РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2023 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.
при секретаре Хаметовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах Кручинкиной К.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска, действующий интересах несовершеннолетнего Кручинкиной К.В., обратился в суд с иском о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В иске указано, что по обращению Кручинкиной К.В. прокуратурой проведена проверка о нарушении действующего законодательства по вопросу бесплатного обеспечения гражданина лекарственными средствами по рецептам врачей. В ходе проверки установлено, что Кручинкиной К.В. поставлен диагноз, включенный в Перечень редких (орфанных) заболеваний - идиопатическая легочная гипертензия (ИЛАГ, код по МКБ-10 L27.0) По решению врачебной комиссии БУЗ УР «ГКБ № 6 М3 УР» (протокол № 486 от 04.03.2021) Кручинкиной К.В. назначен лекарственный препарат «Риоцигуат» пожизненно. Вместе с тем, при организации закупок лекарственных препаратов комиссией Минздрава Удмуртской Республики не учтена дозировка (схема лечения) назначенного истцу лекарственного препарата, назначенной ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ и БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр М3 УР», в результате чего пациентка, страдающая заболеванием, включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, обеспечивается лекарственным препаратом «Селексипаг», назначенным ей по жизненным показаниям, несвоевременно, не в полном объеме и недостаточном количестве.
Просит обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить Кручинкину К.В., <дата> года рождения, <данные скрыты> заболеванием - идиопатическая легочная гипертензия (ИЛАГ; код по МКБ-10 L27.0), лекарственными препаратами «Селексипаг» и «Риоцигуат» в достаточном количестве на постоянной основе в соответствии с выпиской из Истории болезни ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ от 18.03.2022 и протоколом врачебной комиссии БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр М3 УР» от 06.06.2022: «Риоцигуат» 2,5 мг: по 1 таб. 3 раза в сутки; «Селексипаг» 200 мкг: по 1 таб. 2 раза в день во время приема пищи с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мкг 2 раза в сутки — 3200 мкг в сутки (данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит). Просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку промедление в исполнении исполнения решения суда может привести к невосполнимому ущербу здоровью (жизни) ребенка.
Определением суда от 31.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.
Определением суда от 31.07.2023 прекращено производство по делу в части требований прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах Кручинкиной К.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом «Риоцигуат» 2,5 мг в достаточном количестве на постоянной основе: по 1 таб. 3 раза в сутки – в связи с отказом от иска в данно.
В судебном заседании помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Ураськина Т.В., материальный истец Кручинкина К.В. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении относительно препарата «Селексипаг». Дополнительно истец пояснила, что ей назначен препарат «Селексипаг», прием которого нужно довести до количества 3200 мкг/сут путем титрации (т.е. постепенного повышения дозировки путем приема препарата дозировкой 200 мкг, которым она не обеспечена). Сейчас обеспечена указанным препаратом только с дозировкой 800 мкг и не может выйти на назначенный объем дозировки. Также пояснила, что если заканчивается препарат, состояние здоровья ухудшается, появляется тошнота, тело начинает ломить.
Представитель ответчика Хворенков М.Ю., действующий по доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что поставщик предоставлял препарат только по 800 мкг. Немедленное исполнение невозможно в связи с длительным процессом закупок.
Согласно ранее представленному письменному отзыву представителя ответчика Министерства здравоохранения УР указано, что Министерство обеспечивало Кручинкину К.В. лекарственными препаратами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» до момента предъявления прокурором Устиновского района искового заявления в Первомайский районный суд г. Ижевска. Факт обеспечения истца лекарственными препаратами подтверждается картой льготника. Данное обстоятельство подтверждает факт исполнения возложенных на Министерство обязательств. Лекарственный препарат МНН Селексипаг является импортным препаратом, зарегистрированным на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом. Из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает обязательное соблюдение нескольких условий участниками закупки, в том числе предоставлении сертификатов на лекарственные препараты. Отклонение заявки участников происходит в том числе по вышеуказанным причинам. Закупка лекарственных препаратов осуществляется Министерством в соответствии с потребностью у граждан, финансовыми возможностями и в соответствии с положениями действующего законодательства. Ставить вопрос об обеспечении Министерством Кручинкиной К.В. лекарственными препаратами, возможно после выделения финансовых средств на эти цели. Выйти за пределы установленных полномочий Министерство не вправе. Закупка медицинских изделий для обеспечения Кручинкину К.