БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0024-01-2023-001646-16 33-1649/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«09» апреля 2024 года г.Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
- председательствующего Переверзевой Ю.А.,
- судей Фурмановой Л.Г., Нессоновой С.В.,
- при секретаре Сердюковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парасоцкой Татьяны Васильевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии
по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области
на решение Шебекинского районного суда Белгородской области 14 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения истицы Парасоцкой Т.В. и ее представителя Вавилова В.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Парасоцкая Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что 19.09.2020 г. она обратилась в ОСФР по Белгородской области с заявлением о разъяснении права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
15.10.2020 г. пенсионным органом ей дан ответ, согласно которому оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не установлено, ввиду недостаточности необходимого стажа медицинской выслуги. При этом в льготный стаж по указанному основанию не был включен период ее работы в должности помощника врача эпидемиолога Белянской врачебной амбулатории с 01.11.1994 по 30.06.2003 в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца и периоды нахождения в учебных отпусках: - с 27.09.2010 по 16.10.2010, - с 17.01.2011 по 20.01.2011, - с 21.01.2011 по 09.02.2011, - с 11.04.2011 по 30.04.2011, - с 01.05.2011 по 13.05.2011, - с 11.10.2011 по 09.11.2011, с 30.01.2021 по 18.02.2012, - с 10.04.2012 по 28.04.2012, - с 15.10.2012 по 15.11.2012, с 11.02.2013 по 07.03.2013, - с 08.04.2013 по 27.04.2013, - с 11.11.2013 по 12.12.2013, с 15.03.2014 по 15.04.2014, - с 22.09.2014 по 20.10.2014, - с 12.01.2015 по 01.02.2015, с 25.05.2015 по 14.06.2015. В спорные период прохождения обучения 2010-2015 г. она осуществляла трудовую функцию в должности помощника врача-эпидемиолога ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ», период ее работы в данной должности был включен пенсионным органом в льготный стаж по медицинской деятельности, в связи с чем, полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа во включении периодов ее обучения. Период ее работы в должности помощника врача эпидемиолога Белянской врачебной амбулатории с 01.11.1994 по 30.06.2003 также подлежал включению в льготный стаж, поскольку она осуществляла трудовую функцию в должности, прямо предусмотренной Списком № 464 от 06.09.1991 г., занимаемая ею должность отнесена к должности среднего медицинского персонала. Таким образом, поскольку ее общий медицинский стаж работы составляет более 30 лет, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии.
Парасоцкая Т.В. в иске с учетом заявления об уточнении исковых требований (л.д.119) просила суд обязать ОСФР по Белгородской области включить в льготный стаж по медицинской деятельности период ее работы в должности помощника врача эпидемиолога Белянской врачебной амбулатории с 01.11.1994 г. по 01.07.2003 г. и вышеуказанные периоды прохождения курсов повышения квалификации; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 15.04.2022.
Решением Шебекинского районного суда Белгородской области от 14.12.2023 г., заявленные Парасоцкой Т.В. исковые требований удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Белгородской области просит решение суда первой инстанции отменить в части, установленной судом даты возникновения у Парасоцкой Т.В. права на досрочную страховую пенсию с 15.04.2022. В указанной части просит решение суда отменить, как постановленное при неправильном применении норма материального права. В обоснование жалобы указано, что в силу ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначение пенсии носит заявительный характер. При этом суд оставил без должной правовой оценки то обстоятельство, что с таким заявлением истица в пенсионный орган не обращалась, ее обращение от 15.10.2020 касалось вопроса исчисления льготного страхового стажа за период ее трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик ОСФР по Белгородской области и третье лицо ОГБУЗ «Шебекинскя ЦРБ», будучи надлежащим образом извещенными в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ посредством размещения информации о движении дела на сайте суда о дате, месте и времени слушания дела, явку своих представителей не обеспечили, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает процессуальных препятствий для рассмотрения дела в отсутствие указанных участников производства по делу.
Истица Парасоцкая Т.В. и ее представитель Вавилов В.Н. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобе ответчика, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 настоящей статьи;
Аналогичные положения содержались в ст.7, п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст.30, 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п. «н» п.1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Список № 781 от 29.10.2002 г.);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно (далее по тексту - Список № 1066 от 22.09.1999 г.);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4, 5 п.2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно (далее по тексту - Список № 464 от 06.09.1991 г.);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществляющие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 1920-О, от 28.03.2017 г. № 514-О).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11, 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения ранее содержались в п.п.5, 14, 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, (утратили силу с 01.01.2015 г.).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. № 258н во исполнение п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 3 Порядка установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из разъяснений, содержащихся в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанными с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных работах), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст.55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Аналогичное правило также закреплено в п.3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 4 вышеназванного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Разрешая спор, и удовлетворяя требования истицы в части включения в льготный стаж периода ее работы в должности помощника врача эпидемиолога Белянской врачебной амбулатории с 01.11.1994 по 30.06.2003, суд первой инстанции исходил из того, что указанная должность предусмотрена Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а также Списком должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Факт осуществления истицей работы по указанной должности с занятостью на полную ставку подтвержден, представленными в материалы дела работодателем истицы уточняющими справками, основанными на архивных данных приказов о приеме истицы на работу и личной карточкой работника.
