Решение по делу № 2-2121/2016 от 13.04.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ июля 2016 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Гараниной С.А.

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО1, ФИО4, ФИО5 к Администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

ФИО1, ФИО4, ФИО5 обратились с вышеуказанным иском к Администрации <адрес>, мотивировав его следующим.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что занимаемое семьей истцов жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено им на условиях социального найма в 1991 году (данный судебный акт имеет преюдициальное значение - ст.61 ГПК РФ).

С указанного периода времени в спорном жилом помещении истцы проживают постоянно, несут бремя его содержания. С момента вселения в указанную квартиру и по настоящее время состоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Занимаемое истцами жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 52,80 кв.м., в т.ч. жилой площадью - 32,20кв.м.

Имея намерение приобрести в собственность указанное жилье в порядке приватизации, истцы обратились в Ивановский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация», предоставив необходимый пакет документов для приобретения в собственность жилого помещения. Однако Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации <адрес> уведомило истцов об отказе Администрации <адрес> в заключении и регистрации договора передачи жилого помещения в собственность на том основании, что жилое помещение является служебным, а также, что истцами не представлены документы об отнесении семьи к категории семей, имеющих право на получение жилого помещения на условиях социального найма.

Истцы полагают, что их право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения незаконно ограничено ответчиком.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ N1541-1 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Указанная правовая норма одним из условий реализации права граждан на приватизацию жилого помещения определяет занятие этого жилого помещения по договору социального найма.

В ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N° 1541-1 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) определен перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании ст. 8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом согласно п.4    ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.

Согласно ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

Таким образом, Закон не предусматривает безусловного отказа в приватизации.

В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,обеспечение обороны страны и безопасности государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1,12,214,217 ГК РФ, ст. 2,6,7,8,113 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Конституцией РФ, ст.ст. 131-132 ГПК РФ, ЖК РФ истцы просят суд признать за ФИО1, ФИО4, ФИО5 право общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру общей площадью 52,80 кв.м., в том числе жилой - 32,20 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке бесплатной приватизации по 1/3 доли за каждым.

В ходе рассмотрения дела представитель истцов ФИО11 дополнила основания иска, указав, что спорная квартира передана в муниципальную собственность и утратила статус служебной. В связи с этим к спорной квартире должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по догвоорам социального найма.

В судебном заседании истец ФИО4поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО5 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Допущенная к участию в деле в качестве представителя истца ФИО4 ФИО8 также поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации <адрес> и Управления жилищной политики и ипотечного кредитования <адрес> по доверенности ФИО9 возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменный отзыв, в котором пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено ФИО1 на основании решения Ленинского Райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Данное жилое помещение было предоставлено ФИО1 на семью в составе 3 человек в качестве служебного на время работы в ЖРЭУ. В соответствии со статьей 101 ЖК ФИО3 (далее - ЖК ФИО3), действовавшего на момент отнесения помещения к категории служебных, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в состав служебного решением исполнительного комитета районного, городского районного в городе ФИО6 народных депутатов. Под служебные помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. Перечень категорий граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иного жилого помещения, и за ними фактически закреплено право пользования служебными жилыми помещениями определен в следующих нормативных правовых актах: статья 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статья 108 ЖК ФИО3. ФИО1 не представил документы, подтверждающие, что он относится к какой-либо категории граждан, установленных указанными правовыми актами, и как следствие, не может получить разрешение на приватизацию служебного жилого помещения. Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы ФИО1, ФИО5, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> ул. <адрес> (л.д. 23). Иных зарегистрированных лиц в данном жилом помещении не имеется. Указанная квартира была предоставлена ФИО1 и его семье в составе 3 человек на основании решения Ленинского Райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ как служебная на время работы в ЖРЭУ ( л.д.85).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что при предоставлении ФИО1 спорной квартиры был нарушен порядок предоставления служебных жилых помещений, поскольку ФИО1 и члены его семьи ордер на квартиру не получали, не расписывались за его получение и за получение извещение о получении служебной квартиры, каким-либо иным образом о предоставлении служебной квартиры не извещались. Суд также установил, что поскольку в ФИО1 и ФИО5 не заключалось письменного договора найма служебного жилого помещения, ФИО1 не получал ордер на квартиру, не был извещен о получении служебной квартиры, с ним был заключен договор найма жилого помещения, в котором не предусмотрена обязанность освобождения жилого помещения при прекращении трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившей жилое помещение, в поэтому ФИО1, его жена ФИО5 и их несовершеннолетний сын не могут быть выселены из данного жилого помещения ( л.д. 97-100).