В. за счет средств, предусмотренных на иные цели региональным бюджетом, может быть расценена как нецелевое расходование средств. Для закупки лекарственных препаратов Министерству необходимо соблюдать сроки и процедуры, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерством было направлено письмо в адрес Министерства финансов Удмуртской Республики от 17.05.2023 № 00011/07-08 с просьбой об увеличении лимитов бюджетных ассигнований на сумму 462,2 млн. руб. Министерство финансов Удмуртской Республики в ответном письме от 25.05.2023 №2708/15-12 запросило финансово-экономическое обоснование. Такое обоснование было предоставлено письмом Министерства от 29.05.2023 № 06881/07-08. Таким образом, Министерство не имеет намерений уклониться от возложенных на себя обязанностей. В настоящее время Кручинкина К.В. обеспечена лекарственными препаратами. Тем не менее, закупка лекарственных препаратов на будущий период времени является затруднительной в связи с недостатком финансирования и отсутствием участников при осуществлении закупки. Министерство требования в части его немедленного исполнения считает незаконным и неисполнимым ввиду наличия обстоятельств, связанных с необходимостью изыскания денежных средств и проведения закупочных процедур в соответствии с действующим законодательством.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерство финансов УР, БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» извещенных о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
По обращению Кручинкиной К.В. о нарушении действующего законодательства по вопросу бесплатного обеспечения гражданина лекарственными средствами по рецептам врачей прокуратурой Устиновского района г. Ижевска проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Кручинкиной К.В. поставлен диагноз, включенный в Перечень редких (орфанных) заболеваний - идиопатическая легочная гипертензия (ИЛАГ, код по МКБ-10 L27.0) (Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»).
Согласно справки МСЭ-2022 №0620841 Кручинкиной К.В. 17.11.2022 повторно установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию на срок до 01.12.2023.
По решению врачебной комиссии БУЗ УР «ГКБ № 6 М3 УР» (протокол № 486 от 04.03.2021) Кручинкиной К.В. назначен лекарственный препарат «Риоцигуат» пожизненно.
В соответствии с выпиской из истории болезни Кучинкиной К.В. ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ от 18.03.2022 с учетом состояния и факторов неблагоприятного прогноза по жизненным показателям Истцу необходим прием двухкомпонентной ЛАГ-специфической терапии риоцигуатом по 2,5 мг 3 раза в сутки и селексипагом в начальной дозе по 200 мкг. 2 раза в сутки с дальнейшей еженедельной титрацией. Определена терапия, которая является жизненно необходимой, не подлежащей замене и отмене, состоящая из приема следующих препаратов:
- «Риоцигуат» 2,5 мг: по 1 таб. 3 раза в сутки (данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит);
- «Селексипаг» 200 мкг: по 1 таб. 2 раза в день во время приема пищи с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мкг 2 раза в сутки - 3200 мкг в сутки (данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит).
Протоколом заседания врачебной комиссии №147 от 06.06.2022 БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр М3 УР» рекомендовано продолжить патогенетическую ЛАГ-специфическую терапию с приемом «Риоцигуат» по 2,5 мг 3 раза в день. Кроме того, к лечению добавлен «Селексипаг» по 200 мкг 2 раза в сутки с увеличением на 200 мкг на прием каждую неделю до максимально переносимой дозы или 1600 мкг 2 раза в сутки - 3200 мкг в сутки.
Выявлено, что, несмотря на поступление лекарственного препарата в Республику 17.07.2022, Кручинкина К.В. была обеспечена им только 05.09.2022 после обращения в Территориальный орган Росздравнадзора по Удмуртской Республике. По факту несвоевременного лекарственного обеспечения Кручинкиной К.В., страдающей заболеванием, включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности Территориальным органом Росздравнадзора по Удмуртской Республике в адрес Ответчика направлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 13.09.2022 №01-19/658-ПР.
29.12.2022 истец повторно обратился в Территориальный орган Росздравнадзора по Удмуртской Республике с указанием на то, что «на сегодняшний день» находится «почти 3 недели без Селексипага, а выходила уже на дозировку 1400 мкг в сутки».
В соответствии с письмом Минздрава Удмуртской Республики от 12.10.2022 № 13335/11-13 «О предоставлении информации по предостережению № 658-пр» - Кручинкина К.В. 05.09.2022 обеспечена лекарственным препаратом «Селексипаг 200 мкг № 140» в количестве 4 упаковок.
С учетом рекомендаций врачей 4-х упаковок лекарственного препарата «Селексипаг 200 мкг № 140» достаточно на 3 месяца лечения, то есть до 21.11.2022.
Согласно письму Минздрава Удмуртской Республики от 19.01.2023 № 05550/11-11 «Об обеспечении Кручинкиной К.В.», направленному в адрес Территориального органа, «потребность в лекарственном препарате «Селексипаг» для лечения Кручинкиной К.В. рассчитана в соответствии с протоколом ВК БУЗ УР «ГКБ № 6 М3 УР» от 01.04.2022 - по 200 мкг 2 раза в сутки и составляет 62 таблетки, на год 730 таблеток (5,2 упаковки)».
