определяя сроки, в течение которых ответчики, на которых возложены настоящим решением определенные обязанности должны соответствующие действия совершить, судебная коллегия учитывая предложение сторонами сроки исполнения решения суда, полагает установить срок до 31.12.2024 г. для исполнения по оформлению права собственности на спорные скотомогильники, придя к выводу о том, что данные сроки являются достаточными для совершения необходимых действий. Доказательств необходимости предоставления более длительных сроков со стороны ответчиков не представлено. При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта в установленные сроки, ответчики не лишены возможности обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 июня 2023 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования заместителя прокурора Ивановской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ивановской области об обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Возложить на Правительство Ивановской области обязанность в срок до 31 декабря 2024 г. принять в государственную собственность сибиреязвенные скотомогильники, расположенные в Ивановской области на территории <адрес>
Председательствующий
Судьи