Из Постановления Главы <адрес> от 27.08.2001г. «Об объектах недвижимости, принятых в муниципальную собственность в соответствии с решением ФИО2 <адрес> ФИО6 народных депутатов от 26.11.1992г. «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в муниципальную собственность» следует жилой дом по адресу г.<адрес> считать принятым в муниципальную собственность с 26.11.1992г. В соответствии с Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О передаче муниципальных неприватизированных жилых помещений в состав местной казны» спорная квартира передана в состав местной казны. ( л.д. 12-14).

15.02.2016г. ФИО1 подал заявление в Администрацию <адрес>, с просьбой передать в собственность ему и членам его семьи квартиру, расположенную по адресу <адрес>, в порядке приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по жилищным вопросам Администрации <адрес> принято решение отказать в приватизации вышеуказанного жилого помещения, ввиду того, что данное помещение было предоставлено ФИО1 в качестве служебного на время работы в ЖРЭУ. Перечень категорий граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иного жилого помещения, установлен следующими правовыми актами: ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 108 Жилищного кодекса ФИО3. ФИО1 не представил документы, подтверждающие, что он относится к какой-либо категории граждан, и, как следствие, не может получить разрешение на приватизацию служебного жилого помещения ( л.д. 21).

Суд полагает, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права истца.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса ФИО3, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО6 народных депутатов.

В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса ФИО3, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО6 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", (в редакции, действовавшей на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.

Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма.

Данные правовые позиции изложены в Определении Верховного Суда РФ от 17.05.2016г -КГ16-2, в также в Обзорах судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г, за второй квартал 2013г.

Как установлено судом, спорная квартира была предоставлена истцу до ее передачи в муниципальную собственность. С момента передачи в муниципальную собственность спорная квартира утратила статус служебной.

Согласно ст.50 ЖК ФИО3 пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Типовой договор найма жилого помещения, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются ФИО3.

Согласно ст.106 ЖК РФ с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Поскольку решением суда решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , установлено, что ФИО1 и его семьей не заключалось письменного договора найма служебного жилого помещения, ФИО1 не получал ордер на квартиру, не был извещен о получении служебной квартиры, суд приходит к выводу, что с ФИО1 был заключен договор найма в порядке, установленном ст.ст. 50 ЖК ФИО3, а не договор найма служебного жилого помещения.

Из совокупности установленных судом обстоятельств следует, что истцы занимают спорное жилое помещение, находящемся в муниципальной собственности, по договору социального найма. Отсутствие же заключенного в письменной форме с соблюдением положений статьей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма, не может препятствовать осуществлению истцами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа.

Кроме того, исходя из положений Жилищного кодекса ФИО3, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

Таким образом, поскольку истцы на условиях социального найма проживают в спорном жилом помещении, ранее в приватизации не участвовали, препятствий для передачи спорной комнаты в собственность истцов в порядке приватизации не имеется, иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истцов на оплату государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1, ФИО4, ФИО5 удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО4, ФИО5 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение: квартиру общей площадью 52,8 кв.м <адрес> в городе Иваново по 1/3 доли за каждым.

Взыскать с ответчика Администрации <адрес> в пользу истца ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.

Взыскать с ответчика Администрации <адрес> в пользу истца ФИО4 расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.

Взыскать с ответчика Администрации <адрес> в пользу истца ФИО5 расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий :                  С.А.Гаранина

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

2-2121/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Е.В.
Васильев В.Ю.
Васильев А.В.
Ответчики
Администрация г. Иваново
Другие
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации г. Иваново
Дрягина Марина Вадимовна
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Дело на странице суда
leninsky.iwn.sudrf.ru
13.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2016Передача материалов судье
18.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2016Предварительное судебное заседание
15.06.2016Предварительное судебное заседание
11.07.2016Судебное заседание
18.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее