Судья Бондарь Е.М. Дело № 33-8201/2023 (2-1254/2023)
Докладчик Вязникова Л.В. УИД 42RS0011-01-2023-000007-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2023 г. г.Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Першиной И.В.,
судей Вязниковой Л.В., Котляр Е.Ю.,
при секретаре Шустеровой П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Вязниковой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу Голубевой Натальи Юрьевны
на решение Ленинск -Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 5 июня 2023 г.
по иску Худокормова Дмитрия Борисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в общий страховой стаж,
УСТАНОВИЛА:
Худокормов Д.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения № 823716/21 от 14.03.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в общий страховой стаж.
Определением суда произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее – ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу).
Требования мотивированы тем, что 07.12.2021 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Пенсионного фонда <данные изъяты> ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 6 лет 11 месяцев 7 дней (при требуемом 7 лет) и общего страхового стажа - 16 лет 3 месяца 13 дней при требуемых 20 годах).
После уточнения требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что пенсионным органом не учтены периоды его работы в Республике Казахстан с 22.11.2010 по 28.02.2014 (3 года 3 месяца 6 дней) в ТОО «Батыр», с 01.04.2015 по 31.12.2015 (8 мес. 27 дней) - в ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс», так как не подтверждены справками, ответы на запросы в адрес ОПФР по Кемеровской области -Кузбассу не поступали, не представлены сведения после 2001 года об уплате страховых взносов в ПФР. Формуляр «О стаже работы», удостоверенный АО «Единый накопительный пенсионный фонд», не поступил.
С указанным решением истец не согласен в части, указывая, им получены справки, подтверждающие льготный характер работы, в ТОО «Батыр» была получена справка, уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимая для назначения льготной пенсии, а также выдана архивная справка о наличии сведений архивного фонда «Шахтостроительное управление «Карагандашахтпроходка», комбината «Карагандашахтстрой», однако при подаче заявления в Пенсионный фонд о назначении пенсии эти справки у него не приняли, пояснив, что пенсионный орган самостоятельно направит запросы. На запросы Пенсионного фонда пришли ответы частично, и не поступил ответ из АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
Из ответа ЕНПФ следует, что персональные сведения застрахованных лиц третьим лицам не предоставляются, в том числе и государственным учреждениям, так как данные являются конфиденциальными, такие сведения может получить сам истец, направив запрос на сайт. Он обратился с запросом, ему пришел ответ и распечатка, подтверждающая отчисления в Пенсионный фонд за периоды с 2010 по 2014 гг., с 2014 по 2015 гг., с 2015 по 2017 гг. Он предоставил данный ответ в пенсионный орган, однако эти документы у него не приняли, в страховой стаж не включили.
С учётом уточнения требований просил суд признать решение об отказе в установлении пенсии ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу <данные изъяты> незаконным; обязать ответчика включить спорные периоды работы с 22.11.2010 по 28.02.2014 (3 года 3 месяца 6 дней) в <данные изъяты> с 01.04.2015 по 31.12.2015 (08 мес. 27 дней) в <данные изъяты> в его общий страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 08.12.2021.
Решением Ленинск -Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 5 июня 2023 г. исковые требования Худокормова Д.Б. удовлетворены.
Суд признал незаконным решение ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу <данные изъяты> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Худокормову Д.Б.
Обязал ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу включить Худокормову Д.Б. периоды работы на территории Республики Казахстан с 22.11.2010 по 28.02.2014 в <данные изъяты> с 01.04.2015 по 31.12.2015 в <данные изъяты> в общий страховой стаж и назначил досрочную страховую пенсию по старости Худокормову Д.Б. в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, с учетом уменьшения возраста, то есть с 08.12.2021.
Взысканы с ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу в пользу Худокормова Д.Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу Голубева Н.Ю. просит решение суда отменить, указывая на незаконность включения в страховой стаж истца спорных периодов работы ввиду не поступления предусмотренного действующим законодательством формуляра из компетентного органа Республики Казахстан.
В заседании суда апелляционной инстанции Худокормов Д.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем размещения информации о дне рассмотрения дела на сайте Кемеровского областного суда, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, отсутствие сторон и их представителей не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав истца Худокормова Д.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Худокормов Д.Б., <данные изъяты>, 07.12.2021 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом уменьшения возраста по достижении возраста 53 года (08.12.2020), возраста 54 года достиг 08.12.2021.
Решением пенсионного органа №<данные изъяты> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у требуемого специального стажа по Списку 1 (в наличии 6 лет 11 месяцев 7 дней при требуемом стаже 7 лет при достижении возраста 53 года), а также в связи с отсутствием общего страхового стажа (в наличии 16 лет 3 месяца 13 дней при требуемом стаже 20 лет).
