№ 12-53/20
61RS0022-01-2019-010256-56
РЕШЕНИЕ
28 января 2020 года г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Верещагина В.В.,
с участием законного представителя ООО «Ростхимпром» директора Васильева Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Ростхимпром» Васильева Г.В. на постановление государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Горяновой С.А. от 05.12.2019г. №1021/28.РО.7/963/28-ж/1601/СЛ/2019по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Ростхимпром»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 05.12.2019г. № 1021/28.РО.7/963/28-ж/1601/СЛ/2019 по делу об административном правонарушении ООО «Ростхимпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Законный представитель привлекаемого юридического лица ООО «Ростхимпром» Васильев Г.В. подал в суд жалобу на указанное постановление с целью его изменения и снижения размера административного штрафа, ссылаясь на сложное материальное положение предприятия. В жалобе указано, что сферой деятельности ООО «Ростхимпром» является переработка вторичных полимеров и обнаруженные при проверке отходы для ООО «Ростхимпром» являются исходным сырьем для дальнейшей переработки и нетоксичны для окружающей среды.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого юридического лица ООО «Ростхимпром» Васильев Г.В. доводы жалобы поддержал, просил снизить размер назначенного административного штрафа либо заменить на предупреждение.
Выслушав законного представителя привлекаемого лица, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст.30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежит, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения. Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.
Бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возложено на должностное лицо административного органа.
Как следует из материалов дела, в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области из Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поступило обращение Корецкого А.Д. от 22.10.2019 № 28-ж/1601 о наличии в атмосферном воздухе в микрорайоне, расположенном в <адрес> сильного запаха паленого пластика и удушливого дыма, причиной которого является сжигание отходов на территории производственной площадки «...в прошлом лесоторговой базы, на яндекс-карте обозначенной как Технострой...». Площадка расположена по <адрес>.
В ходе рассмотрения обращения 19.11.2019г. осуществлен выезд в район указанного адресного ориентира, в результате которого установлено, что по адресу: <адрес> осуществляет деятельность ООО «Ростхимпром».
В целях осуществления деятельности ООО «<данные изъяты>» (арендатором) заключен договор аренды от 29.12.2017г. № 01-2018 с ООО «<данные изъяты>» (арендодателем) согласно которому, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование имущество в виде производственного цеха (литер К) площадью 473,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно условиям договора-аренды арендатор, в том числе, обязан следить за чистотой и порядком на прилегающей территории; самостоятельно, за свой счет осуществлять вывоз мусора, проводить утилизацию отходов, нести ответственность перед контролирующими органами в случае выявления нарушений.
Как следует из материалов дела, визуальным осмотром представленного в аренду ООО «Ростхимпром» производственного помещения (цеха) и прилегающего к нему земельного участка, проведенного специалистами министерства 19.11.2019г. в присутствии директора предприятия Васильева Г.В., установлено, что прилегающая к производственному цеху территория захламлена отходами производства и потребления. На земельном участке площадью около 40 кв. м в негерметичных полипропиленовых мешках и навалом размещены следующие виды отходов: обрезки кабеля, пришедшая в негодность пластиковая тара и лом изделий из пластика, обрезки резины и фольги, полиэтиленовая пленка, куски картона, непригодные к использованию доски, фрагменты металлоконструкций, кусковой битум, смет с территории и прочий мусор. Данный земельный участок твердого (водонепроницаемого) покрытия не имеет. Ветровое ограждение отсутствует. Здесь же размещены три пластмассовые емкости объемом около 3 куб. м каждая, на стенках которых имеются следы проливов вязкой жидкости бурого цвета. С торца производственного помещения установлено фанерное ограждение, за которым на поверхности почвы на участке площадью около 20 кв. м навалом размещены вышеперечисленные виды отходов.
В производственном помещении установлено оборудование, предназначенное для переработки отходов путем их термической обработки.
Документы, подтверждающие класс опасности отходов, ООО «Ростхимпром» представлены не были. При этом договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с региональным оператором ООО «Экотранс» по состоянию на 19.11.2019г. предприятием не заключен.
Данные факты свидетельствуют о нарушении ООО «Ростхимпром» ч.1, п.2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.ч. 1, 3 ст. 13.4, ст. 24.6, ч.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3.4, п.3.6 СанПин 2.1.7.1322-03 "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003г.
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003г. № 80 утверждены "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7).
Пунктом 3.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил установлено, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Поскольку меры по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления ООО «Ростхимпром» приняты не были, действия (бездействие) ООО «Ростхимпром» должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, вина и факт совершения ООО «Ростхимпром» вменяемого ему административного правонарушения подтверждаются материалами дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено привлекаемому в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Доводы заявителя о наличии оснований для изменения вынесенного постановления и снижения размера назначенного административного штрафа или вынесения предупреждения, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания ООО «Ростхимпром» названные требования закона соблюдены.
Назначенное ООО «Ростхимпром» административное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы жалобы о тяжелом финансовом положении юридического лица, с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, его характера, также не могут быть приняты во внимание, так как не свидетельствуют о наличии оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В связи с этим оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами признаков малозначительности не содержит, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, установленных должностным лицом административного органа. Вместе с тем переоценка имеющихся по делу доказательств и установленных на их основе обстоятельств не входит в полномочия суда, пересматривающего обжалуемое постановление, так как нарушается принцип правовой определенности.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также ввиду недоказанности события административного правонарушения судья не усматривает.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Горяновой С.А. от 05.12.2019г. №1021/28.РО.7/963/28-ж/1601/СЛ/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Ростхимпром» - оставить без изменения, жалобу директора ООО «Ростхимпром» Васильева Г.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии.
Судья В.В.Верещагина