УИД 30RS0009-01-2022-000305-90
№2-295/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 апреля 2022 г. г. Камызяк
Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Шараевой Г. Е.
при секретаре Барсуковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуляева Михаила Алексеевича к администрации муниципального образования «Камызякский район» о взыскании материального и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к ответчику с исковым заявлением о взыскании материального и морального вреда, указав в обоснование, что в ночь с 21 января 2022 г. на 22 января 2022 г. на территорию его двора проникли бродячие собаки, забрались в загон и уничтожили всех гусей в количестве 11 штук, аналогичный случай произошел с 19.12.2021 на 20.12.2021, задрали и съели 2-х гусей. 24.01.2022 был приглашен представитель администрации, на месте был составлен акт, акт подписан главой администрации МО «Новотузуклейский сельсовет». 24.01.2022 направлена жалоба в прокуратуру Камызякского района. В связи со случившимся происшествием нарушилось состояние его здоровья, произошел гипертонический криз, в результате истец не мог работать и находился на больничном режиме в течении 10 дней. Просит суд взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 52250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 767,50 руб.
Истец Гуляев М.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель истца Гуляева Т.Г. в судебном заседании доводы иска и исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, также просила взыскать с ответчика судебные издержки в виде стоимости доверенности, проезда до здания суда, стоимости оплаты заказного письма, дополнила, что по изложенным в исковом заявлении событиям утром были обнаружены следы нападения собак на гусей, домашние или безнадзорные собаки не знает, чипированных собак не видела, допускает возможность нападения и диких собак, но полагает, что были бродячие бездомные собаки, которые путем подкопа с улицы проникли во двор, потом в загон для гусей, шума не слышали, гуси не кричали.
Представитель ответчика Джумагазиева О.Г. исковые требования не признала, пояснила, что МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» заключено два контракта от 17.03.2021 и 14.09.2021 по отлову безнадзорных животных, в с. Тузуклей отловлено 13 безнадзорных собак, которые возвращены в прежнюю среду, бездействия со стороны администрации не имеется, нет доказательств того, что ущерб причинен от безнадзорных собак, возможно были дикие собаки.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Под безнадзорным понимается животное, имеющее собственника и временно выбывшее из его попечения, а также животное, собственник которого неизвестен.
Безнадзорные животные являются объектом гражданских прав, в соответствии с частью 1 статьи 231 ГК РФ используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления, следовательно, определение судьбы безнадзорных животных, предполагающее установление порядка отлова, содержания и использования, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 Закона № 52-ФЗ).
В круг полномочий органов государственной власти субъектов наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
По смыслу указанных законоположений, федеральный законодатель решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней путем проведения мероприятий, связанных как с их отловом, так и содержанием, отнес к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации которые, в свою очередь, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов, что прямо предусмотрено подпунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Законом Астраханской области от 23 июля 2013 года № 32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Пунктом 1.2 Порядка обращения с животными без владельцев на территории Астраханской области, утвержденного постановлением Службы ветеринарии Астраханской области № 15 от 27 декабря 2019 года, предусмотрен перечень работ по обращению с животными, а именно отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания.
Согласно пункту 1.3 постановления Службы ветеринарии Астраханской области № 15 от 27 декабря 2019 года органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, наделенные отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в качестве организации, осуществляющей мероприятия по обращению с животными без владельцев привлекают исполнителей, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Судом установлено и как следует из материалов дела, в хозяйстве Гуляева М.А. числится домашняя птица - гуси в количестве 12 голов, что подтверждается письмом администрации МО «Новотузуклйский сельсовет» от 15.02.2022.
Из акта от 18.02.2022 по обращению Гуляева М.А. от 24.01.2022 следует, что в результате проверки установлены факты, изложенные в обращении – со слов Гуляевой Т.Г. было совершено нападение со стороны безнадзорных собак на домашних птиц (гусей).
Из служебной записки депутата Совета МО «Новотузуклейский сельсовет» ФИО4 от 24.01.2022 следует, что ею был совершен осмотр хозяйственного двора, по адресу: <адрес>, владелец Гуляев М.А. Со слов хозяина в ночь на субботу 22.01.2022 загон, где находились гуси, подвергся нападению безнадзорных собак, часть гусей (4 штуки) были растерзаны за домом на улице, часть гусей (5 штук), разгрызанные остались лежать в загоне. Загон со всех сторон огорожен сеткой и забором со стороны улицы, сверху накрыт сеткой.
Представителем ответчика – администрации МО «Камызякский района Астраханской области представлены два Контракта № от 17.03.2021, заключенный между МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО5 (Исполнитель), и Контракт № от 14.09.2021, заключенный между МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» (Заказчик) и ООО «Экоприют» (Исполнитель), предметом которых является оказание услуг «Мероприятия по отлову, содержанию и возврату на прежнее места обитания животных без владельцев».
В результате выполнения контрактов Исполнителями на территории с. Тузуклей Камызякского района Астраханской области отловлено 13 собак, не имеющих владельцев, что подтверждается актами отлова животных от 13.10.2021, 31.05.2021. После отлова данные собаки были стерилизованы, вакцинированы, чипированы и возвращены на прежнее место обитания, что подтверждено соответствующими актами.
Из письма № 02/1268 от 21.02.2022 заместителя главы администрации МО «Камызякский район по вопросам ЖКХ и строительства ФИО6 на обращение Гуляева М.А. следует, что администрация МО «Камызякский район» является дотационным учреждением, где на отлов животных выделяются субсидии из бюджета Астраханской области. В настоящее время проводятся мероприятия на определение исполнителя по организации мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, по итогам аукциона выбранная специализированная организация проведет мероприятия – стерилизация, лечение, вакцинацию, чипирование. Как только будет подписан контракт, указанный адрес в обращении будет внесен в заявку по проведению данного мероприятия.
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На основании статьи 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Для наступления ответственности, предусмотренной статьей 1064 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действия - причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиям. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Проанализировав представленные материалы и вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу, что на администрацию МО «Камызякский район» Астраханской области не может быть возложена обязанность по возмещению истцу ущерба, поскольку отсутствует сам факт наличия незаконных действий (бездействия) ответчика, а соответственно и его вина. Ответчик выполнил все свои обязательства, возложенные на него Законом.
Истцом не доказана совокупность обстоятельств, влекущих наступление гражданско-правовой ответственности ответчика в виде возмещения истцу сумм материального и морального вреда.
Достоверных и достаточных доказательств наличия причинной связи между возникшим у истца Гуляева М. А. вредом и какими-либо противоправными действиями (бездействием) ответчика истцом не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что факт причинения смерти домашней птице безнадзорными собаками никто не наблюдал, материалами дела не подтвержден, сами трупы павших гусей на исследование ветеринарной службе не предъявлялись, по фотографиям погибших гусей, предоставленных истцом, невозможно определить, что они погибли от укусов собак.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 1964, 1969 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гуляева Михаила Алексеевича к администрации муниципального образования «Камызякский район» о взыскании материального вреда, судебных издержек в виде уплаченной государственной пошлины, доверенности, почтовых расходов, проезда, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда с подачей жалобы через Камызякский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Решение постановлено судьей в совещательной комнате на компьютере.
Мотивированное решение составлено 6 апреля 2022 г.
Судья подпись Г. Е. Шараева