В этом же письме Минздрава Удмуртской Республики указано, что, по предписанию Территориального органа Росздравнадзора по Удмуртской Республике необходимая дозировка для Кручинкиной К.В. составляет 800 мкг 2 раза в сутки. В ноябре-декабре 2022 года аукцион на поставку указанного препарата объявлялся трижды, каждый раз признан несостоявшимся по причине отсутствия участников. Заявка на закупку препарата МНН Селексипаг 200 мкг № 140 в количестве 6 упаковок для обеспечения Кручинкиной К.В. в 2023 году направлена в управление по организации государственных закупок 15.06.2022 года; закуплен лекарственный препарат МНН Селексипаг 200 мг № 60 в количестве 14 упаковок. 7 упаковок поставлено на склад ГУП УР «Фармация» и получены Кручинкиной К.В. 12.01.2023 года. Учитывая схему применения, данного количества достаточно для применения в течение 26 дней - по 7 февраля 2023 года. Заявка на подготовку документации и размещение закупки на МНН Селексипаг направлена Министерством в РЦЗ 18.01.2023 года (после контроля Министерства финансов Удмуртской Республики и размещения в ЕИС плана-графика), планируется опубликование закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме. В случае, если торги состоятся, ближайшая возможная дата заключения государственного контракта - 01.02.2023 года.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке (пункт "j" преамбулы), согласились,, что защита и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (Статья 1), учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов (Статья 4), Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими (Статья 10).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утв. постановлением Правительства УР от 30.12.2020 № 661, предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан обеспечение лекарственными пятидесятипроцентной скидкой амбулаторном лечении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законодательства Удмуртской Республики в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с Федеральным законом №323-Ф3, Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» вопросы льготного лекарственного обеспечения населения Удмуртской Республики находятся в компетенции Министерства здравоохранения УР.
Отсутствие необходимого лекарственного обеспечения инвалида, страдающего орфанным заболеванием, ставит под угрозу его жизнь и здоровье и может привести к их ухудшению и иным опасным последствиям.
С учетом решений врачебных комиссий соответствующих медицинских организаций о разрешении к индивидуальному применению Кручининой К.В. по жизненным показаниям лекарственного препарата «Селексипаг», у него возникло право на получение данного препарата. Государством гарантировано как инвалиду обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Необеспечение Кручининой К.В. лекарственным препаратом «Селексипаг», назначенным ему врачебной комиссией по жизненным показаниям, нарушает фундаментальное право на жизнь и здоровье.
С учетом вышеизложенного, Кручинина К.В. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Селексипаг» (торговое наименование Апбрави) дозировкой 200 мкг по жизненным показаниям, обязанность по обеспечению которым лежит на Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики.
Доводы представителя ответчика относительно отсутствия финансовых возможностей, необходимых для обеспечения Кручининой К.В. лекарственным препаратом «Селексипаг» в необходимом объеме, судом не принимаются, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Поскольку необеспечение Кручининой К.В. лекарственным препаратом «Селексипаг» в необходимом объеме, назначенным по жизненным показаниям, создает угрозу ее жизни и здоровью, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Поскольку судом установлено, что препарат назначен врачебной комиссией в соответствии с инструкцией по его медицинскому применению, истцом заявлены требования об обеспечении Кручининой К.В. препаратом в соответствующей инструкции дозировке и кратности введения, то суд полагает возможным указать в решении о возложении на ответчика обязанности обеспечить Кручинину К.В. препаратом «Селексипаг» (торговое наименование Апбрави) 200 мкг., в необходимом объеме и дозировке на постоянной основе до его отмены в соответствии с решением врачебной комиссии БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР» от 06.06.2022, выпиской из истории болезни ФГБУ «Национальный медицинский и исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ» от 17.03.2023
Поскольку истец и ответчик в силу НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, издержки, связанные с рассмотрением дела относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах Кручинкиной К.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (ИНН 1831044979) обеспечить Кручинкину К.В. (паспорт №) лекарственным препаратом «Селексипаг» (торговое наименование Апбрави) 200 мкг в необходимом объеме на постоянной основе до достижения дозы принимаемого Кручинкиной К.В. препарата 3200 мкг (1600 мкг 2 раза в сутки) в соответствии с решением врачебной комиссии БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР» от 06.06.2022, выпиской из истории болезни ФГБУ «Национальный медицинский и исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ» от 17.03.2023.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено судом 07 августа 2023 года.
Судья Н.В. Дергачева