Дело № 2а-949/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 05 сентября 2019 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,
при секретаре Фадеевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Волховского городского прокурора ленинградской области к административному ответчику Совету депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутат Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьмина А.Н. и обязании досрочно прекратить полномочия депутата,
установил:
Волховский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором с учетом уточнений просил:
признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьмина А.Н. в связи с предоставлением недействительных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, то есть несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей, возложенных на них законом.
обязать Совет депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьмина А.Н. в связи с предоставлением недействительных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
В обоснование иска указал, что Волховской городской прокуратурой в декабре 2018 года на основании обращения П.П. проведена проверка соблюдения депутатом Совета депутатов и главой МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьминым А.Н. требований ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 2 ст. 1 закона Ленинградской области от 15.12.2017 № 80-оз «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений».
В ходе проверки установлено, что глава МО Новоладожское городское поселение Кузьмин А.Н. является депутатом Совета депутатов и председателем Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. Основание замещения мандата депутата - решение Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района от 19.09.2014 № ****** «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ******».
Ссылаясь на ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 4 статьи 6, п. 9 ст. 8, п. 4 ст. 12.1, ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. «г» п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 3 Закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», ч. 2 ст. 1, п. 4 ч. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 1 Закона Ленинградской области от 15.12.2017 № 80-оз «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений», ст. 48 Устава МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указывает, что нормативными актами федерального и регионального уровня установлена обязанность по предоставлению депутатами представительных органов местного самоуправления вышеуказанных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неисполнение данной обязанности влечет досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что Кузьминым А.Н. представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя за 2017 год, содержащая неполные и не достоверные сведения.
Так, Кузьмин А.Н. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на титульном листе указал, что он является депутатом в Совете депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, а также состоит в должности специалиста по котлам на твердом, жидком и газовом топливе в ООО «ЛОТС». Достоверность и полнота сведений письменно подтверждена Кузьминым А.Н. 05.04.2018.
Вместе с тем, согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 09.01.2019, Кузьмин А.Н. является генеральным директором ООО «ПОМОР» (ОГРН № ******, ИНН № ******).
Согласно копии приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № ****** от 31.12.2015, предоставленной Кузьминым А.Н., он уволен решением единственного участника ООО «Помор» Прозоровым М.С., на основании личного заявления об освобождении от обязанностей генерального директора ООО «Помор».
После подачи Кузьминым А.Н. заявления на имя учредителя организации с просьбой освободить его от занимаемой должности и получения приказа об увольнении, он счел себя освобожденным от занимаемой должности. Однако, совершенные юридически значимые действия, направленные на смену директора, учитывая требования ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу только с момента их государственной регистрации.
Кузьмин А.Н. в соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, с 07.04.2014 и по состоянию на 09.06.2018 являлся генеральным директором ООО «Помор».
До исключения из ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) юридически Кузьмин А.Н. являлся руководителем указанной организации.
Также согласно выписке ЕГРЮЛ, по состоянию на 09.01.2019, Кузьмин А.Н. является одним из учредителей ООО «Коммунальный сервис». Кузьмин А.Н. в соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц с 05.05.2008 и по состоянию на 25.08.2018 являлся учредителем ООО «Коммунальный сервис» (ОГРН № ******, ИНН № ******).
До исключения из ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) юридически Кузьмин А.Н. являлся учредителем указанной организации.
Проверкой достоверно установлен факт представления Кузьминым А.Н. неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указывает, что законом о противодействии коррупции введена система мер противодействия коррупции, определено само понятие коррупции как социально-юридического явления и понятие противодействия коррупции как особого вида государственной деятельности. Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Таким образом, указанные обстоятельства, затрагивают интересы государства, в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции. Неисполнение возложенной законом обязанности является прямым и недопустимым нарушением требований ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ, ст. 1 Закона Ленинградской области от 15.12.2017 № 80-оз, ст. 3 Закона № 230-ФЗ и препятствует дальнейшему нахождению на муниципальной должности в статусе депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
С учетом изложенного, Совету депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Волховским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 25.01.2019 № ******, которое было рассмотрено 29.03.2019, однако по результатам рассмотрения представления полномочия депутата Кузьмина А.Н. досрочно не прекращены, тем самым Совет депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области игнорирует требования федерального законодательства о противодействии коррупции, а также компрометирует органы местного самоуправления.
