Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года 66OS0000-01-2021-000313-40 3а-377/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
15 июня 2021 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при ведении протокола помощником судьи Козыревой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Крайновой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Фроловой Елены Николаевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Фролова Е.Н. (далее – ИП Фролова Е.Н., административный истец) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником ... доли в праве собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок).
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, административный истец ИП Фролова Е.Н. просила установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1января 2020 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА» (далее – ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА») от 12 апреля 2021 года № 2543-03-2021-С/66 в размере 8 750 000 руб.
Административный истец ИП Фролова Е.Н. в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, направила в суд своего представителя по доверенности Крайнову Т.О.
В судебном заседании представитель административного истца Крайнова Т.О., участвующая посредством видеоконференц-связи, требования административного иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области), Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки», заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу, администрации города Екатеринбурга, заинтересованные лица Сарсадских А.В., Николотов Ж.В., Шепелев В.И., Фролова А.О., Фролов А.О., Петров Н.П. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили. Представители Управления Росреестра по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в письменных отзывах просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля ( / / )8, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Как следует из материалов дела, на праве долевой собственности ИП Фроловой Е.Н. (... доли в праве), Шепелеву В.И. (... доли в праве), Николотову Ж.В. (... доли в праве), Сарсадских А.В. (... доли в праве), Фроловой А.О. (... доли в праве), Фролову А.О. (... доли в праве), Петрову Н.П. (... доли в праве) принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17 марта 2021 года (л.д. 28-50).
Оспариваемая кадастровая стоимость указанного выше земельного участка утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 8 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» и по состоянию на 1 января 2020 года составила 11653580,88 руб.
Сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в ЕГРН – 1 декабря 2020 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> непосредственно влияют на права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, что явилось основанием для обращения 30 апреля 2021 года с административным иском в суд.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 12 апреля 2021 года № 2543-03-2021-С/66 (л.д. 57-152), составленный оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 1 января 2020 года оставляет 8750 000 руб.
Оценивая вышеуказанный отчет, суд учитывает, что он выполнен и подписан оценщиком ( / / )9, которая имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности с 2015 года, является членом Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», ее профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке. В судебном заседании оценщик ( / / )9 была допрошена судом в качестве свидетеля и после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердила изложенные в отчете выводы.
В ходе допроса ( / / )9 суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного подхода в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.
Доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками не представлено, материалы дела таковых не содержат.
С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению.
Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 1 января 2020 года подлежит определению в размере его рыночной стоимости, определенном по отчету ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА» от 12 апреля 2021 года № 2543-03-2021-С/66 в размере 8 750 000 руб.
Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд) – 30 апреля 2021 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Фроловой Елены Николаевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости 8750 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 30 апреля 2021года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
С.И. Жейнова |