Как следует из оспариваемого решения, истцу не зачтены в страховой стаж следующие периоды работы в Республике Казахстан: с 01.01.2002 по 30.09.2004 – Карагандинская ТЭЦ №1 (2 года 9 месяцев), с 22.11.2010 по 30.11.2014 (4 года 8 дней) - <данные изъяты> с 03.03.2015 по 19.06.2017 (2 года 3 мес.16 дней) – <данные изъяты>, в связи с отсутствием формуляра, удостоверенного <данные изъяты> предусмотренного Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 № 122.
Худокормов Д.Б. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования РФ с 01.08.2017.
Из трудовой книжки истца, следует:
- 17.06.1997 принят на работу страшим мастером электрического цеха Карагандинская ТЭЦ №1; 31.10.1997 в связи с договором о купле-продаже имущественного комплекса ТЭЦ №1 уволен переводом в <данные изъяты> куда принят 01.11.1997 старшим мастером электрического цеха; 06.02.2003 <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>»; 30.09.2004 индивидуальный трудовой договор расторгнут по соглашению сторон. Указанные обстоятельства также подтверждаются справками о подтверждении стажа <данные изъяты>, о заработной плате № <данные изъяты>, копией приказа об увольнении работников от 31.10.1997 (л.д. 22-27);
- 22.11.2010 принят на работу в <данные изъяты> в качестве электрослесаря подземного 5 разряда в электроцех; 30.11.2014 трудовой договор расторгнут по инициативе работника, что также подтверждается справкой, уточняющей особый характер условий труда (л.д. 19);
- 03.03.2015 принят на работу в <данные изъяты> в качестве наладчика автоматических линий; 05.01.2016 переведен на должность электрика пятого разряда; 19.06.2017 трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Из справки <данные изъяты> (Республика Казахстан), следует, что Худокормов Д.Б. работал старшим мастером по ремонту на <данные изъяты> с 17.06.1997 по 30.09.2004. С января 1998 в Республике Казахстан все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд. В период с января 2002 г. по сентябрь 2004 г. у Худокормова Д.Б. удержания пенсионных отчислений из заработной платы производились в размере 10% со всех сумм соответственно.
В целях подтверждения оплаты страховых взносов истцом предоставлена справка № 12 от 23.11.2021 о суммах доходов и перечисленных обязательных пенсионных взносов за период работы в <данные изъяты>» с ноября 2010 по ноябрь 2014.
Кроме того, представлены сведения из <данные изъяты> с закрытого индивидуального пенсионного счета истца за периоды с 01.01.2010 по 06.01.2014, с 06.01.2014 по 31.12.2015 об уплате пенсионных взносов.
С заявлением о назначении пенсии Худокормов Д.Б. обратился в пенсионный орган 07.12.2021, специальный стаж истца по Списку № 1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на указанную дату составил 6 лет 11 месяцев 7 дней.
08.12.2021 истец Худокормов Д.Б. достиг возраста 54 года, по достижению которого специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1 с учетом уменьшения возраста, составляет 6 лет.
Исходя из материалов дела, ответчиком засчитано в страховой стаж истца 16 лет 03 месяца 13 дней, с учетом сложения со спорным периодом общий страховой стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составлял 20 лет 03 месяца 16 дней (16 лет 03 месяца 13 дней + 03 г. 03 мес. 06 дней + 08 мес. 27 дней).
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Худокормова Д.Б. величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 32,142, при требуемой 30.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы доказательства, доводы сторон, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для включения Худокормову Д.Б. спорных периодов работы в Республике Казахстан в страховой стаж, исходя из документального подтверждения выполнения работ, осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан и уплаты обязательных пенсионных взносов за периоды работы истца с 22.11.2010 по 28.02.2014 (3 года 3 мес. 06 дней) - в <данные изъяты> с 01.04.2015 по 31.12.2015 (08 мес. 27 дней) - в <данные изъяты>
Ввиду того, что несоблюдение формы составления документов со стороны компетентных органов Республики Казахстан не могут являться основанием для ограничения прав гражданина Российской Федерации Худокормова Д.Б. в назначении страховой пенсии, а указанные периоды подлежат включению в общий страховой стаж истца, суд признал решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу) <данные изъяты> незаконным.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу включить Худокормову Дмитрию Борисовичу, <данные изъяты> (<данные изъяты> периоды работы на территории Республики Казахстан с 22.11.2010 по 28.02.2014 в <данные изъяты>», с 01.04.2015 по 31.12.2015 в <данные изъяты>» в общий страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости Худокормову Дмитрию Борисовичу в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, с учетом уменьшения возраста, то есть с 08.12.2021.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии правовых оснований для включения в общий страховой стаж спорного периода работы с 22.11.2010 по 28.02.2014 и с 01.04.2015 по 31.12.2015 и признании решения пенсионного органа № <данные изъяты> незаконным, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно части 2 статьи 11 данного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Доводы жалобы о том, что в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, стаж работы после 13 марта 1992 года подтверждается только посредством обмена формулярами компетентных органов государств - членов, тогда как архивные справки не могут служить основанием для зачета в стаж указанных периодов, а являются лишь дополнительными документами при назначении пенсии, поскольку период работы истца после 13 марта 1992 года не подтвержден формуляром компетентного органа Республика Казахстан, основаны на неверном толковании норм материального права.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", денонсированное 30 июня 2022 г., прекратившего свое действие с 1 января 2023 г. в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения (далее по тексту – Соглашение,), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Согласно ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).