Административный истец помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам и основаниям указанным в исковом заявлении и уточном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Кузьмин А.Н., представитель заинтересованного лица Губернатора Ленинградской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица Губернатора Ленинградской области представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица, удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Кузьмина А.Н., Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области адвокат Соловьев Ю.Г., действующий на основании ордера № ****** от 05.08.2019, ордера № ****** от 27.08.2019 и доверенности № ****** от 16.04.2019, в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам и основаниям, указанным в возражениях на административное исковое заявление и дополнений к ним.
Суд, с согласия сторон, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 названного закона, предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При реализации этих полномочий прокурор вправе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (далее - Федерального закона N 273-ФЗ) определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в декабре 2018 года Волховской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения депутатом Совета депутатов и главой МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьминым А.Н. требований ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 2 ст. 1 закона Ленинградской области от 15.12.2017 № 80-оз «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений».
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1).
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
При этом полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 7.1).
Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ) установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с частью 4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Согласно ч. 2 ст. 3 вышеназванного закона сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 15.12.2017 N 80-оз "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений" лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Ленинградской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются в государственный орган Ленинградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений) лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" лицом, замещающим муниципальную должность, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным ( п. 4 ч. 3 ч. 1 Областного закона Ленинградской области от 15.12.2017 N 80-оз).
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального района, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 45 Устава МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области предусмотрено, что депутат совета депутатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации, областными законами, настоящим Уставом и решениями совета депутатов.
Полномочия депутата Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральным законом. В ходе прокурорской проверки установлено, что глава МО Новоладожское городское поселение Кузьмин А.Н. является депутатом Совета депутатов и председателем Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. Основание замещения мандата депутата - решение Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района от 19.09.2014 № ****** «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ******».
Прокурорской проверкой установлено, что Кузьмин А.Н. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на титульном листе указал, что он является депутатом в Совете депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, а также состоит в должности специалиста по котлам на твердом, жидком и газовом топливе в ООО «ЛОТС». Достоверность и полнота сведений письменно подтверждена Кузьминым А.Н. 05.04.2018.
Как следует из административного искового заявления, согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 09.01.2019 Кузьмин А.Н. является генеральным директором ООО «ПОМОР» (ОГРН № ******, ИНН № ******). Согласно копии приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № ****** от 31.12.2015, предоставленной Кузьминым А.Н., он уволен решением единственного участника ООО «Помор» Прозоровым М.С., на основании личного заявления об освобождении от обязанностей генерального директора ООО «Помор». Кузьмин А.Н. в соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, с 07.04.2014 и по состоянию на 09.06.2018 являлся генеральным директором ООО «Помор». Также согласно выписке ЕГРЮЛ, по состоянию на 09.01.2019, Кузьмин А.Н. является одним из учредителей ООО «Коммунальный сервис». Кузьмин А.Н. в соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц с 05.05.2008 и по состоянию на 25.08.2018 являлся учредителем ООО «Коммунальный сервис» (ОГРН № ******, ИНН № ******).
Также в иске указано, что в связи с установленным обстоятельствами Совету депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Волховским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 25.01.2019 № ******, которое было рассмотрено 29.03.2019, однако по результатам рассмотрения представления полномочия депутата Кузьмина А.Н. досрочно не прекращены, тем самым Совет депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области игнорирует требования федерального законодательства о противодействии коррупции, а также компрометирует органы местного самоуправления.