Указанный вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», действовавшим до 01.10.1993, утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В Перечне в разделе II «Врачи и другие медицинские работники» в пункте 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» в наименовании учреждений и организаций предусмотрены «санитарно-эпидемиологические станции... и другие санитарно-профилактические учреждения», в наименовании должностей – «врачи, помощники врача... - все независимо от наименования должности».
В п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066, предусмотрены должность «помощник врача-эпидемиолога» и учреждение здравоохранения «дезинфекционная станция» (п.24).
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 также предусмотрены должность помощник врача-эпидемиолога и учреждения - клиники, госпитали, центры федеральных органов власти, органов государственных власти субъектов Российской Федерации, государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориального и ведомственного надзора) (п.8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 Минтруду России было поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. На этом основании было издано постановление Минтруда России от 09.07.2003 г. № 50 «Об установлении тождества наименований должностей «дезинструктор», «дезинфектор», «помощник эпидемиолога», «помощник паразитолога», «лаборант (по бактериологии)», «лаборант (по паразитологии)» наименованиям должностей «инструктор-дезинфектор», «медицинский дезинфектор», «помощник врача-эпидемиолога», «помощник врача-паразитолога», «лаборант».
Действующий с 01.11.1999 г. Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066, предусматривает возможность зачета выслуги в вышеуказанном порядке врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, должность помощника врача-эпидемиолога и учреждение, в котором истица работала в оспариваемый период были предусмотрены действующими в соответствующий период Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Также суд правомерно удовлетворил иск Парасоцкой Т.В. в части включения в льготный стаж спорных периодов ее обучения.
В силу ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии с абз.2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, поскольку периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, то на основании абз.2 п.5 указанных выше Правил, подлежат зачету в специальный стаж.
При этом данный пункт Правил указывает на возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения в учебных отпусках лишь в период работы, подлежащей зачету в льготном исчислении.
Поскольку спорные периоды прохождения истицей обучения приходятся на период ее работы, который был включен в специальный стаж по медицинской деятельности,то предоставленные в этот период учебные отпуска подлежат включению в аналогичный льготный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о дате назначения истице пенсии - 15.04.2022 г.
Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5, 6 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Исходя из ч.2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 г. № 2920-О, от 24.04.2018 г. № 948-О).
Из ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 05.08.2021 г. № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п.п.3, 4 указанных Правил, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п.п.12, 13 Правил).
Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию, за исключением случаев, указанных в статьях 22 и 25.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», ст.10 Федерального закона «О накопительной пенсии» и статьях 22 и 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 20 Правил).
Согласно п.п.21, 22 Правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 22 - 24 настоящих Правил. При направлении заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст.ст.18, 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст.ст.21, 22 названного Федерального закона).
Согласно п.п.1, 2, 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (п.3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
При обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями он имеет право на получение от пенсионного органа полной информации о его правах, в том числе информации относительно определения его права на льготное пенсионное обеспечение и даты возникновения такого права, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, судом правомерно приведена оценка вышеуказанного Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1, учтена обязанность пенсионного органа вести разъяснительную работу среди населения по подведомственным вопросам и сделан обоснованный вывод о том, что пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу назначения ему пенсии должен был предварительно оценить представленные документы и по результатам их предварительной оценки, при наличии, хоть и предположительно, права гражданина на пенсию, разъяснить ему о необходимости подачи заявления в пенсионный орган для назначения пенсии с момента возникновения права на нее.
Невыполнение пенсионным органом названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, ставит гражданина в неравное положение с другими лицами, которым пенсия назначена или может быть назначена по аналогичным основаниям.
При разрешении заявления истицы от 19.09.2020 г. по вопросу наличия у нее права на льготной пенсионное обеспечение, ответчиком в ответе указано на отсутствие такого права. Однако, при включении спорных периодов трудовой деятельности истицы в льготный стаж, по состоянию на 23.09.2019 г. она имеет 30 лет медицинского стажа работы, а соответственно, с указанной даты у нее возникло право на получение льготной пенсии.
При таком положении, с учетом требований ч.3 ст.196 ГПК РФ суд обоснованно принял решение по заявленным требованиям и возложил на ответчика обязанность назначить истице пенсию с заявленной ею в иске даты - 15.04.2022 г.
Таким образом, на основании вышеизложенного судебная коллегия полностью соглашается с приведенными в решении суда первой инстанции выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств, и соответствуют нормам права, подлежащим применению в данном случае. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы ответчика не опровергается; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно; нарушений норм процессуального закона, не допущено.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, выраженную в возражениях на иск. Обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в жалобе не приведено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области 14 декабря 2023 года по делу по иску Парасоцкой Татьяны Васильевны (СНИЛС №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН 3123004716) о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Белгородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Шебекинский районный суд Белгородской области.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24.04.2024 г.
Председательствующий
Судьи