ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-2184/2024
г. Пятигорск 02 сентября 2024 г.
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу и дополнение к ней директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского муниципального округа Фоменко Т.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 г., решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 января 2024 г., вынесенные в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 г. (с учетом определения от 03 апреля 2023 года об исправлении описки) муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа (далее также МБУК «ЦКС» МГО, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 28 201 рублей 77 копеек, что составляет 5% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09 июня 2023 г. постановление мирового судьи судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях МБУК «ЦКС» МГО состава административного правонарушения.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 октября 2023 г. решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 09 июня 2023 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 января 2024 г. постановление мирового судьи судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В жалобе и дополнении к ней, поданных в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор МБУК «ЦКС» ММО Фоменко Т.А. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 г., решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 января 2024 г., приводя доводы об их незаконности, и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили обстоятельства, выявленные при проведении контрольно-счетным органом Минераловодского городского округа контрольного мероприятия «Контроль реализации результатов контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности (результативности и экономности) использования средств бюджета Минераловодского городского округа за 2020 г. муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа». Указанным учреждением допущено нецелевое использование средств местного бюджета, что выразилось в расходовании субсидии, выделенной на выполнение муниципального здания в 2022 г., на оказание услуг, отсутствующих в муниципальном здании: на оплату кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 01 января 2022 г. в сумме 564 035 рублей 37 копеек: за услуги связи – в сумме 45 931 рубль 31 копейка (согласно платежным поручениям № 406534, 406535, 406536 от 25 января 2022 г.); за поставку электроэнергии – в сумме 42 727 рублей 00 копеек (согласно платежным поручениям № 514920, 514922 от 28 января 2022 г.); за приобретение горюче-смазочных материалов – в сумме 11 459 рублей 98 копеек (согласно платежному поручению № 514921 от 28 января 2022 г.); за услуги по уборке помещений – в сумме 383 917 рублей 58 копеек (согласно платежному поручению № 514923 от 28 января 2022 г.); за услуги по поставке природного газа – в сумме 79 999 рублей 50 копеек (согласно платежному поручению № 546422 от 31 января 2022 г.). Из представленного расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 годов, а также муниципального задания на указанные периоды следует, что погашение кредиторской задолженности 2021 г. за счет средств субсидий на финансовое обеспечение муниципального здания на 2022 г. не предусмотрено. Таким образом, средства субсидий, выделенной учредителем – Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края из бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края на финансовое обеспечение выполнения муниципального здания на оказание муниципальных услуг в 2022 г., направлены муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по итогам выполнения муниципального здания в 2021 г., то есть на цели не соответствующие условиям их получения, определённые соглашением № 7/22 от 22 декабря 2021 г.), являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Проанализировав представленные доказательства, мировой судья судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края признал установленным факт нецелевого использования муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа бюджетных средств и наличие в действиях данного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы мирового судьи поддержал судья Минераловодского городского суда, оставив вынесенное по делу постановление по результатам рассмотрения жалобы защитника МБУК «ЦКС» МГО без изменения.
Не согласиться с выводами судебных инстанций о доказанности совершения МБУК «ЦКС» МГО административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется. Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Минераловодского городского округа Ставропольского края, утвержденного постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 18 июня 2021 г. № 1229, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, затрат, связанных с выполнением работ с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абзац первый).
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа № 135 от 17 декабря 2021 г. «О бюджете Минераловодского городского округа Ставропольского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» утверждены основные характеристики бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в составе которого предусмотрены субсидии бюджетным учреждениям.
Муниципальное задание № 4 на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов МБУК «ЦКС» МГО утверждено председателем Комитета по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края 27 декабря 2021 г..
Из представленного МБУК «ЦКС» МГО расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2022 год, следует, что погашение кредиторской задолженности 2021 года за счет средств субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на 2022 год не предусмотрено.
Между Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и МБУК «ЦКС» МГО заключено соглашение № 7/22 от 27 декабря 2021 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - соглашение № 7/22 от 27 декабря 2021 г.). Предметом соглашения № 7/22 от 27 декабря 2021 г. является определение порядка и условий предоставления Учредителем (Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края) Учреждению (МБУК «ЦКС» МГО) субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в 2022 году в размере 73 796 822,12 рубля. Срок действия указанного соглашения определен с 01 января 2022 г. до 31 декабря 2022 г.
