Решение по делу № 2а-469/2020 от 14.07.2020

2а-469/2020 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 года                             г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,

при секретаре Молоновой С.Б.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Кяхтинского района Бадмаева К.Д., представителя ответчика МО «Кяхтинский район» Даниленко Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Кяхтинский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

        Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кяхтинский район», в котором с учетом уточнения просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Кяхтинский район», выразившиеся в непринятии мер по реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения пруда на реке Унгуркуй, ГТС водохранилища на реке Убур-Киреть, с соблюдением установленного порядка пользования водными объектами, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ГТС пруда на реке Унгкркуй, ГТС водохранилища на реке Убур-Киреть) в отсутствие права пользования водными объектами, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследований, предшествующих разработке деклараций безопасности, в отношении гидротехнических сооружений: водохранилище реки Киреть, кадастровый , пруд на реке Унгуркуй, кадастровый , Усть-Киранская инженерная защита вдоль реки Киранка, кадастровый , дамба реки Чикой, кадастровый , «берегоукрепительные работы» на <адрес> у сел Шарагол и Хутор, кадастровый , а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях и согласовать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия. При этом указав, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Кяхтинского района расположено 5 ГТС: водохранилище реки Киреть, кадастровый , пруд на реке Унгуркуй, кадастровый , Усть-Киранская инженерная защита вдоль реки Киранка, кадастровый , дамба реки Чикой, кадастровый , «берегоукрепительные работы» на <адрес> у сел Шарагол и Хутор, кадастровый , находящихся в муниципальной собственности Администрации МО «Кяхтинский район», которая мер по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений не принимает.

          В судебном заседании прокурор Бадмаев К.Д. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении с учетом их уточнения, подтвердил, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Кяхтинский район» Даниленко Я.М. исковые требования признала частично, при этом суду пояснила, что бюджет муниципального образования не позволяет принять меры по эксплуатации, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, указанных прокурором, планируется провести мероприятия в целях исполнения заявленных прокурором требований относительного одного гидротехнического сооружения.

Представитель третьего лица Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Лархаев С.Л., просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

        В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

         Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к данным объектам относятся гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

         Статья 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в качестве принципов обеспечения безопасности гидротехнических сооружений предусматривает представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

           В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в том числе обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении и др.;

       Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

          Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.    Собственник    гидротехнического     сооружения     и (или) эксплуатирующая организация    составляют    и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения 1, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.

      Согласно ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Согласно ст.ст. 4,5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора.

        В соответствии со ст. 7 указанного Положения разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение па эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

Исходя из п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Судом установлено, что собственником водохранилища на реке Киреть (Убур-Киретское водохранилище), кадастровый (свидетельство о государственной регистрации права №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.), пруда на реке Унгуркуй (Унгуркуйское водохранилище), кадастровый (свидетельство о регистрации права собственности №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.), Усть-Киранской инженерной защиты вдоль реки Киранка (дамба), кадастровый (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.), дамбы реки Чикой, кадастровый (свидетельство о регистрации права №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.), «берегоукрепительные работы» на р. Чикой у сел Шарагол и Хутор, кадастровый (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.), является Муниципальное образование «Кяхтинский район».

Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы МО «Кяхтинский район» было внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обеспечения безопасности и охраны ГТС.

Согласно ответу МО «Кяхтинский район» на представление Восточно- Байкальского межрайонного природоохранного прокурора от 09.04.2018г., следует, что принято решение о подаче заявки в финансовое управление Администрации МО «Кяхтинский район» для включения в бюджет 2019 года бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; о передаче полномочий в области содержания муниципальных гидротехнических сооружений в МО СП «Чикойское»; по введению штатной единицы специалиста по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, обеспечить подготовку и аттестацию специалиста. Согласно ответу Администрации МО «Кяхтинский район» на представление от ДД.ММ.ГГГГ. организована работа по оформлению права пользования водными объектами, имеющими гидрологическую связь с гидротехническими сооружениями, организовано взаимодействие с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, направлен запрос об оказании содействия и разъяснении порядка оформления права пользования водными объектами, осуществляется подготовка документов, необходимых для оформления права водопользования.

        Из справки Администрации МО «Кяхтинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по состоянию на 01.08.2020г. недостаток средств по первоочередным расходам бюджета МО «Кяхтинский район» составляет <данные изъяты>.руб., муниципальный долг составляет <данные изъяты>.руб. Расходы на мероприятия по гидротехническим сооружениям будут рассмотрены при формировании бюджетной заявки на 2021-2023г.г.