Административный истец утверждает, что проверкой достоверно установлен факт представления Кузьминым А.Н. недействительных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, что является прямым и недопустимым нарушением требований ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ, ст. 1 Закона Ленинградской области от 15.12.2017 № 80-оз, ст. 3 Закона № 230-ФЗ и препятствует дальнейшему нахождению на муниципальной должности в статусе депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Как следует из материалов дела, на момент проверки по данным выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.01.2019 Кузьмин А.Н. являлся генеральным директором ООО «ПОМОР» (л.д. 42-57).
Согласно копии приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № ****** от 31.12.2015 Кузьмин А.Н. уволен 31.12.2015 решением единственного участника ООО «Помор» Прозоровым М.С. на основании личного заявления об освобождении от обязанностей генерального директора ООО «Помор» (л.д.58-59).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В силу пункта 4 статьи 32 и пункта 1 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в государственных реестрах содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные этого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений (в том числе, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) сообщить об этом в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Закона о регистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Вместе с тем, статья 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не связывает возникновение или прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственных реестр таких сведений.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Таким образом, с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе заключать от имени этого общества сделки.
На основании вышеизложенного, учитывая представленные копии приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № ****** от 31.12.2015, заявление Кузьмина А.Н об освобождении от обязанностей генерального директора, суд приходит к выводу о том, что полномочия Кузьмина А.Н. как генерального директора ООО "Помор" прекращены 31.12.2015, в связи с чем указанные сведения Кузьмин А.Н. правомерно не указал в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
Также согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.01.2019, Кузьмин А.Н. являлся одним из учредителей ООО «Коммунальный сервис». Деятельность указанной организации прекращена 13.11.2018 (л.д. 85-98).
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Из взаимосвязанных положений статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 11 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", подпункта "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что сведения об участниках общества с ограниченной ответственностью и о размерах, номинальной стоимости их долей в уставном капитале общества подлежат обязательной государственной регистрации и включению в Единый государственный реестр юридических лиц и считаются достоверными до внесения в указанный государственный реестр соответствующих изменений.
На основании вышеизложенных норм суд приходит к выводу о том, что на момент предоставления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Кузьмин А.Н. являлся учредителем ООО «Коммунальный сервис». Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.
Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом в силу в силу ч 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.7.3-2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Ответственность за допущенное нарушение в соответствии с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения между сторонами, должна применяться с учетом всех обстоятельств, имеющих правовое значение при избрании таковой меры ответственности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
С учетом принципа состязательности сторон и предусмотренной частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения по доказыванию правомерности оспариваемого решения, суд должен основывать свое решение на анализе доказательств, представленных как административным истцом, так и административным ответчиком.
Из материалов дела следует, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Кузьминым А.Н. были поданы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей за 2017 год, в которых не указано о том, что он являлся учредителем ООО «Коммунальный сервис».
Кроме того, как следует из материалов дела, представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 25.01.2019 № ****** было рассмотрено Советом депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области 29.03.2019, по результатам которого прокурору разъяснено право обратиться в соответствующим заявлением в суд. Указанное решение административным истцом не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, на основании объяснений сторон, оценив представленные доказательства, учитывая, что представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 25.01.2019 № ****** было рассмотрено Советом депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, не усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части признания незаконным бездействия Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьмина А.Н.
При этом суд обращает внимание, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
В то же время, исходя из приведенных положений части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления об обязании Совет депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области досрочно прекратить полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьмина А.Н. в связи с предоставлением недействительных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год., поскольку возложение указанных обязанностей на Совет депутатов нарушит публичные права представительного органа местного самоуправления по решению вопроса, относящегося сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.
Так, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа местного самоуправления.
Суд, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Волховского городского прокурора.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления административного истца Волховского городского прокурора ленинградской области к административному ответчику Совету депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутат Совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Кузьмина А.Н. и обязании досрочно прекратить полномочия депутата - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 сентября 2019 года.
Судья подпись М.Г. Кошкина