Пунктом 2.3.1 соглашения № 7/22 от 27 декабря 2021 г. на Учреждение (МБУК «ЦКС» МГО) возложена обязанность использовать субсидию в целях оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания муниципальных услуг (выполнения работ), определенными в муниципальном задании.
Контрольно-счетным органом в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что МБУК «ЦКС» произведено расходование субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания № 4 на 2022 год, на оказание услуг, отсутствующих в муниципальном задании, а именно: на оплату кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 01 января 2022 г. (за 2021 год) в сумме 564 035,37 рублей, в том числе: за услуги связи в сумме 45 931,31 руб. (согласно платежным поручениям №№ 406534, 406535, 406536 от 25.01.2022); за поставку электроэнергии в сумме 42 727,00 руб. (согласно платежным поручениям №№ 514920, 514922 от 28.01.2022); за приобретение горюче-смазочных материалов в сумме 11 459,98 руб. (согласно платежному поручению № 514921 от 28.01.2022); за услуги по уборке помещений в сумме 383 917,58 руб. (согласно платежному поручению № 514923 от 28.01.2022); за услуги по поставке природного газа в сумме 79 999,50 руб. (согласно платежному поручению № 546422 от 31.01.2022).
Таким образом, средства субсидии, выделенной учредителем (Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края) из бюджета Минераловодского городского округа Ставропольского края на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2022 год, направлены МБУК «ЦКС» МГО на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по итогам выполнения муниципального задания за 2021 год, то есть на цели не соответствующие условиям их предоставления, определенные соглашением № 7/22 от 27 декабря 2021 г., которое является правовым основанием для предоставления субсидии на выполнения муниципального задания на 2022 год.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что средства бюджета не были направлены на деятельность, не связанную с основной деятельностью учреждения; учреждение не допустило превышение объема лимитов; в 2021 г. МБУК «ЦКС» МГО муниципальное задание на оказание муниципальной услуги – организация и проведение культурно-массовых мероприятий выполнило в условиях недофинансирования; соглашение между Комитетом по культуре администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и учреждением не содержит запрета на использование средств на оплату обязательств прошлого года; установление факта нецелевого расходования бюджетных средств возможно только после принятия отчета о выполнении муниципального задания по итогам года, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения № 7/22 от 27 декабря 2021 г. Учредитель вправе изменять размер предоставляемой в соответствии с настоящим Соглашением субсидии в течение срока выполнения муниципального задания в случае внесения соответствующих изменений в муниципальное задание. Однако оплата кредиторской задолженности, образовавшейся по итогам выполнения муниципального задания за 2021 год, не была предусмотрена в муниципальном задании № 4 на 2022 год МБУК «ЦКС» МГО, изменения в муниципальное задание на момент направления средств субсидии на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2021 г., внесены не были.
Изменение в размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в 2022 году, в том числе выделение 564 035,37 рублей на погашение кредиторской задолженности МБУК «ЦКС», было внесено только дополнительным соглашением № 1 от 28 февраля 2022 г., то есть после расходования выделенных средств на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в 2021 году. До заключения дополнительного соглашения каких-либо правовых оснований для погашения МБУК «ЦКС» МГО кредиторской задолженности за 2021 год за счет средств субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания в 2022 году, не имелось.
В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции, в связи с чем последующее восстановление средств в том числе на основании указанного выше дополнительного соглашения не исключает факт использования средств не по целевому назначению.
Таким образом, деяние учреждения, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано мировым судьей по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Законность и обоснованность постановления проверены судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы жалобы учреждения были предметом рассмотрения, обоснованно отклонены по основаниям подробно изложенным в судебном решении.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств, подтверждающих, что МБУК «ЦКС» МГО предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных нижестоящими судебными инстанциями обстоятельств. Между тем, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные названным Кодексом процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания, не истек.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для признания совершенного учреждением правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Минераловодского района Ставропольского края от 07 марта 2023 г., решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 января 2024 г., вынесенные в отношении юридического лица - муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и дополнение к ней директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Минераловодского муниципального округа Фоменко Т.А. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Леонова В.А.,
судья городского суда Мельникова Я.С.