Совокупность исследованных доказательств позволяет суду установить, что собственником – Администрацией МО «Кяхтинский район» - гидротехнических сооружений: водохранилище на реке Киреть, пруд на реке Унгуркуй, Усть-Киранская инженерной защиты вдоль реки Киранка, дамба реки Чикой, не приняты меры по обследованию ГТС, предшествующего разработке декларации их безопасности. Вследствие непринятия мер по проведению преддекларационных обследований сооружений не установлено, приведут ли возможные их повреждения к возникновению чрезвычайных ситуаций, требуется ли проведение декларирования безопасности объектов и внесение сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений, получение разрешений на эксплуатацию.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в собственности муниципальных образований, приобретается в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов.

В силу ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить, другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Согласно ч.2 ст. 13 Водного кодекса РФ к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных па водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

В нарушение указанных требований законодательства Администрацией муниципального образования «Кяхтинский район» не принимались меры по оформлению в установленном порядке права на осуществление водопользования.

Между гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования «Кяхтинский район» - ГТС пруда на реке Унгуркуй, ГТС водохранилища на реке Убур-Киреть, имеется гидрологическая связь с водными объектами (реками Унгуркуй и Киреть, впадающей в реку Кудара, а в последующем в реки Чикой и Селенга), что подтверждается рабочей документацией по капитальному ремонту пруда на р. Унгуркуй и водохранилища на р. Киреть. Для регулирования поступления воды из водных объектов в водохранилище и пруд плотины оборудованы паводковым водосбросом и трубчатым водовыпуском. Таким образом, осуществление полномочий собственником гидротехнических сооружений по обеспечению технически исправного состояния и безопасности невозможно без осуществления водопользования в виде использования акваторий водных объектов, забора воды. Наличие сообщения между прудом, водохранилищем и реками свидетельствует о создании условий для водопользования. Поскольку на владельца (балансодержателя) гидротехнических сооружений возложены обязанности по их содержанию, в том числе ремонту сооружения, приведению их в исправное техническое состояние и обеспечению безопасности, реализация указанных полномочий возможна только при наличии оформленного в установленном порядке права на осуществление водопользования. Ввиду отсутствия оформленного в установленном порядке водопользования не определены условия пользования водными объектами, предусматривающие предотвращение негативного воздействия на него, поэтому созданы условия для оказания негативного воздействия на водные объекты.

Изложенные нарушения природоохранного законодательства влекут несоблюдение гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, могут повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде на Байкальской природной территории.

Доказательств, свидетельствующих о принятых мерах по проведению обследования ГТС, производства расчета вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения, согласованного в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, суду не представлено, равно как и не представлены доказательства подтверждающих право пользования водными объектами (ГТС пруда на реке Унгуркуй, ГТС водохранилищана реке Убур-Киерть). При этом, объективных причин, препятствовавших исполнению обязанностей ответчиком по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, непринятии мер по реализации полномочий по организации проведения обследований, предшествующих разработке деклараций безопасности организации преддекларационных обследований гидротехнических сооружений, не установлено, в связи с чем, суд считает, что со стороны ответчика имеет место быть незаконное бездействие, связанного с невыполнением требований действующего законодательства, связанного с пользованием водными объектами.

При таких условиях, суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Суд, учитывая обстоятельства дела, мнение участников процесса, а также действия, которые следует совершить ответчику в целях устранения допущенных нарушений, считает срок для устранения недостатков в 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Кяхтинский район», выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: ГТС пруда на реке Унгуркуй, водохранилища на реке Убур-Киреть с соблюдением установленного порядка пользования водными объектами.

       Обязать Администрацию МО «Кяхтинский район» в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ГТС пруда на <адрес>, водохранилища на <адрес>) в отсутствие права пользования водными объектами.

       Обязать Администрацию МО «Кяхтинский район» в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследований, предшествующих разработке декларации безопасности в отношении гидротехнических сооружений:

- водохранилище реки Киреть (кадастровый );

-пруд на реке Унгуркуй (Унгуркуйское водохранилище, кадастровый ),

- Усть-Киранская инженерная защита вдоль реки Киранка (кадастровый ),

-дамба реки Чикой (кадастровый );

-«берегоукрепительные работы» на <адрес> у <адрес> и Хутор (кадастровый ), а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях и согласовать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                           Тахтобина О.П.

2а-469/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация МО "Кяхтинский район"
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Тахтобина Оюуна Пурбуевна
Дело на странице суда
kyahtinsky.bur.sudrf.ru
14.07.2020Регистрация административного искового заявления
14.07.2020Передача материалов судье
16.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2020Подготовка дела (собеседование)
28.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее