Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре ФИО4, с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1, третье лицо: ФИО3 об обязании восстановления системы централизованного отопления,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1, третье лицо: ФИО3» об обязании восстановления системы централизованного отопления.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в <адрес> и предоставляет данные коммунальные услуги для обогрева жилого помещения ФИО1Обслуживание данного многоквартирного дома осуществляет ФИО3Ответчик самовольно демонтировал приборы центрального отопления и поставил под угрозу тепловой баланс в многоквартирном доме, что подтверждается актом проверки внутридомовой системы отопления на соответствие проекту от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителями ФИО2, а именно начальником участка № ФИО5, мастером по эксплуатации сетей ФИО6 В связи с изложенным истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебном заседании против исковых требований возражал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ФИО3» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о слушании дела извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтосогласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, является собственником жилого помещения – квартиры расположенной в многоквартирном жилом доме в <адрес> квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. (включая площадь лоджии <данные изъяты> кв.м., балконов <данные изъяты> кв.м.), без учета площади лоджий, балконов- <данные изъяты> кв.м.
По указанному адресу ФИО2 предоставляются коммунальные услуги по теплоснабжению.
Согласно акта проверки внутридомовой системы отопления на соответствие проекту от ДД.ММ.ГГГГ, квартира ответчика содержит индивидуальное отопление без оформленных разрешительных документов.
ФИО2 является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в <адрес>.
В соответствии с Постановлением Государственного совета Республики Крым от 04.04.2014г. № «О Государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго», Распоряжением Совета ФИО8 Республики Крым от 30.06.2014г. №-р «О Государственном унитарном предприятии Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго», Распоряжением Совета ФИО8 Республики Крым от 21.10.2014г. №-р «О передаче имущества в государственную собственность Республики Крым» 01.11.2014г. был образован ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» со структурными подразделениями (филиалами) в <адрес>.
В соответствии со 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3, 4 ст. 30 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. г), е) пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ст.ст. 26, 29 ЖК РФ переустройство и (или) переоборудование жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решения.
Согласно ч.4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» от 21.01.2006г. №.
В силу п. 6 Раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Система теплоснабжения здания, а также обогревающие элементы данной системы являются неделимой частью общего имущества дома. Демонтаж радиаторов системы отопления в жилом помещении многоквартирного дома противоречит пункту 6 статьи I и подпунктам «б», «в», «г», «к» пункта 10 статьи II постановления Правительства РФ «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» от 21.01.2006г. №.
Помимо этого, при проектировании системы отопления, расчёт тепловых нагрузок жилого здания определяется совокупностью тепловых потерь всех жилых комнат и подсобных помещений. При демонтаже отопительных приборов в одном из жилых помещений нарушается тепловой баланс смежных комнат, а также гидравлическая и тепловая разбалансировка системы отопления.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» потребителю запрещается самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускается.
Кроме того, п. 15 ст. 14 Федерального Закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010г. № запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Между тем, не соблюдая вышеприведенные правовые нормы, ответчик нарушил сохранность и целостность отопительного оборудования жилого дома, тогда как ст. 31 ЖК РФ возлагает на собственника обязанность использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994г. № 51-ФЗ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из объяснений ответчика следует, что система централизованного отопления в квартире была демонтирована им самостоятельно в 2009 году
Исходя из положений ст. ст. 25, 26, 29, 30, 31, 36, 40, 153 - 155, 157 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ, отключение жилого помещения в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового обогрева предусматривает изменение общедомовой системы отопления, поскольку трубопроводы, проходящие по квартире ответной стороны, являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Следовательно, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Между тем, судом установлено, что согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение переустройства ответчиками получено не было, и до настоящего времени такого согласия не имеется. Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ ответчиком доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство жилого помещения, предполагающее отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должно соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть выполнено по проекту, согласованному с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что общая схема теплоснабжения в доме позволяет устанавливать и использовать иные источники тепловой энергии, что отключение квартиры от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме не приведет к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, не повлечет нарушение теплового баланса дома, а изменение схемы инженерного оборудования не приведет к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома.
Кроме того, учитывая, что самовольное отключение от системы центрального отопления было произведено ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает необходимым отметить, что порядок отключения отдельных помещений жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения был урегулирован Правилами предоставления услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей воды и водоотвода, утвержденными постановлением ФИО8 МинистровУкраины ДД.ММ.ГГГГ № и Порядком отключения отдельных жилых домов от границ централизованного отопления и подачи горячей воды при отказе потребителей от централизованной теплоподачи, который утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ N 4.
Для реализации права на отказ от получения услуг централизованного отопления, потребитель для рассмотрения вопроса об отключении потребителя от системы централизованного отопления обязан обратиться с соответствующим заявлением, с указанием причин отключения, в межведомственную комиссию, которая создается по решению органа местного самоуправления или местного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ N 4, межведомственная комиссия, после изучения представленных документов, принимает решение об отключении от системы централизованного отопления, устройстве индивидуальной (авто-номной) системы теплоснабжения и сборе исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации либо об отказе в удовлетворении заявления.
Как указано в пункте 2.5 указанного Порядка отключение помещений от внутридомовых систем централизованного отопления выполняется монтажной организацией, которая реализует проект, при участии представителя собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг по централизованному отоплению.
По окончанию работ, в соответствии с пунктом 2.6 Порядка отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ N 4, составляется акт об отключении жилого помещения от системы централизованного отопления и в десятидневный срок подается заявителем на утверждение межведомственной комиссии.
Ответчиком не предоставлено суду решение межведомственной комиссии об отключении, не подтвержден факт получения разрешения на переоборудование, не представлены доказательства фактического отключения квартиры от системы централизованного отопления вустановленным законодательством порядке.
Переоборудование жилого помещения путем отключение отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника от обязанности по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения.
При таком положении, исходя из того, что на отключение радиаторов системы отопления в многоквартирном доме отсутствует разрешение компетентного органа, принимая во внимание, что право одностороннего расторжения гражданином договора путем отключения от системы центрального отопления в своей квартире нормами действующего жилищного и гражданского законодательства не предусмотрено, следовательно, отсутствуют основания считать невозникшими либо прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Однако, при рассмотрении заявленных требований, заявленных ФИО2, судом учитываются следующее.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 11 ГК РФ, судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
При рассмотрении настоящего гражданского дела истцом не указано, каким образом нарушены его права действиями ответчикапо незаконному отключению от системы отопления в многоквартирном доме, допустимых, достоверных и достаточных доказательств в обоснование своих требований истцом в материалы дела не предоставлено.
При этом судом учитывается, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменений Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 в пользу ФИО2 взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Таким образом, истцом не доказан факт нарушения действиями ответчика его свобод и законных интересов, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.А. Бойко