Согласно письму Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, периоды работы на территории Республики Казахстан подлежат включению в стаж, в том числе на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при условии, что выполнявшаяся в особых условиях труда работа соответствует условиям (критериям), предусмотренным законодательством РФ, а также при условии, что по законодательству Республики Казахстан приобретенный гражданином на территории данного государства трудовой стаж учитывается при установлении права на пенсию на льготных основаниях.
При назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию: из государств - бывших Республик Союза ССР", документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из указанных государств должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Приказом N 258н от 31.03.2011 Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно п. 4 которого в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Из указанных норм следует, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений в том числе на территории Республики Казахстан, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. Из указанного не следует, что документы о работе на территории государства - участника Соглашения должны выдаваться только строго определенным компетентным органом. При этом предоставление документов в подтверждение пенсионных прав непосредственно заявителем (гражданином) не исключается. Государства взяли на себя обязанность информировать друг друга о действующем у них пенсионном законодательстве, его изменениях (в целях разрешения вопроса о приобретении права на пенсионное обеспечение в период работы на территории иностранного государства), принимать меры к установлению юридически значимых для назначения пенсии обстоятельств, при том, что документы, выданные в надлежащем порядке, должны приниматься другим государством без легализации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (действующим на момент возникновения спорных правоотношений), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора в части включения спорных периодов в страховой стаж, а также в части включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в указанной части соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Ввиду предоставления документального подтверждения осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды (трудовая книжка, справки, копии лицевых счетов, выписки ИПС), а также подтверждения факта уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) Республики Казахстан за спорный период, суд первой инстанции обоснованно включил в страховой стаж периоды работы истца с 22.11.2010 по 28.02.2014 и с 01.04.2015 по 31.12.2015.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения спорных периодов в страховой стаж, судебная коллегия принимает во внимание документ, подтверждающий периоды работы по трудовому договору, каковым является трудовая книжка на имя истца, которая имеется в материалах дела, и в которой содержатся все необходимые сведения о должности и периоде работе истца в спорный период. Записи в трудовой книжке последующие и предыдущие спорному периоду - последовательны, записаны под номерами, следующими друг за другом, отражают также последовательно календарные периоды работы истца, имеются ссылки на приказы о приеме и увольнении истца в спорный период.
Отсутствие ответов из компетентных органов по запросам ответчика в срок, установленный ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при наличии справок об отчислении в пенсионный фонд за период с 2010 по 2014, 2014-2015, 2015-2017 гг., справок о подтверждении стажа в <данные изъяты> с 2002 по 2004 и факта осуществления трудовой деятельности с особым характером работ и условий труда с 22.11.2010 по 30.11.2014 в <данные изъяты> о суммах дохода выплаченных физическому лицу и осуществленных дохода обязательных пенсионных взносов с ноября 2010 по ноябрь 2014, выписки об отчислениях из <данные изъяты> за период с 03.03.2015 по 19.06.2017, направленных в адрес истца по его самостоятельному обращению, не может создавать для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорных периодов работы в стаж для исчисления пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное, представленные справки, подтверждающие факт осуществления Худокормовым Д.Б. трудовой деятельности в Республике Казахстан в спорный период времени, обоснованно приняты судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства и оценены по правилам статьи ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
08.12.2021 истец достиг возраста 54 лет, его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составил 6 лет 11 мес. 7 дней, при необходимом стаже 6 лет (с учетом уменьшения возраста).
Страховой стаж с учетом спорных периодов и составил 20 лет 03 мес. 16 дней (16 лет 03 мес. 13 дней + 3 года 3 мес. 6 дней + 8 мес. 27 дней), при необходимом стаже 20 лет, что дает ему право на назначение указанной страховой пенсии по старости.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений стороны ответчика при рассмотрении дела и являлись предметом правовой оценки суда первой инстанции, результат которой подробно и мотивированно изложен в обжалуемом решении, в связи с чем они признаются судебной коллегией несостоятельными, направленными исключительно на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Выводы суда соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск -Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 5 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу Голубевой Натальи Юрьевны – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Першина
Судьи Л.В. Вязникова
Е.Ю. Котляр
Мотивированное апелляционное определение составлено 19.09.2023.