Решение по делу № 3а-194/2020 от 05.06.2020

3а-194/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пешкина А.Г.,

при секретаре Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 августа 2020 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Аликина Ю.А. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Хаёров А.А., действуя по доверенности в интересах Аликина Ю.А., обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.

В обоснование требований указал, что кадастровая стоимость земельных участков определена с использованием недостоверных сведений о кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, в результате чего затрагиваются права административного истца как плательщика земельного налога.

Административный истец и его представитель в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административным ответчиком Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечена явка представителя для участия в судебном заседании.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми Ульянова Н.А. с требованиями административного истца не согласилась.

Заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ) и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28) разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Из материалов дела следует, что в собственности административного истца находился земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых зданий – зданий торговых центров и автостоянки, общей площадью ... кв.м., адрес объекта: <Адрес обезличен>.

4 июля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.

14 декабря 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, преобразованных из земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из пункта 1.3 действовавших до 1 марта 2019 года Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания), утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, таким органом является Росреестр.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года №П/210 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, определена актами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми по состоянию на 4 июля 2018 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, с применением утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28 ноября 2014 года №515 удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (1000 рублей 44 копейки за 1 кв.м.), соответствующего 5 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, определена актами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми по состоянию на 14 декабря 2018 года в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, с применением утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28 ноября 2014 года №515 среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале номер <Номер обезличен> для 5 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (1006 рублей 83 копейки за 1 кв.м.).

Согласно пунктам 2.1.3, 2.1.17 названных Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Методическими указаниями, а также каким-либо иным нормативно-правовым актом орган кадастрового учета не наделен полномочиями на определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Для определения кадастровой стоимости орган кадастрового учета обязан использовать значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного при проведении государственной кадастровой оценки земель соответствующей категории и оценочной группы (либо для соответствующего земельного участка).

Доводы административного истца о недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, в связи с неприменением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, установленной решением Верховного Суда Республики Коми от 17 июля 2018 года по делу №3а-49/2018 по состоянию на 1 января 2014 года в размере рыночной стоимости 3 818 000 рублей, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку кадастровая стоимость в случае образования новых земельных участков должна была определяться в соответствии с Методическими указаниями с использованием удельных показателей.

Фактически доводы административного истца сводятся к несогласию с размером кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков. При этом он не лишен права на пересмотр кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости в отношении земельных участков на дату определения кадастровой стоимости.

Поскольку административным истцом не доказаны в порядке пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 обстоятельства того, что при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> использовались недостоверные сведения о них, то суд приходит выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости этих земельных участков по заявленному основанию пересмотру не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Аликина Ю.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 августа 2020 года.

Судья А.Г. Пешкин

3а-194/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аликин Юрий Анатольевич
Ответчики
Управление Росреестра по РК
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
05.06.2020Регистрация административного искового заявления
09.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее